Формирование предпосылок универсальных учебных действий в ДОУ

Разделы: Логопедия


Поступление в школу - это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности - учебному. Умение учиться - это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.

Вот это «умение учиться», т.е. способность к самостоятельному усвоению и получению знаний через практическую деятельность, и называется термином «универсальные учебные действия».

В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:

  • личностный;
  • регулятивный;
  • познавательный;
  • коммуникативный.

Личностные УУД

  • Самоопределение - внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.).
  • Смыслообразование - смысл и мотивация учебной деятельности. (Какое значение, смысл имеет для меня учение).
  • Нравственно-этического оценка - способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.

Предпосылками личностных УУД являются:

  • умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
  • умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
  • формирование познавательной и социальной мотивации;
  • формирование адекватной самооценки;
  • формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
  • формирование способности учитывать чужую точку зрения;
  • воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).

Регулятивные УУД

  • Целеполагание - умение сохранять заданную цель.
  • Планирование - умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.
  • Прогнозирование - умение видеть результат своей деятельности.
  • Контроль - умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу.
  • Коррекция - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
  • Оценка - умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку
  • взрослого и сверстника.

Предпосылками регулятивных УУД являются:

  • умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
  • умение сохранять заданную цель;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
  • умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
  • умение контролировать свою деятельность по результату;
  • умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
  • умение работать по инструкции взрослого;
  • умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
  • готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
  • умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
  • умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) - сформированность мелкой моторики рук.

Познавательные УУД

  • Ориентировка в пространстве и времени.
  • Умение применять правила и пользоваться инструкциями.
  • Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого.
  • Умение работать по заданному алгоритму.
  • Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.

Информационные

  • Умение работать с книгой.

Логические

  • Классификация.
  • Анализ.
  • Синтез.
  • Сравнение.
  • Обобщение.
  • Сериация.
  • Исключение лишнего.
  • Подбор подходящего.
  • Установление причинно-следственных связей.
  • Использование знаково-символических средств.

Предпосылками познавательных УУД являются:

  • ориентировка в пространстве и времени;
  • умение применять правила и пользоваться инструкциями;
  • умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
  • умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
  • умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
  • умение выделять существенные признаки объектов;
  • умение устанавливать аналогии на предметном материале;
  • умение производить знаково-символические действия;
  • умение производить анализ и синтез объектов;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • умение ориентироваться в книге;
  • умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
  • умение находить нужную страницу;
  • умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
  • умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.).

Коммуникативные УУД

  • Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
  • Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
  • Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе.
  • Умение вести монолог, отвечать на вопросы.
  • Владение невербальными средствами общения.

Предпосылками коммуникативных УУД являются:

  • потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
  • владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
  • умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
  • эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
  • умение слушать собеседника;
  • умение ставить вопросы; обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
  • умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • умение формулировать собственное мнение и позицию;
  • умение строить понятные для партнёра высказывания.

Виды заданий для формирования универсальных учебных действий

Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:

  • участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах - во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
  • подведение промежуточных итогов и итогов занятия - во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
  • творческие задания - повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
  • самооценка - детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;
  • дневники достижений - ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое.

Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующих заданий:

  • классификация - детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
  • анализ - предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
  • синтез - объединение отдельных компонентов в целое;
  • сравнение - детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
  • обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
  • сериация - установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
  • исключение лишнего - нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
  • подбор подходящего - необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
  • прохождение лабиринтов - детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
  • работа с разного вида таблицами - детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
  • знаки и символы - умение работать со знаками и символами;
  • работа со схемами, составление схем-опор;
  • решение логических задач - решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;
  • установление причинно-следственных связей - «что сначала, что потом»;

Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:

  • «преднамеренные ошибки» - детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
  • поиск нужного материала (картинок) - требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
  • взаимоконтроль - детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
  • заучивание материала наизусть - предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
  • «ищу ошибки» - могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например, в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
  • контрольный опрос - может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.

Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:

  • «составь рассказ», «опеши предмет» - детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
  • составление диалога (работа в парах) - можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
  • «выскажи свое мнение о…» - детям предлагается высказать свое мнение, например, о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
  • обсуждение, рассуждение, спор - предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
  • групповая работа - любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
  • «объясни…» - можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку;
  • «ответь на вопросы» - детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.

Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.