Поступление в школу - это начало большого пути ребенка, переход на следующий возрастной этап жизни. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет образ жизни ребенка, а иногда и всей семьи. Беззаботность дошкольников, их беспечность, увлеченность игрой уходят в прошлое. Начинается жизнь, наполненная новыми требованиями, обязанностями и ограничениями. Обучение в школе требует от ребенка готовности к новому виду деятельности - учебному. Умение учиться - это желание и умение самостоятельно осуществлять учебную деятельность.
Вот это «умение учиться», т.е. способность к самостоятельному усвоению и получению знаний через практическую деятельность, и называется термином «универсальные учебные действия».
В дошкольном возрасте различают 4 блока УУД:
- личностный;
- регулятивный;
- познавательный;
- коммуникативный.
Личностные УУД
- Самоопределение - внутренняя позиция будущего школьника, личностное, профессиональное, жизненное определение. (Какой я есть, каким я хочу стать, каким я буду, что я могу, что я знаю, к чему я стремлюсь и т.п.).
- Смыслообразование - смысл и мотивация учебной деятельности. (Какое значение, смысл имеет для меня учение).
- Нравственно-этического оценка - способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм и правил.
Предпосылками личностных УУД являются:
- умение осознавать свои возможности, умения, качества, переживания;
- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами и моральными нормами;
- умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях;
- формирование познавательной и социальной мотивации;
- формирование адекватной самооценки;
- формирование умения прийти на помощь другу, герою сказки и т.п.;
- формирование способности учитывать чужую точку зрения;
- воспитание нравственных ориентиров (любовь к близким, малой родине, уважение к старшим, бережное отношение ко всему живому и т.п.).
Регулятивные УУД
- Целеполагание - умение сохранять заданную цель.
- Планирование - умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей.
- Прогнозирование - умение видеть результат своей деятельности.
- Контроль - умение контролировать свою деятельность по результату деятельности и по процессу.
- Коррекция - умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого.
- Оценка - умение оценивать правильность выбранного действия или поступка, адекватно понимать оценку
- взрослого и сверстника.
Предпосылками регулятивных УУД являются:
- умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
- умение сохранять заданную цель;
- умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;
- умение планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей;
- умение контролировать свою деятельность по результату;
- умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- умение работать по инструкции взрослого;
- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания;
- готовность выбирать для себя род занятий из предложенных на выбор;
- умение удерживать внимание, слушая короткий текст, который читает взрослый, или рассматривая репродукцию;
- умение правильно держать орудия письма и инструменты (карандаш, ручка, рамка, лупа и т.п.) - сформированность мелкой моторики рук.
Познавательные УУД
- Ориентировка в пространстве и времени.
- Умение применять правила и пользоваться инструкциями.
- Умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого.
- Умение работать по заданному алгоритму.
- Умение узнавать и называть объекты и явления окружающей действительности.
Информационные
- Умение работать с книгой.
Логические
- Классификация.
- Анализ.
- Синтез.
- Сравнение.
- Обобщение.
- Сериация.
- Исключение лишнего.
- Подбор подходящего.
- Установление причинно-следственных связей.
- Использование знаково-символических средств.
Предпосылками познавательных УУД являются:
- ориентировка в пространстве и времени;
- умение применять правила и пользоваться инструкциями;
- умение (при помощи взрослого) создавать алгоритмы действий при решении поставленных задач;
- умение узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности;
- умение осуществлять классификацию и сериацию на конкретном предметном материале;
- умение выделять существенные признаки объектов;
- умение устанавливать аналогии на предметном материале;
- умение производить знаково-символические действия;
- умение производить анализ и синтез объектов;
- умение устанавливать причинно-следственные связи;
- умение ориентироваться в книге;
- умение листать книгу вперёд-назад с определённой целью;
- умение находить нужную страницу;
- умение ориентироваться по условным обозначениям в книге;
- умение работать по иллюстрации (рассмотрение иллюстрации с разными задачами: оценка смысла всей иллюстрации или её части, поиск нужных частей иллюстрации, нужных героев, предметов и т.п.).
Коммуникативные УУД
- Умение устанавливать контакты со сверстниками и взрослыми.
- Умение взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
- Умение организовывать совместную деятельность в парах, в подгруппе и в коллективе.
- Умение вести монолог, отвечать на вопросы.
- Владение невербальными средствами общения.
Предпосылками коммуникативных УУД являются:
- потребность ребенка в общении с взрослыми и сверстниками;
- владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;
- умение строить монологичное высказывание и диалоговую речь;
- эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
- умение слушать собеседника;
- умение ставить вопросы; обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- умение формулировать собственное мнение и позицию;
- умение строить понятные для партнёра высказывания.
Виды заданий для формирования универсальных учебных действий
Для формирования предпосылок личностных УУД используются следующие задания:
- участие в обсуждениях, рассуждениях, спорах - во время обсуждений, рассуждений и споров дети учатся аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- подведение промежуточных итогов и итогов занятия - во время подведения итогов у детей происходит осмысление полученных знаний и опыта;
- творческие задания - повышают интерес к процессу познания, изучения нового материала;
- самооценка - детям предлагается оценить свою работу, свои достижения на занятии, а также может быть предложено, оценить работу других детей;
- дневники достижений - ведут с целью повышения своей эффективности и самооценки. Можно предложить детям приклеивать в дневник наклейки за какое-то достижение, даже за самое маленькое.
Для формирования предпосылок познавательных логических УУД целесообразно использование следующих заданий:
- классификация - детям предлагается распределить какие-то объекты по группам;
- анализ - предлагается выделить, расчленить объект на составляющие его элементы;
- синтез - объединение отдельных компонентов в целое;
- сравнение - детям предлагается найти и выделить черты сходства и различия в предметах;
- обобщение - выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах;
- сериация - установление последовательных взаимосвязей, выстраивание объектов в определенном порядке;
- исключение лишнего - нахождение «лишнего» предмета и объяснение, почему этот предмет является лишним.
- подбор подходящего - необходимо подобрать к предложенным предметам, подходящий по смыслу предмет;
- прохождение лабиринтов - детям предлагается пройти по лабиринту от начала до конца;
- работа с разного вида таблицами - детям предлагаются игры и упражнения типа «Чего не хватает в таблице?», «Заполни таблицу», «Что изменилось в таблице» и т.п.;
- знаки и символы - умение работать со знаками и символами;
- работа со схемами, составление схем-опор;
- решение логических задач - решение различных логических задач, в том числе и задачи с отрицанием;
- установление причинно-следственных связей - «что сначала, что потом»;
Для формирования предпосылок регулятивных УУД возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки» - детям предлагаются задания с заранее обдуманными ошибками, которые они должны найти, назвать и обосновать;
- поиск нужного материала (картинок) - требуется найти среди предложенных картинок, картинки по заданной теме;
- взаимоконтроль - детям предлагается проверить правильность выполнения того или иного задания;
- заучивание материала наизусть - предлагается выучить стихотворение, потешку, скороговорку, и др. наизусть;
- «ищу ошибки» - могут быть предложены задания, где надо найти ошибки, например, в словах, или отыскать неправильно написанные буквы;
- контрольный опрос - может использоваться как в конце занятия, так и во время занятия, с целью осуществления контроля по пониманию темы. Можно предложить детям самостоятельно придумать вопросы по теме для других детей.
Для формирования предпосылок коммуникативных УУД можно предложить следующие виды заданий:
- «составь рассказ», «опеши предмет» - детям предлагается составить рассказ или описать предмет с опорой на картинку или без нее;
- составление диалога (работа в парах) - можно предложить детям разыграть ситуацию в парах, использую диалоговую речь.
- «выскажи свое мнение о…» - детям предлагается высказать свое мнение, например, о поведении детей на картинке (хорошо, плохо), о предметах (красиво, не красиво);
- обсуждение, рассуждение, спор - предлагается обсудить определенные вопросы по теме, выразить свое мнение, и доказать свою точку зрения;
- групповая работа - любая совместная групповая работа формирует коммуникативные УУД;
- «объясни…» - можно объяснять выполнение своих действий, или прокомментировать картинку;
- «ответь на вопросы» - детям предлагается ответить на вопросы педагога или группы по изучаемой теме или по определенному заданию.
Итак, основными средствами формирования универсальных учебных действий являются вариативные по формулировке учебные задания, такие как: объясни, проверь, докажи, оцени, придумай, выбери, сравни, подбери, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д., которые нацеливают детей на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам; устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.