Развитие речи детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью

Разделы: Логопедия


У многих детей с СДВГ отмечаются нарушения развития речи. Данные об их распространенности в литературе колеблются от 30 до 60%, что связано с тем, что к моменту обращения к специалистам многие дети достигают возраста 5 и более лет, и тогда признаки отставания речевого развития приходится оценивать ретроспективно. Ретроспективный анализ особенностей формирования речи показал, что задержка речевого развития с проявлениями моторной алалии отмечалась у 12 % детей. Причина моторной алалии - нарушение функций речедвигательного анализатора. У ребенка затруднена организация речевых движений, их координация, поэтому речевое развитие задержано. Понимание речи при этом не страдает. Самостоятельная речь у этих детей долго не развивалась, либо оставалась на уровне отдельных звуков, слов. Вместо речи, дети пользовались мимикой и жестикуляцией, особенно в эмоционально окрашенных ситуациях. Первые слова и фразы появлялись поздно. Речь была замедленна, обеднена, словарный запас скуден, ограничен обиходно-бытовой тематикой, много парафазий, перестановок, персевераций. Позднее речь появлялась, хотя и со значительной задержкой. В дошкольном возрасте 34 % детей дислалия и дизартрия, 3 % заикание. Одновременно с этим у этих детей все больше проявлялась логорея, громкость речи, перескакивание с одной мысли на другую, неумение выслушивать собеседника, желание перебивать других, вмешиваться в разговор или начинать его в неподходящей ситуации. Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью плохо излагают свои мысли, часто используют незнакомые для собеседника связи с предыдущими событиями или контекстом, что делает их высказывания малопонятными. Кроме того, у детей с СДВГ недостаточно сформированы некоторые речевые функции (называемые прагматическими).

Для всех детей с синдромом дефицита внимания характерно преобладание расстройств развития экспрессивной речи, для некоторых форм характерны расстройства рецептивной речи. Для детей с СДВГ с преобладанием гиперактивности и импульсивности наиболее характерны нарушения артикуляции и умеренные нарушения экспрессивной речи [4].

Устная речь детей с ЗПР содержит негрубые нарушения как произношения, так и грамматического строя. Для многих из них характерны:

  • Недостаточность звукопроизношения свистящих и шипящих звуков (сигматизм), нарушение произношения звука [р] (ротацизм), которое обусловлено вялостью артикуляции;
  • Недостаточная сформированность фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Недостаточность межанализаторного взаимодействия, т. е. дети с трудом образуют слуходвигательное, зрительно-двигательные, слухозрительные связи;
  • Недостаточность словарного запаса, он представлен прилагательными, местоимениями, наречиями, причастиями и деепричастиями;
  • Нарушение логического построения связанных высказываний. Наблюдается застревание на второстепенных деталях и пропуск важного логического звена, нарушение передачи последовательности событий. Дети с ЗПР легко соскальзывают с одной темы на другую.

У детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью наблюдаются все виды нарушений речи, наблюдающиеся и у детей с нормальным интеллектом. Характерным признаком клинической картины нарушений у большинства детей с является сложность речевой патологии, наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных дефектов речи. Многие проявления патологии речи связаны с общими психопатологическими особенностями этих детей, с особенностями протекания речевой деятельности в целом.

По-видимому, в основе трудностей формирования навыков чтения и письма при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью наряду с нарушениями внимания и импульсивностью лежит недостаточность речевых функций, памяти, зрительно-пространственного восприятия.

При исследовании орального праксиса было выявлено наличие у этих детей затруднений при выполнении заданий на динамическую организацию движений. Нарушена у детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью моторика кистей и пальцев рук, особенно при выполнении тонких произвольных движений, что отрицательно сказывается на становлении навыков письма. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Дислексия - частичное специфическое нарушение процесса чтения и одна из форм недоразвития письменной речи, она проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. По своим психофизическим механизмам чтение - более сложный процесс, чем устная речь, оно включает в себя зрительное восприятие и узнавание букв, соотнесение букв с соответствующими звуками, воспроизведение произносимого образа слова и его понимание. Дети с дислексией испытывают значительные трудности в освоении навыками чтения и, как правило, письма, несмотря па нормальный уровень интеллектуального развития, отсутствие нарушений со стороны зрительного, слухового анализаторов и педагогической запущенности [11,с.29-30].

Для успешного овладения чтением необходимы: сформированность устной речи фонетико-фонематической ее стороны (произношение и слуховая дифференциация фонем, фонематический анализ и синтез), лексико-грамматического анализа и синтеза; достаточное развитие пространственных представлений и зрительной памяти. При дислексии нарушаются зрительно-пространственное опознавание букв; перевод зрительных схем букв (графем) в соответствующие им слышимые звуки (фонемы) - соотнесение графемы с фонемой (процессы декодирования); понимание прочитанного.

В процессе чтения при дислексии наблюдаются следующие основные типы ошибок.

Замены и смешения звуков при чтении: замены фонетически близких звуков, в том числе звонких и глухих (д-т, з-с, б-п, ж-ш, г-к, в-ф), аффрикат (ч-щ, ч-ц, ч-т' ц-т, ц-с) и др. замены букв по оптическому сходству (п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш, м-л, л-и, б-д, в-д, н-к, ц-щ, с-о, с-е).

Побуквенное чтение: нарушение слияния звуков в слоги и слова.

Искажения звукослоговой структуры слова, которые проявляются: в пропусках согласных при стечении, пропусках согласных и гласных при отсутствии стечения, в добавлениях звуков, перестановках звуков, пропусках, перестановках слогов и т.д.

Аграмматизмы: отмечаются нарушения в падежных окончаниях, в согласовании существительного и прилагательного, изменениях окончаний глаголов и т.д.

Нарушения понимания прочитанного на уровне отдельного слова, предложения или текста. Дисграфия - нарушение становления процессов письма и одна из форм недоразвития письменной речи, проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера. Основные типы ошибок при письме: оптические, фонематические, грамматические. Оптические ошибки: не различают графически сходные буквы: (п-н, п-и, п-т, у-и, ш-и, м-ш, м-л, л-и, б-д, в-д, н-к, ц-щ, с-о, с-е).

Фонематические ошибки (ошибки восприятия звуков речи): не различаются фонемы, имеющие акустико-артикуляционное сходство:

  • Звонкие и глухие (д-т, з-с, б-п, ж-ш, г-к, в-ф)
  • Лабиализованные гласные: о-у, е-ю
  • Заднеязычные: г-к-х
  • Сонорные: р-л, й-л'
  • Свистящие и шипящие: с-ш, з-ж, с'-щ;
  • Аффрикаты: ч-щ, ч-ц, ч-т', ц-т, ц-с.

Грамматические ошибки (дисорфография). Считается, что в основе трудностей формирования навыков письма и чтения при гиперактивности наряду с нарушениями внимания - недостаточность координации движений, зрительного восприятия и речевого развития. Поскольку общая и мелкая моторика у детей с синдромом дефицита внимания нарушена, то необходимо вводить занятия по развитию общей и мелкой моторики.

Среди детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическим расстройством развития речи преобладают дети с преимущественным нарушением развития экспрессивной речи.

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическими расстройствами развития речи отличаются более выраженными невнимательностью и гиперактивностью по сравнению с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью без речевых нарушений.

Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью в сочетании со специфическим расстройством развития речи отличаются более низким уровнем функционального созревания мозга, что подтверждено результатами ЭЭГ исследования.