Логопедическая работа с детьми с ОВЗ строится с соблюдением следующих условий:
- учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка;
- опорой на сохранные звенья;
- учетом структуры речевого дефекта.
В связи с этим особую значимость приобретает дифференцированный подход к коррекции нарушений речевого развития, учитывающий психологические особенности детей с ОВЗ, неоднородность симптомов, механизмов и структуры речевого дефекта у этой категории детей.
Дифференцированная коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ, исходя из выявленного типа речевого нарушения, включает:
- выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
- развитие просодической стороны речи;
- коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;
- коррекцию и развитие артикуляционной моторики;
- коррекцию звукопроизношения;
- коррекцию и развитие фонематического слуха;
- развитие зрительного гнозиса;
- звуко-слогового анализа и синтеза;
- формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
- навыков словообразования и словоизменения;
- обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи.
В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать обычные традиционные методы и приемы. Такие дети требуют особой подготовки, терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.
Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:
- Работа над речевой системой в целом;
- Максимальное использование сохранных анализаторов;
- Частый повтор упражнений с элементами новизны;
- Частая смена видов деятельности;
- Постепенное усложнение заданий и речевого материала;
- Конкретность и доступность заданий;
- Умеренный темп работы;
- Постоянное поддержание интереса к занятиям;
- Использование различных образовательных технологий.
Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов. На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.
Грамотная, комплексная логопедическая работа способствует положительной динамике речевого развития детей с ОВЗ и инвалидностью.