Особенности логопедической работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: ОВЗ


Логопедическая работа с детьми с ОВЗ строится с соблюдением следующих условий:

  • учетом индивидуальных психологических особенностей ребенка;
  • опорой на сохранные звенья;
  • учетом структуры речевого дефекта.

В связи с этим особую значимость приобретает дифференцированный подход к коррекции нарушений речевого развития, учитывающий психологические особенности детей с ОВЗ, неоднородность симптомов, механизмов и структуры речевого дефекта у этой категории детей.

Дифференцированная коррекционно-логопедическая работа с детьми с ОВЗ, исходя из выявленного типа речевого нарушения, включает:

  • выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и речевыми нарушениями коррекционных методов, приёмов и средств обучения в соответствии с уровнем развития и особых образовательных потребностей ребенка;
  • развитие просодической стороны речи;
  • коррекцию и развитие общей и мелкой моторики;
  • коррекцию и развитие артикуляционной моторики;
  • коррекцию звукопроизношения;
  • коррекцию и развитие фонематического слуха;
  • развитие зрительного гнозиса;
  • звуко-слогового анализа и синтеза;
  • формирование и развитие фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка;
  • навыков словообразования и словоизменения;
  • обогащение словарного запаса лексическими и грамматическими средствами языка, развитие навыков самостоятельной связной речи.

В работе с детьми с ОВЗ недостаточно использовать обычные традиционные методы и приемы. Такие дети требуют особой подготовки, терпения. Этим ребятам обязательно нужна мотивация, определенная заинтересованность, которая подогревает их интерес к работе.

Специфика логопедической работы с учащимися с ОВЗ заключается в следующем:

  • Работа над речевой системой в целом;
  • Максимальное использование сохранных анализаторов;
  • Частый повтор упражнений с элементами новизны;
  • Частая смена видов деятельности;
  • Постепенное усложнение заданий и речевого материала;
  • Конкретность и доступность заданий;
  • Умеренный темп работы;
  • Постоянное поддержание интереса к занятиям;
  • Использование различных образовательных технологий.

Все занятия строятся с применением слухового, зрительного, тактильного анализаторов. На таких логопедических занятиях ребенок, работая над своей проблемой и побеждая ее, видит положительный результат, это позволяет ему чувствовать себя успешным.

Грамотная, комплексная логопедическая работа способствует положительной динамике речевого развития детей с ОВЗ и инвалидностью.