Класс: 5.
Цель: развитие коммуникативных навыков обучающихся.
Задачи:
- дидактические: формировать умение видеть проблему и наметить пути её решения; формировать творческое мышление: тренировать навыки командной работы;
- развивающие: тренировать умение формулировать собственные высказывания; развивать навыки грамотного письма;
- воспитательные: тренировать умение отвечать по очереди; воспитывать навыки активного слушания и уважительного отношения к отвечающему.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Использовать полученную информацию для решения образовательных задач.
- Получение опыта расширения и творческого применения в реальной жизни приобретаемых универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Уметь планировать свои действия во времени в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
- Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
Коммуникативные УУД:
- Умение вести диалог, признавать возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения.
- Навыки работы в команде.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов.
- Самостоятельно отбирать для решения поставленных задач необходимые источники информации и форматы представления информации.
Оборудование: листы писчей бумаги формата А4, ручки, фломастеры (или цветные карандаши); интерактивная доска / проектор для фронтальной демонстрации учебной презентации; раздаточный учебный материал (фотографии и тексты).
Организация: малые группы, круглые столы (презентация рассчитана на 4 команды, их количество можно менять по необходимости).
Длительность: 45 минут.
Ход занятия (тренинга)
Организационный этап
Обучающиеся делятся на малые группы и рассаживаются за круглые столы. Деление на группы свободное (после каждого задания группы будут перемешиваться).
Актуализация субъективного опыта обучающихся и вывод темы тренинга
Учитель спрашивает обучающихся, слышали ли они что-то об искусственном интеллекте?
Обучающиеся делятся известной им информацией.
Учитель выслушивает ответы детей, выделяя особенно уместные ответы. Далее учитель подводит разговор к обозначению актуальности темы тренинга.
Искусственный интеллект пока ещё относительно примитивен, но несмотря на это уже существующие нейросети успешно справляются с такой задачей, как написание текстов. Это могут быть статьи на любую тематику - от художественных текстов до настоящих научных статей. Таким образом нейросеть уже практически заменила человека в роли автора текста. Но редактировать текст в соответствии с определёнными запросами нейросети ещё не обучились. Поэтому функция редактора (в различных профессиях) ещё сохраняется за человеком. Навык редактирования весьма полезный, в чём мы сегодня наглядно убедимся.
Основной этап
Постановка учебных задач
Учитель спрашивает обучающихся, зачем людям необходима письменная речь? (Для передачи информации на расстоянии, для сохранения информации во времени, обеспечивая возможность обучения новых поколений)
Учитель просит некоторых обучающихся по очереди привести примеры различных реплик: как ты договоришься с другом пойти погулять? Как ты заговоришь с продавцом в магазине / ПВЗ? Как начнёшь разговор с учителем в школе?
Учитель обращает внимание обучающихся на то, что в каждой конкретной ситуации устный разговор будет оформлен по-разному. То же самое мы наблюдаем и в письменной речи: существуют различные варианты составления и оформления текстов. Навык редактирования помогает точнее донести свою мысль и повышает успешность получения нужного отклика (будь то продажа товара, ответ на вопрос, одобрение просьбы и т.д.).
На вывод темы тренинга и постановку учебных задач закладывается не больше 5 минут.
Совместное исследование проблемы
Учитель предлагает группам тренировочное задание.
Задание 1. Разворачивание текста
Каждой группе обучающихся предлагается фото (в бумажном виде) с короткой подписью и бумага.
Учитель: рассмотрите полученные фотографии и подписи к ним. Попробуйте каждый составить и записать небольшой рассказ к данному фото. На размышление вам отводится 2 минуты (учитель включает таймер).
Для ответа от команды выступает один человек. Обучающиеся отвечают по очереди (4 минуты). При ответе обучающихся на экране фронтально демонстрируются соответствующие фотографии.
Учитель рассказывает детям, что каждый описал бы одну и ту же фотографию по-своему. Описание зависит от личности отвечающего. Поэтому у каждого человека и при редактировании будет получаться свой уникальный текст.
Новый теоретический материал
Учитель знакомит обучающихся с видами правки текста и обозначает, что сегодня они будут тренироваться только по некоторым из видов правок (правка-сокращение, обработка и переделка), опуская правку-вычитку для работы с технической редакцией (2 минуты).
Моделирование и конструирование нового способа действия
Задание 2. Переделка текста
Учитель задаёт каждой группе задание-тему для последующей переделки.
Переделывать обучающиеся будут свои же небольшие тексты, которые они составили по предложенным ранее фото. Каждая команда будет работать совместно по тексту одного из членов группы.
Примеры тем для переделки текстов:
- прорекламировать товар на данной фотографии (описание к товару с выделением его преимуществ)
- заинтересовать учёных в необходимости изучения объекта на фото (описание с выделением необычных особенностей)
- описать объект на фото в стиле стендап (высмеять, можно довести до абсурда)
- описать объект на фото так, чтобы получилась заметка в газете для садоводов
- описать объект на фото так, чтобы по нему можно было задать вопрос знатокам в передачу «Что? Где? Когда?» (с ответом на вопрос)
- описать объект на фото так, чтобы он вошёл в моду у молодёжи
- объяснить текстом, почему данный объект на фото сняли с производства (указать на недостатки и предложить более успешную альтернативу)
- описать объект на фото так, как о нём рассказал бы представитель этой сферы (в зависимости от объекта на фото: как производитель, учёный, заводчик, охотник, технолог и т.д.)
- описать объект на фото так, чтобы по нему можно было создать игру (настольную или компьютерную) или игрушку
На выполнение задания отводится 5 минут, на зачитывание ответа для каждой группы - по 1 минуте. При ответе обучающихся на экране фронтально демонстрируются соответствующие фотографии.
Организационный момент: некоторые участники команд меняются командами - учитель сам просит обучающихся поменяться местами в случайном порядке.
Решение частных задач
Задание 3. Сокращение текста
Данное задание можно выполнять на компьютере в приложении PowerPoint, но в рамках данного тренинга в целях экономии времени задание предлагается выполнять на листах бумаги формата А4 с использованием ручек, фломастеров или цветных карандашей.
Вновь образовавшимся командам учитель раздаёт заранее подготовленные тексты. Задача обучающихся - создать по предложенному тексту презентацию (на чистых листах бумаги зарисовать слайды с подписями). Стоит уточнить для обучающихся, что для лучшей зрелищности и понятности презентаций слайды стоит оформлять с минимальным содержанием текста, оставляя только опорные записи, термины, акценты. Предполагаемые изображения на слайдах записать в виде текста (чтобы не тратить время на зарисовку), например, в начерченном прямоугольнике написать «фото собаки».
На выполнение задания отводится 8 минут, на зачитывание ответа для каждой группы - по 1 минуте.
Примеры текстов для задания были взяты из электронного учебника «Биология. 5 класс. Базовый уровень. Пасечник В.В., Суматохин С.В., Гапонюк З.Г., Швецов Г.Г./ Под ред Пасечника В.В.», предаставленного в свободном доступе в библиотеке МЭШ.
Ссылки на тексты
- Команда 1 - §4. Методы исследования в биологии
https://school.mos.ru/vrlabs/schoolbook/textbook/4/chapters/243 - Команда 2 - §5. Измерения в биологических исследованиях
https://school.mos.ru/vrlabs/schoolbook/textbook/4/chapters/244 - Команда 3 - §9. Увеличительные приборы для исследований
https://school.mos.ru/vrlabs/schoolbook/textbook/4/chapters/249 - Команда 4 - §10. Клетка - основная единица живого организма
https://school.mos.ru/vrlabs/schoolbook/textbook/4/chapters/250
Применение общего способа действий к решению частных задач
Организационный момент: некоторые участники команд меняются командами - учитель сам просит обучающихся поменяться местами в случайном порядке.
Задание 4. Обработка текста
Учитель демонстрирует на слайдах примеры некорректно составленных текстов, взятые из повседневной жизни (скриншоты переписок в мессенджерах, фотографии объявлений, инструкций и проч.). Командам предлагается рассмотреть их и попытаться переформулировать некорректно составленные тексты так, чтобы смысл текста был донесён верно и понятно.
Предлагается разобрать 2 примера, на каждый отводится примерно по 3 минуты.
Подведение итогов тренинга
Учитель предлагает обучающимся ответить на следующие вопросы:
- какие виды правки текста мы сегодня тренировали?
- в каких профессиях пригодятся навыки редактирования текстов?
- в каких жизненных ситуациях мы прибегаем к редакции текстов?
- развивает ли этот навык нашу устную речь?
- какие ещё действия помогают нам развивать речь?
На подведение итогов тренинга отводится 2 минуты
Рефлексия
Обучающиеся дают обратную связь по предлагаемым моментам:
- какое задание было самым интересным? сложным?
- в каких ситуациях вы воспользуетесь этими навыками?
- на каких уроках вы бы хотели встречать подобные задания?
- поделитесь (при желании) мыслями, идеями, которые возникли в ходе сегодняшнего тренинга?
На рефлексию отводится около 2 минут.