Дидактическое пособие «Говорящие кубики»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Игра для детей - это всегда увлекательное занятие. Малыши могут часами строить башню, наряжать кукол или собирать конструктор. Но знаете ли вы, что играть можно со словами? Такие игры называются речевыми - они необходимы для развития речевой деятельности ребёнка.

Существуют игры для развития речи с нестандартными методами активизации речевых навыков у детей.

Целью данного дидактического пособия является индивидуально-ориентированная педагогическая технология, которая предоставляет возможность каждому учителю-логопеду или воспитателю адаптировать траекторию логопедического сопровождения в зависимости от речевых дефицитов у одного обучающегося или группы обучающихся. Пособие предназначено для детей от 3 до 7 лет.

Цель пособия: проектирование модели коррекционно-развивающей работы, максимально обеспечивающей создание условий для выравнивания речевого и психофизического развития ребенка с нарушением речи, его всестороннее гармоничное развитие, позитивную социализацию и развитие творческого потенциала на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками.

Задачи:

  • работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации;
  • развивать общую, ручную, артикуляторную моторику;
  • осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
  • расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный (существительные), предикативный (глаголы) и адъективный (прилагательные) компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей;
  • совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций;
  • совершенствовать навыки связной речи детей;
  • вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов;
  • формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить их основам грамоты.

1 модуль «Формирование и коррекция звукопроизношения»

1.1 Формирование произношения гласных звуков

Игра «Веселые гласные»

Задача: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Описание куба: на гранях куба наклеены прозрачные кармашки для размещения в них символов гласных звуков.

Ход игры: Дети передают по цепочке куб, произнося считалку:

«Каждый звук мы назовём
И тихонько пропоем».

Ребёнок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань. Открыв глаза, рассматривает изображённую схему гласного звука и выполняет движение сначала один, затем со всеми детьми. А, У, О, И, Э, Ы пропеваются на выдохе.

  1. «Цветок распускается» - А. Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки через стороны поднять вверх - вдох. Руки через стороны вниз, поём: «А-а-а» - выдох.
  2. «Рубим дрова» - У. Исходное положение - стоя, руки опущены. Ноги шире плеч. Прямые руки вверх - вдох. Наклон - поём: «У-у-у».
  3. «Пускаем облачко» - О. Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки в стороны - вдох. Руки соединяются, кисти складываются, изображая букву О, продвигаются вперёд ото рта - выдох.
  4. «Держим большой мяч» - Э. Исходное положение - стоя, руки опущены. Руки в стороны - вдох. Руки перед грудью - выдох: «Э-э-э».
  5. «Маятник» - Ы. Исходное положение - стоя, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками вперёд - вдох. Прямые руки со сжатыми кулаками отводятся назад - выдох: «Ы-ы-ы».
  6. «Поймаем лучик» - И. Исходное положение - стоя, руки опущены - вдох. Руки плавно поднимаются вверх: «И-и-и».

1.2 Формирование и коррекция произношения шипящих звуков

Игра «Шипелка»

Задача: закрепить правильное произношение звука «Ш» в словах в разной позиции.

Описание куба: на гранях куба наклеены прозрачные кармашки для размещения в них картинок с точками от одной до шести.

Ход игры: Дети сидят за столом, перед ними картинки со звуком «Ш». Дети передают по цепочке куб, произнося считалку:

«На картинку посмотри
И сколько точек ее назови».

Ребёнок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань. Открыв глаза, считает точки и называет картинку со звуком «Ш» столько раз, сколько указано точек на кубе.

2 модуль «Формирование фонематического восприятия»

2.1 Дифференциация гласных и согласных звуков

Игра «Красный, синий»

Задача: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Описание куба: на гранях куба наклеены прозрачные кармашки для размещения в них картинок начинающихся на гласные и согласные звуки.

Ход игры: Дети сидят за столом, перед ними квадраты красного и синего цвета. Дети передают по цепочке куб, произнося считалку:

«Кубик ты скорей вращай,
Красный, синий узнавай».

Ребёнок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань с картинкой. Открыв глаза, смотрит на картинку, называет предмет, изображенный на ней, выделяет первый звук, определяет гласный он или согласный, после чего кладет на картинку квадрат нужного цвета (синий, красный).

3 модуль «Формирование звукового анализа и синтеза»

3.1. Звуковой анализ и синтез слов

Игра «Узнай слово»

Задача: закреплять умение детей подбирать слово к звуковой схеме, понятие гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков, умение определять место звука в слове.

Описание куба: на гранях куба наклеены прозрачные кармашки для размещения в них звуковых схем слов.

Ход игры: Перед детьми лежат предметные картинки - дом, слон, лось, мяч, лес, кит. Дети передают по цепочке куб, произнося считалку:

«Кубик ты скорей вращай,
Схему к слову подбирай».

Ребёнок, на котором закончилась считалка, вращает куб с закрытыми глазами, выбирает грань. Открыв глаза, рассматривает изображённую звуковую схему и подбирает к ней слово.