Методическая разработка: «Лента букв и звуков»

Разделы: Логопедия


Для развития ребенка важное значение имеет правильная речь. При поступлении в школу необходимо правильное звукопроизношение и фонетическое восприятие звуков. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку и чтению называют наличие у детей недостатков в развитии фонетического слуха и фонематического восприятия. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой.

Значит, важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте, является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.

Формирование речевого слуха у детей происходит еще в дошкольном возрасте. Этот период характеризуется активным усвоением разговорного языка, формированием и всесторонним развитием речи.

Специалисты считают, что фонематический слух - это способность человека к различению отдельных фонем, т.е. звуков. Это умение представляет собой навыки: узнавания, сравнения, повторения элементов, из которых состоят слова. Оно является уникальной и необходимой особенностью, дополняющей обычную способность слышать.

Фонетическое восприятие - это одна из составляющих фонематического слуха, которая представляет собой способность определять звуковую структуру слова. Этот навык необходим ребенку для возможности анализировать собственную речь. Это процесс сложный, проходящий в несколько этапов:

  1. Ребенок учится определять наличие того или иного звука в слове. Если попросить выделить голосом первый звук, то он сможет это сделать. Ему также становится под силу назвать несколько слов, начинающихся на определенную гласную.
  2. Затем ему удается узнавать крайние звуки в слове. Проще определить последний, но постепенно и первый тоже поддается анализу.
  3. После происходит формирование способности произнести слово по звукам. Сначала это упражнение получается выполнить только с короткими словами, но с возрастом навык совершенствуется.
  4. В последнюю очередь появляется умение находить место звука среди соседних. Это говорит о том, что фонетическое восприятие сформировалось.

Первые две стадии малыш может освоить сам, а вот последующие - только с помощью педагогов, в ходе специальных упражнений. Если не проводить целенаправленных обучающих занятий по тренировке фонематического восприятия и фонематического слуха, то ребенок будет испытывать сложности с освоением разговорной и письменной речи.

Обучение грамоте основано на звуковом анализе, поэтому фонематическое восприятие играет в процессе освоения чтения тоже большое значение. Его совершенствованием занимаются педагоги, логопеды, родители, но основы этой способности закладываются с первых дней жизни малыша.

Развитие речевого фонематического слуха у дошкольников осуществляют посредством дидактических игр, различных упражнений, занятий. Конечно, лучше, если этим будут заниматься педагоги. Но и родительская работа будет кстати. Но главное, если есть проблема с речевым слухом ребенка, не стоит пускать ее на самотек - серьезно займитесь ее решением самостоятельно или с помощью педагогов.

Лента букв - это пособие, которое активно используется при изучении букв, обучении чтению, грамоте, курсах по повышению скорости и техники чтения.

Лента букв по содержанию дублирует алфавит, но буквы, расположенные в определенной системе, позволяют наглядно продемонстрировать основные закономерности, существующие как для гласных, так и для согласных букв и звуков. Правильная систематизация - залог эффективности. Лента букв таит в себе множество закономерностей, которые ученик раскрывает на каждом новом витке освоения языка.

Моя дидактическая разработка - это лента букв, соответствующая классической системе фонетической характеристике звуков, но не плоскостная, как было принято всегда, а объёмная. Каждая буква сшита из фетра, её можно взять в руки, обвести пальцем, помять, погладить. Внутрь «звонких согласных» вшит колокольчик, так детям легче воспринять понятие «звонкий» звук. Так же все буквы распределены по цветам: гласные - красные, согласные - сине-зелёные, твердый и мягкий знаки - белые. (Приложение №1)

Для детей, особенно с речевыми нарушениями, важны тактильные ощущения. Моя «лента букв» помогает при работе над формированием фонетического слуха, позволяет не только слушать звуки, но и осязать букву, соответствующую этому звуку.

Нейропсихологии утверждают: ощущения помогают постичь целостность представления. Наш мозг устроен так, чтобы лучше усвоить или понять что-то помогают ощущения. Испытывая ощущения, кожа, мышцы, органы чувств, посылают в мозг сенсорные сигналы. Мозг воспринимает ощущения, перерабатывает их, помогает усвоить. Для полного восприятия важны: зрительный образ (зрение), звук (слух), прикосновение (осязание). Когда вы видите апельсин, что вы можете о нем сказать? Он круглый и оранжевый. Возьмите его в руки, погладьте, надавите: теперь вы скажете - шершавый, упругий, шарообразный, тяжелый, ароматный. Вот почему я решила, что буквы тоже должны давать мозгу дополнительные сигналы через кончики пальцев, через тактильные ощущения. Ребенок берёт букву в руки и может почувствовать её объём, размер, цвет, звук, текстуру, вес.

Игра, по определению Л.С.Выготского, «ведущая деятельность для дошкольника». Игра составляет основное содержание жизни ребёнка дошкольного возраста. Игра вызывает интерес, а если ребёнку интересно, то лучше усваивается новая информация.

Именно поэтому ребятам так нравится играть с буквами, именно поэтому объёмная лента букв так помогает с легкостью преодолеть все трудности, связанные с фонематическим восприятием звуков речи.

На занятиях с детьми по формированию фонетического слуха и фонематических представлений, я использую 1-2 игры с буквами и звуками. Ребята довольно быстро привыкают, начинают слушать, различать звуки на слух. А подкрепление этого навыка объёмными буквами, дает им возможность быстрее запомнить буквы и научиться читать.

Детям очень нравится заниматься с «лентой букв», на уроках они ведут себя активнее, с удовольствием выполняют задания, зная, что сейчас буквы «придут» к ним в ладошки. Каждый педагог знает, как трудны для детей занятия по развитию фонетического слуха и фонематического восприятия. Объёмная «лента букв» изменила это мнение. Ребята, заходя в кабинет, сразу спрашивают: «А сегодня будем в буковки играть?»

На первом этапе мы знакомимся с гласными звуками по очереди, на каждом занятии по одному. Когда ребята научатся слышать и различать на слух гласные, переходим к согласным. Виды работы проходят от простого к сложному:

  1. Уточняем артикуляцию звука.
  2. Выделяем звук на фоне слога.
  3. Формируем умение выделять заданный звук в слове.
  4. Определяем место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.
  5. Выделяем слова с данным звуком из предложения, текста.

На втором этапе нужно проводить сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Очень важно дифференцировать фонетически близкие звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав.

Хочу поделиться своими играми с буквами из ленты букв:

Игра 1. «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» (Приложение №2)

Цель: упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление.

Материал: буквы и мешочек.

Ход игры. Ведущий кладет в мешочек несколько букв, дети предварительно ощупывают и называют буквы. Далее по очереди ребята на ощупь угадывают букву, а затем называют слова с этим звуком.

Игра 2. «ПИСЬМО»

Цель: учить составлять слова из букв; развивать память, мышление.

Материал: буквы.

Ход игры. Взрослый показывает детям письмо, в некоторых предложениях не хватает слов, но есть набор букв. Чтобы прочитать письмо, нужно сложить из букв слова. Сюжет и содержание придумывает педагог, исходя из пройденного материала.

Игра 3. «ДОМИК» (Приложение №3, №4)

Цель: учить выделять гласные в словах; развивать память, мышление.

Материал: буквы, картинки.

Ход игры. Взрослый сообщает детям, что в домике живут животные, а какие, можно узнать, если прочитать слова, но гласные выпали. Нужно догадаться и вставить гласные в слова. Затем можно заселять жильцов.

Игра 4. «ПУТЕШЕСТВИЕ ЗАЙКИ» (Приложение №5)

Цель: учить выделять звуки в словах; развивать память, мышление.

Материал: буквы, картинки (зайка, морковка).

Ход игры. Взрослый сообщает детям, что зайка хочет получить морковку и нужно провести его по дорожке. На дорожке встречаются буквы, если подбирать к ним слова, то можно привести зайку к морковке.

Игра 5. «ЧЬЁ ЭТО СЛОВО?»

Цель: учить слышать звуки в словах; развивать память, мышление.

Материал: буквы, картинки.

Ход игры. Дети берут из мешочка по одной букве. Ведущий показывает картинку и называет ее вслух. Ребята должны услышать свой звук в слове и поднять руку. Побеждает ребёнок, который собрал больше слов.

Игра 5. «КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?» (Приложение №6)

Цель: учить дифференцировать звуки в словах звуки в словах; развивать память, мышление.

Материал: буквы, домики.

Ход игры. Взрослый раскладывает домики и сообщает, что там живут животные и птицы из коробочки, но только есть условие, у каждого домика своя буква, то есть у животного в названии нужно найти определенный звук.