Программное содержание: развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематический слух, речевое внимание, память, мелкую моторику детей, правильное звучание звука [Ш].
Материал: На каждого ребёнка по пушинке (пёрышки); игрушка - мишка; зеркала с подставкой и салфетками. Из дидактического материала: А.Н.Корнева серия картинок (Рисунок 1).
Ход занятия
Упражнение для речевого дыхания "Подуем на пушинку"
Дети встают в круг, логопед раздаёт им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: "Фу - у - у", - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 5 раз.
Упражнение для артикуляционного аппарата: "Заборчик", "Хоботок"
- "Заборчик" - верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
- "Хоботок" - зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.
Чередование положений губ: "Заборчик" - "Хоботок".
Упражнение повторяется 7 раз.
Упражнение для мелкой моторики - "Моя семья"
Вот дедушка |
Вот мамочка |
Вот бабушка |
Вот деточка моя |
Вот папочка |
А вот и вся семья |
Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов "А вот и вся семья" второй рукой охватывать весь кулачок. Упражнение повторяется 2 раза для обеих рук с проговариванием слов.
Упражнение для развития фонематического слуха
Логопед произносит предложение медленно, выделяя голосом звук [Ш]. Дети должны назвать и повторить этот звук, затем всё предложение.
Наш Мишутка любит шутки
Упражнение на развитие речевого внимания и памяти
Детям на короткое время (1-2 минуты) дают рассмотреть серию картинок (Рисунок 1). Читается стихотворение: Жук, кузнечик и зайчишка знать хотят, про что там книжка. Всем им нравится стишок, что читает кот Пушок. По описанию детям нужно выбрать нужную картинку из трёх предложенных, и логопед ведёт диалог с детьми по плану:
- называются действующие лица
- действия (события)
- признаки и свойства персонажей и предметов (цвет, размер, расположение и взаиморасположение)
- окружающая обстановка (ситуация).
После разбора одной картинки, дети находят различия на трёх картинках. По необходимости логопед задаёт вопросы. Ответы детей должны быть полными (2-3 слова в предложении).
Материал для заучивания стихотворения всеми детьми (в конце занятия):
Шумит на опушке Мишка Топтыжка
Шишка на макушке у бедного мишки.
В конце занятия логопед подводит итоги.