Конспект занятия по развитию звукопроизношения для детей раннего возраста. Автоматизация звука [Ш]

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: Звук [ш]


Программное содержание: развивать речевое дыхание, артикуляционный аппарат, фонематический слух, речевое внимание, память, мелкую моторику детей, правильное звучание звука [Ш].

Материал: На каждого ребёнка по пушинке (пёрышки); игрушка - мишка; зеркала с подставкой и салфетками. Из дидактического материала: А.Н.Корнева серия картинок (Рисунок 1).

Ход занятия

Упражнение для речевого дыхания "Подуем на пушинку"

Дети встают в круг, логопед раздаёт им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: "Фу - у - у", - и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки. Упражнение повторяется 5 раз.

Упражнение для артикуляционного аппарата: "Заборчик", "Хоботок"

  • "Заборчик" - верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
  • "Хоботок" - зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперёд. Верхние и нижние резцы видны.

Чередование положений губ: "Заборчик" - "Хоботок".

Упражнение повторяется 7 раз.

Упражнение для мелкой моторики - "Моя семья"

Вот дедушка

Вот мамочка

Вот бабушка

Вот деточка моя

Вот папочка

А вот и вся семья

Поочерёдно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов "А вот и вся семья" второй рукой охватывать весь кулачок. Упражнение повторяется 2 раза для обеих рук с проговариванием слов.

Упражнение для развития фонематического слуха

Логопед произносит предложение медленно, выделяя голосом звук [Ш]. Дети должны назвать и повторить этот звук, затем всё предложение.

Наш Мишутка любит шутки

Упражнение на развитие речевого внимания и памяти

Детям на короткое время (1-2 минуты) дают рассмотреть серию картинок (Рисунок 1). Читается стихотворение: Жук, кузнечик и зайчишка знать хотят, про что там книжка. Всем им нравится стишок, что читает кот Пушок. По описанию детям нужно выбрать нужную картинку из трёх предложенных, и логопед ведёт диалог с детьми по плану:

  1. называются действующие лица
  2. действия (события)
  3. признаки и свойства персонажей и предметов (цвет, размер, расположение и взаиморасположение)
  4. окружающая обстановка (ситуация).

После разбора одной картинки, дети находят различия на трёх картинках. По необходимости логопед задаёт вопросы. Ответы детей должны быть полными (2-3 слова в предложении).

Материал для заучивания стихотворения всеми детьми (в конце занятия):

Шумит на опушке Мишка Топтыжка

Шишка на макушке у бедного мишки.

В конце занятия логопед подводит итоги.