Цели:
- Закрепить знания о глаголе, определять время глагола, распознавать глагол в тексте, ставить вопрос к глаголу, употреблять его в речи.
- Расширять семантическое поле и обогащать словарный запас путем введения в речь синонимов, активизация словарного запаса.
- Совершенствоватьнавыкредактированиятекста с использованием слов-синонимов.
- Развиватьиуточнятьвременныепредставления в природе, общую и мелкую моторику, память, слуховое восприятие.
- Формировать связную речь.
- Воспитывать патриотизм, уважение к ветеранам.
Оборудование: сюжетная картинка, таблицы, предметные картинки (лебедь, змея, кошка, тигр, ворона, ландыши), карточки, теннисные шарики, магнитофон.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед. Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Ученики. Постараюсь все понять,
Многое хочу узнать!
Речевая разминка.
Логопед. Повторим чистоговорку.
ря – ря – ля - трактор вспашет все поля
рю – рю – лю- карамель я не люблю
ле – ре – ре- победили мы в игре
ли – ри – ри - все погасли фонари
Сообщение темы урока.
Логопед. Назовите действия, которые могут выполнить животные, птицы на ваших картинках.
(Ученикиотвечают.)
- Как можно назвать этислова одним общим словом?
-Что вы знаете о глаголе?
(Ученики отвечают.)
Логопед. Сегодня мы закрепимзнания о глаголе, будем подбирать слова - приятели, т.е. синонимы к глаголам, определять время глагола.
Подбор глаголов-синонимов в тексте.
Логопед. В русском языке есть слова, которые звучат и пишутся по-разному, но обозначают один и тот - же предмет или признак предмета, одно и то - же действие. Это слова-приятели, синонимы. Синонимы позволяют более точно, более ярко выразить мысль.
- О каком времени года говорится в стихотворении?
Я раскрываю почки,
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю,
Движением полна.
Зовут меня ... (весна).
Сегодня на уроке мы будем много говорить о весне. У вас на партах лежат карточки с текстом. Подберем глаголы недостающие в тексте, чтобы получился интересный рассказ. Надо подобрать наиболее точное слово, которое подходит к каждому предложению. Запишите глагол, который считаете нужным.
Весна.
_____________ весна. Ярко __________ солнце. Кругом _____________ веселые ручейки. _____________ на реке лед. На деревьях ________________ пахучие почки. Скоро _______________ перелетные птицы.
(Работа ведется по предложениям, ученики называют глаголы- синонимы, записывают на карточках.)
(Пришла, наступила; светит; текут, бегут, звенят, журчат;потемнел, посинел, треснул, раскололся; надулись, набухли, распустились, лопнули; вернутся, прилетят, возвратятся.)
(Проверка текстов.)
Работа над пословицей.
Логопед. Назовите весенние месяцы.
Ученики. Март, апрель, май.
Логопед.Каквы понимаете пословицу?
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
(Пословица записана на доске).
Ученики. В мае лес нарядный. Все вокруг зелено, цветут кусты, цветы, некоторые деревья. Май - последний месяц весны, дальше наступает лето.
Логопед. Спишите пословицу, подчеркните глаголы.
Логопед. Каким членом предложения является глагол в предложении?
Ученики. Сказуемым.
Физкультминутка.
•Дети под музыку выполняют ритмические упражнения.
•Пальчиковая гимнастика с теннисным шариком для развития мелкой моторики.
Работа над развитием речи.
а) Рассказ логопеда.
Логопед. Какой великий праздник приближается?
(Ответы детей.)
Логопед. Ребята, 9 Мая все люди в нашей стране и во всем мире будут праздновать День Победы. 64 года назад была разгромлена фашистская Германия. Наша армия одержала победу и дошла до Берлина.
б) Работа с деформированным предложением по сюжетной картинке.
Логопед. Составьте предложение из данных слов и запишите его с комментированием, называя все «ошибкоопасные» места.
(Деформированное предложение записано на доске.)
поздравляют, День Победы, ребята, с, ветеран
Логопед. Как вы понимаете значение слова ветеран?
Ученики. Ветеран – участник прошедшей войны, старый опытный воин, солдат.
(Один ученик комментирует предложение, называя орфограммы.)
в) Составление предложения.
Логопед. Что делал солдат с врагом во время войны?
Ученики. Он воевал с врагом.
Логопед. Подберите, синонимы к слову воевал.
Ученики. Сражался, боролся, бился.
Логопед. За что он сражался с врагом?
Ученики. Он сражался с врагом за свою Родину.
Логопед. Запишем это предложение в тетрадь под диктовку.
(Ученики записывают предложение.)
Логопед. Ребята, а как мы должны относиться к ветеранам войны?
(Ученики отвечают, рассуждают.)
Логопед. Мыдолжны помнить о боевых заслугах ветеранов. С уважением относиться к ним. Помогать, заботиться о них, поздравлять с праздником.
Слуховой выборочный диктант.
Логопед. Назовитевремена глагола и вопросы, на которые отвечает глагол.
Ученики. Прошедшее время. Что делал? Что сделал?
Настоящее время. Что делаю? Что делает? Что делают?
Прошедшее время. Что сделал? Что будет делать?
Логопед.Запишите глаголы из данного текста в три столбика по временам, используятаблицы.
Ландыш
Теплоемайское солнышко прогрело землю. Деревья покрылись густой листвой. Их тяжелые кроны колышет ветер.Скоро он разнесет по лесу душистый аромат. Это нежный ландыш поднял белые головки над ковром из сочных и блестящих листьев. Луч солнца пробивается через ветви старой липы. Веселым огнем загорят на ландышах капельки утренней росы.
(Ученики рассматривают на картинке ландыш.)
(Ученики записывают глаголы в тетрадь и на доске.)
Итог занятия.
Логопед. Какой знаменательный праздник приближается? Что вы можете сказать о глаголе? Как называются слова, которые звучат и пишутся по-разному, ноблизки по значению?
(Ученики отвечают на вопросы.)
Литература
- Матвеева А. Н. Тематические и итоговые контрольные работы по русскому языку в начальной школе: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 1995.
- Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Метод. пособие. – СПб.: Издательство «Речь», 2005.