Развитие графо-моторных навыков у детей 6–7 лет

Разделы: Логопедия


Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.

Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с такими детьми приводит к низкому уровню развития у них графических навыков. Это может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:

  • Низкий темп письма.
  • Быстрая утомляемость при письме.
  • Неровная, “дрожащая” линия.
  • “Угловатое” письмо, трудности в написании овалов.
  • Слишком сильный нажим.
  • Трудности в воспроизведении формы графических элементов.
  • Несоблюдение размера графических элементов.
  • Несоблюдение наклона письма.
  • большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо.
  • Нежелание выполнять письменные упражнения.
  • Сползание букв со строки.
  • Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.

Неуспеваемость в освоении навыков письма оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Такие дети отличаются от сверстников неуверенностью, раздражительностью, а порой и агрессивностью или замкнутостью.

Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных игр и упражнений.

Следует помнить, что у младшего школьника потребность писать выражена слабо, и без побуждения и поддержки со стороны взрослого ребенок 6—7 лет практически не усваивает навык письма. Физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, ребенку трудно и, следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

Очень важно не отделить письмо от речи. В процессе письма участвуют двигательный, зрительный и фонетико-фонематический (звуко-слуховой) контроль. Анализ литературы по развитию графо-моторных навыков указывает на то, что в настоящее время нет необходимого программно-методического обеспечения для комплексной подготовки к формированию письменной речи ребенка. Как правило, печатаются отдельные методики для развития пальцев, ориентировки в пространстве и написания букв, росчерков, не используется речевое сопровождение (движение + речь).

Исходя из вышеизложенного, появилась необходимость создания методической разработки по формированию у детей 6-7 лет графо-моторных навыков в сочетании со словом и ритмом.

В основу разработки положены идеи Е. Е. Шулешко и его последовательницы педагога-психолога В. В. Степановой о превращении росчерка в рисунок-образ.

Разработка представляет собой набор росчерков с “приговорами”, большинство из которых придуманы авторами-составителями данной работы.

Упражнения носят игровой характер, т.к. детям присуще желание играть, творить, рисовать и читать стихи.

Целью нашей разработки является развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет в сочетании с ритмом и словом.

Реализация данной цели осуществляется через поставленные задачи:

Образовательные:

  • учить детей различным способам манипулирования с предложенным
    развивающим материалом;
  • развивать координацию движений;
  • работать над развитием способности согласовывать движения со словом;
  • развивать творческое воображение;
  • развивать чувство ритма и темпа.

Коррекционные:

  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;
  • использовать поставленные звуки в речи.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-волевые качества детей.

Коррекционная деятельность по развитию графо-моторных навыков у детей опирается на следующие педагогические принципы:

  1. Принцип системности. В работе над формированием пальцевой
    моторики осуществляется постепенный переход от простых заданий к
    сложным.
  2. Принцип доступности. Упражнения с росчерками отобраны с учетом возрастных физиологических возможностей детей и уровня их развития.
  3. Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребенка.
  4. Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.
  5. Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
  6. Принцип креативности. Ребенку предлагается лишь схема выполнения упражнения или задания, а он добивается эффективного результата, включая свои творческие способности.
  7. Принцип смены деятельности. Соблюдение временных пределов увлеченности ребенка.

Развитие точных движений пальцев рук способствует развитию у детей следующих психических процессов:

  1. Внимания. Упражнения с росчерками требуют от детей концентрации внимания для эффективного результата.
  2. Конструктивного мышления и творческого воображения. Созданные росчерком фигурки лишь отдаленно напоминают реальные предметы. Ребенку необходимо “включить” фантазию, чтобы увидеть индивидуальность и характерные особенности рисунка.
  3. Двигательной памяти. Каждое новое движение руки основывается на уже сформированном моторном навыке, что естественно вызывает потребность вспоминать двигательные образы. К тому же детям хочется запомнить росчерки и фигуры для дальнейших игр. При определенном опыте дети создают росчерки не по схеме, а по памяти.
  4. Визуального и тактильного восприятия. В процессе работы у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными , и перевод их значения в практическую деятельность.
  5. Речи (грамматического строя речи, связной речи, звуконаполняемости слова, логоритмики, лексики).
  6. В процессе занятий развиваются следующие эмоционально-волевые качества:

    • Умение объективно оценивать свою работу.
    • Уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях не бывает.
    • Усидчивость.
    • Целеустремленность.
    • Аккуратность.

Это практическое пособие состоит из отдельных листов. Отличительная особенность пособия – его многократное использование. Каждый лист ламинирован, что позволяет рисовать фломастером и легко стирать следы детских работ. Одна сторона листа разделена на несколько рабочих зон. В одной зоне изображен образец росчерка, а остальные зоны для ребенка. Обратная сторона листа содержит речевой тематический материал (стихи, загадки, “приговор” для росчерков), а также пальчиковую гимнастику. Рисунок6.jpg , Рисунок7.jpg .

Материал разработан по степени сложности:

1. Графические линии.

Образец: Рисунок1.jpg

2. Графические росчерки

Рисунок2.jpg , Рисунок3.jpg .

3.Рисунки-росчерки, изображающие какой-то предмет.

Рисунок4.jpg , Рисунок5.jpg .

Все задания следует выполнять по порядку, не пропуская и не переставляя их , т.к. они расположены в порядке усложнения.

Работа с росчерками должна предваряться их анализом, рассматриванием картинок, пальчиковой гимнастикой.

При выполнении росчерков вначале ребёнок заучивает стихотворение-“приговор” и проговаривает его самостоятельно , одновременно выполняя росчерк. О нарисованном животном ребёнок может составить рассказ, что способствует развитию связной речи. На протяжении всего процесса обучения широко используются приёмы обводки и раскрашивания рисунков с комментированием , их дорисовывание до образа, элементы логоритмики, обобщение понятий одним словом. Таким образом, на занятиях у детей работают зрительный, слуховой и двигательный анализаторы, что позволяет достичь высоких результатов в обучении.

В дальнейшем основной упор делается уже на обучение детей писать росчерки в соответствии с ограничениями линий. Это позволит детям видеть строку, контролировать размер букв.

В пособии представлен материал для развития мелкой моторики рук, чувства ритма и плавности движений в сочетании со словом, всех познавательных психических процессов и творческих способностей детей, расширения их кругозора, обогащения словарного запаса, формирования умений действовать по образцу и способности анализировать правильность выполнения своей работы, развития нравственно-волевых качеств и коммуникативных навыков.

Пособие рекомендовано для занятий с детьми 6-7 лет. В нём нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Напротив, весь материал имеет лёгкий, занимательный характер и хорошо доступен восприятию детей. Любой взрослый может самостоятельно провести с ребёнком курс домашнего обучения.

Основной формой организации педагогической деятельности являются индивидуальные занятия, которые должны проводиться систематически. Занятия организуются как совместная деятельность взрослого и ребенка. Взрослый выступает с позиции партнера-инициатора.

На одно занятие рекомендуется использовать один росчерк. Максимальная продолжительность работы над росчерком для шестилетних детей составляет 10-12 минут, для семилетних 12-15. Через каждые 5 минут делается короткий отдых. В начале обучения дети проводят по росчеркам пальцем, горошиной, бусинкой, позднее рисуют росчерки при помощи фломастеров и придумывают новые сами. Все движения рукой выполняются в ритме “приговора”, который взрослый проговаривает вместе с ребёнком.

Сроки преодоления недостатков моторной функции руки зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в этой работе.

Главное достоинство пособия – возможность совместного взаимодействия взрослых и малышей. Настроение ребёнка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому, предлагая ребёнку позаниматься, вы должны буквально “излучать радость”, как от предвкушения чего-то занятного, весёлого и одновременно очень важного. В процессе выполнения небольших заданий ребёнок без всякого принуждения осваивает сложные движения руки. Он учится в игре писать, рисовать, думать, общаться и радоваться успеху!

Если заниматься с ребёнком систематически, все трудности обучения письму в школе будут преодолены.

Росчерки помогут детям всем
В школе избежать больших проблем.
Важно у ребёнка руку развивать,
Чтоб могли они всё правильно писать.
Когда движения и приговор сливаются,
То результат отличный получается.
Развитые пальчики, память и речь
Помогут ребёнку здоровье сберечь.

Предложенная методика в равной степени подходит для занятий как с детьми с нормальным развитием речи, так и для детей с речевыми нарушениями.

Занимаясь с детьми по этой методике, одновременно с обучением и профилактикой нарушений речи и письма, появляется возможность общей подготовки детей к школе.

Данная методика была опробована нами на индивидуальных занятиях с обучающимися 1-х классов в I полугодии и показала хорошие результаты, а также использовалась учителем-логопедом ДОУ № 38 “Черёмушки” г. Междуреченска Музафаровой Оксаной Владиславовной на занятиях с детьми подготовительных к школе групп. Эти дети пришли в школу значительно более подготовленными к овладению письмом.

Наше пособие может быть использовано: логопедами на логопедических занятиях, воспитателями дошкольных учреждений, учителями начальных классов, как массовых, так и специальных (коррекционных) школ, дефектологами . Мы рекомендуем по этому пособию заниматься со своими детьми родителям .

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо, принесут ему удовольствие от выполняемой учебной деятельности. Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что до тех пор, пока движения пальцев у ребенка не станут свободными, полноценного развития речи не удается. Таким образом, развитие мелкой моторики рук – это необходимое условие для развития речи и мышления ребенка.

Список использованной литературы

  1. Белова, Т.В. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения [Текст] / Т.В.Белова, В.А.Солнцева. – М.: Астрель; Профиздат, 2007.-63 с.
  2. Воробьёва, Т.А. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики [Текст] / Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук.-СПб.: КАРО, 2003. – 96 с.
  3. Логопедия в школе: практический опыт [Текст] / Сост.В.С.Кукушин.-М.: ИКЦ “Март”, 2004.– 368 с.
  4. Тарабанина, Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабанина, Н.В.Ёлкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.-224 с.
  5. Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков [Текст] / Т.А.Ткаченко. – М.: Эксмо, 2005.– 104 с.
  6. Шулешко, Е.Е. Наглядно-дидактическое пособие по обучению дошкольников чтению, письму и счёту [Текст] / Е.Е.Шулешко.– М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  7. Шулешко, Е.Е. Социо-игровые подходы в педагогике [Текст] / Е. Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Букатов. – Красноярск, 1990.

Начало обучения письму – очень важный момент в жизни ребенка. От того, насколько оно будет успешным, во многом зависит эффективность обучения в последующие годы.

Одна из причин трудностей в овладении письмом кроется в неподготовленности мелкой мускулатуры кистей рук к выполнению графических упражнений. В период дошкольного детства дети приобретают графические навыки на занятиях рисованием, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий и бытовых операций. Однако часто этого оказывается недостаточно. Даже если ребенок много и увлеченно рисует, лепит, занимается конструктором, но при этом нет руководства со стороны взрослого, графический навык может развиваться неправильно и ребенок приходит в школу неготовым приступить к обучению письму.

Отсутствие целенаправленной работы в детских садах с такими детьми приводит к низкому уровню развития у них графических навыков. Это может приводить к возникновению следующих проблем при обучении письму:

  • Низкий темп письма.
  • Быстрая утомляемость при письме.
  • Неровная, “дрожащая” линия.
  • “Угловатое” письмо, трудности в написании овалов.
  • Слишком сильный нажим.
  • Трудности в воспроизведении формы графических элементов.
  • Несоблюдение размера графических элементов.
  • Несоблюдение наклона письма.
  • большое количество помарок и исправлений, “грязное” письмо.
  • Нежелание выполнять письменные упражнения.
  • Сползание букв со строки.
  • Масса ошибок при написании букв, сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы.

Неуспеваемость в освоении навыков письма оказывает негативное влияние на формирование личности ребенка. Такие дети отличаются от сверстников неуверенностью, раздражительностью, а порой и агрессивностью или замкнутостью.

Для формирования у ребенка графического навыка в должной мере необходимо обучать его с помощью системы специальных игр и упражнений.

Следует помнить, что у младшего школьника потребность писать выражена слабо, и без побуждения и поддержки со стороны взрослого ребенок 6—7 лет практически не усваивает навык письма. Физиологические основы графической стороны письма развиты еще очень слабо, ребенку трудно и, следовательно, неинтересно. Поэтому формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности, ставя перед ребенком игровые и практические задачи.

Очень важно не отделить письмо от речи. В процессе письма участвуют двигательный, зрительный и фонетико-фонематический (звуко-слуховой) контроль. Анализ литературы по развитию графо-моторных навыков указывает на то, что в настоящее время нет необходимого программно-методического обеспечения для комплексной подготовки к формированию письменной речи ребенка. Как правило, печатаются отдельные методики для развития пальцев, ориентировки в пространстве и написания букв, росчерков, не используется речевое сопровождение (движение + речь).

Исходя из вышеизложенного, появилась необходимость создания методической разработки по формированию у детей 6-7 лет графо-моторных навыков в сочетании со словом и ритмом.

В основу разработки положены идеи Е. Е. Шулешко и его последовательницы педагога-психолога В. В. Степановой о превращении росчерка в рисунок-образ.

Разработка представляет собой набор росчерков с “приговорами”, большинство из которых придуманы авторами-составителями данной работы.

Упражнения носят игровой характер, т.к. детям присуще желание играть, творить, рисовать и читать стихи.

Целью нашей разработки является развитие графо-моторных навыков у детей 6-7 лет в сочетании с ритмом и словом.

Реализация данной цели осуществляется через поставленные задачи:

Образовательные:

  • учить детей различным способам манипулирования с предложенным
    развивающим материалом;
  • развивать координацию движений;
  • работать над развитием способности согласовывать движения со словом;
  • развивать творческое воображение;
  • развивать чувство ритма и темпа.

Коррекционные:

  • развивать мелкую моторику;
  • развивать слуховое внимание;
  • использовать поставленные звуки в речи.

Воспитательные:

  • формировать эмоционально-волевые качества детей.

Коррекционная деятельность по развитию графо-моторных навыков у детей опирается на следующие педагогические принципы:

  1. Принцип системности. В работе над формированием пальцевой
    моторики осуществляется постепенный переход от простых заданий к
    сложным.
  2. Принцип доступности. Упражнения с росчерками отобраны с учетом возрастных физиологических возможностей детей и уровня их развития.
  3. Принцип комплексного подхода. Учебный материал включает задания на всестороннее развитие ребенка.
  4. Деятельностный принцип. Познавательный процесс строится на практическом выполнении заданий.
  5. Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
  6. Принцип креативности. Ребенку предлагается лишь схема выполнения упражнения или задания, а он добивается эффективного результата, включая свои творческие способности.
  7. Принцип смены деятельности. Соблюдение временных пределов увлеченности ребенка.

Развитие точных движений пальцев рук способствует развитию у детей следующих психических процессов:

  1. Внимания. Упражнения с росчерками требуют от детей концентрации внимания для эффективного результата.
  2. Конструктивного мышления и творческого воображения. Созданные росчерком фигурки лишь отдаленно напоминают реальные предметы. Ребенку необходимо “включить” фантазию, чтобы увидеть индивидуальность и характерные особенности рисунка.
  3. Двигательной памяти. Каждое новое движение руки основывается на уже сформированном моторном навыке, что естественно вызывает потребность вспоминать двигательные образы. К тому же детям хочется запомнить росчерки и фигуры для дальнейших игр. При определенном опыте дети создают росчерки не по схеме, а по памяти.
  4. Визуального и тактильного восприятия. В процессе работы у детей возникает необходимость соотнесения наглядных символов со словесными , и перевод их значения в практическую деятельность.
  5. Речи (грамматического строя речи, связной речи, звуконаполняемости слова, логоритмики, лексики).
  6. В процессе занятий развиваются следующие эмоционально-волевые качества:

    • Умение объективно оценивать свою работу.
    • Уверенность в своих силах и способностях, так как неуспевающих на занятиях не бывает.
    • Усидчивость.
    • Целеустремленность.
    • Аккуратность.

Это практическое пособие состоит из отдельных листов. Отличительная особенность пособия – его многократное использование. Каждый лист ламинирован, что позволяет рисовать фломастером и легко стирать следы детских работ. Одна сторона листа разделена на несколько рабочих зон. В одной зоне изображен образец росчерка, а остальные зоны для ребенка. Обратная сторона листа содержит речевой тематический материал (стихи, загадки, “приговор” для росчерков), а также пальчиковую гимнастику. Рисунок6.jpg , Рисунок7.jpg .

Материал разработан по степени сложности:

1. Графические линии.

Образец: Рисунок1.jpg

2. Графические росчерки

Рисунок2.jpg , Рисунок3.jpg .

3.Рисунки-росчерки, изображающие какой-то предмет.

Рисунок4.jpg , Рисунок5.jpg .

Все задания следует выполнять по порядку, не пропуская и не переставляя их , т.к. они расположены в порядке усложнения.

Работа с росчерками должна предваряться их анализом, рассматриванием картинок, пальчиковой гимнастикой.

При выполнении росчерков вначале ребёнок заучивает стихотворение-“приговор” и проговаривает его самостоятельно , одновременно выполняя росчерк. О нарисованном животном ребёнок может составить рассказ, что способствует развитию связной речи. На протяжении всего процесса обучения широко используются приёмы обводки и раскрашивания рисунков с комментированием , их дорисовывание до образа, элементы логоритмики, обобщение понятий одним словом. Таким образом, на занятиях у детей работают зрительный, слуховой и двигательный анализаторы, что позволяет достичь высоких результатов в обучении.

В дальнейшем основной упор делается уже на обучение детей писать росчерки в соответствии с ограничениями линий. Это позволит детям видеть строку, контролировать размер букв.

В пособии представлен материал для развития мелкой моторики рук, чувства ритма и плавности движений в сочетании со словом, всех познавательных психических процессов и творческих способностей детей, расширения их кругозора, обогащения словарного запаса, формирования умений действовать по образцу и способности анализировать правильность выполнения своей работы, развития нравственно-волевых качеств и коммуникативных навыков.

Пособие рекомендовано для занятий с детьми 6-7 лет. В нём нет ничего сложного и непонятного для ребёнка. Напротив, весь материал имеет лёгкий, занимательный характер и хорошо доступен восприятию детей. Любой взрослый может самостоятельно провести с ребёнком курс домашнего обучения.

Основной формой организации педагогической деятельности являются индивидуальные занятия, которые должны проводиться систематически. Занятия организуются как совместная деятельность взрослого и ребенка. Взрослый выступает с позиции партнера-инициатора.

На одно занятие рекомендуется использовать один росчерк. Максимальная продолжительность работы над росчерком для шестилетних детей составляет 10-12 минут, для семилетних 12-15. Через каждые 5 минут делается короткий отдых. В начале обучения дети проводят по росчеркам пальцем, горошиной, бусинкой, позднее рисуют росчерки при помощи фломастеров и придумывают новые сами. Все движения рукой выполняются в ритме “приговора”, который взрослый проговаривает вместе с ребёнком.

Сроки преодоления недостатков моторной функции руки зависят от ряда факторов: степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителей в этой работе.

Главное достоинство пособия – возможность совместного взаимодействия взрослых и малышей. Настроение ребёнка напрямую зависит от настроения взрослого. Поэтому, предлагая ребёнку позаниматься, вы должны буквально “излучать радость”, как от предвкушения чего-то занятного, весёлого и одновременно очень важного. В процессе выполнения небольших заданий ребёнок без всякого принуждения осваивает сложные движения руки. Он учится в игре писать, рисовать, думать, общаться и радоваться успеху!

Если заниматься с ребёнком систематически, все трудности обучения письму в школе будут преодолены.

Росчерки помогут детям всем
В школе избежать больших проблем.
Важно у ребёнка руку развивать,
Чтоб могли они всё правильно писать.
Когда движения и приговор сливаются,
То результат отличный получается.
Развитые пальчики, память и речь
Помогут ребёнку здоровье сберечь.

Предложенная методика в равной степени подходит для занятий как с детьми с нормальным развитием речи, так и для детей с речевыми нарушениями.

Занимаясь с детьми по этой методике, одновременно с обучением и профилактикой нарушений речи и письма, появляется возможность общей подготовки детей к школе.

Данная методика была опробована нами на индивидуальных занятиях с обучающимися 1-х классов в I полугодии и показала хорошие результаты, а также использовалась учителем-логопедом ДОУ № 38 “Черёмушки” г. Междуреченска Музафаровой Оксаной Владиславовной на занятиях с детьми подготовительных к школе групп. Эти дети пришли в школу значительно более подготовленными к овладению письмом.

Наше пособие может быть использовано: логопедами на логопедических занятиях, воспитателями дошкольных учреждений, учителями начальных классов, как массовых, так и специальных (коррекционных) школ, дефектологами . Мы рекомендуем по этому пособию заниматься со своими детьми родителям .

Регулярные занятия с ребенком обеспечат правильное и красивое письмо, принесут ему удовольствие от выполняемой учебной деятельности. Кроме того, существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Исследования показывают, что до тех пор, пока движения пальцев у ребенка не станут свободными, полноценного развития речи не удается. Таким образом, развитие мелкой моторики рук – это необходимое условие для развития речи и мышления ребенка.

Список использованной литературы

  1. Белова, Т.В. Готовимся к школе: коррекционные игры и упражнения [Текст] / Т.В.Белова, В.А.Солнцева. – М.: Астрель; Профиздат, 2007.-63 с.
  2. Воробьёва, Т.А. Мяч и речь: игры с мячом для развития речи, мелкой ручной и общей моторики [Текст] / Т.А.Воробьёва, О.И.Крупенчук.-СПб.: КАРО, 2003. – 96 с.
  3. Логопедия в школе: практический опыт [Текст] / Сост.В.С.Кукушин.-М.: ИКЦ “Март”, 2004.– 368 с.
  4. Тарабанина, Т.И. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов / Т. И. Тарабанина, Н.В.Ёлкина. – Ярославль: Академия развития, 1997.-224 с.
  5. Ткаченко, Т.А. Мелкая моторика: гимнастика для пальчиков [Текст] / Т.А.Ткаченко. – М.: Эксмо, 2005.– 104 с.
  6. Шулешко, Е.Е. Наглядно-дидактическое пособие по обучению дошкольников чтению, письму и счёту [Текст] / Е.Е.Шулешко.– М.: Мозаика-Синтез, 2001.
  7. Шулешко, Е.Е. Социо-игровые подходы в педагогике [Текст] / Е. Е. Шулешко, А.П.Ершова, В.М.Букатов. – Красноярск, 1990.