Конспект индивидуального логопедического занятия в 1-м классе с использованием компьютерной технологии коррекции общего недоразвития речи "Игры для Тигры". Постановка звука Р

Разделы: Логопедия


Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением.

В последнее время увеличивается число детей с нарушениями речи, поступающих в 1 класс. По результатам обследования устной речи первоклассников в 2008 и 2009 году число детей с нарушением произношения составило 67% и 50% соответственно. Из них со стертой формой дизартрии 34% в 2008 году и столько же 2009 году.

Стертая дизартрия — речевая патология, прояв­ляющаяся в расстройствах фонетического и просодиче­ского компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микрооргани­ческого поражения головного мозга (Л.В. Лопатина).

Исследования, посвященные проблеме изучения и коррекции общего недоразвития речи у детей с псевдобульбарной дизартрией в легкой или стертой форме (Р.А. Белова-Давид, Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, Л.В. Лопатина, Н. В. Серебрякова, И.И. Мамайчук, 1990; Р.И. Мартынова, Л.В. Мелехова и др.), показывают, что данное нарушение, проявляющееся в результате расстройства моторной реализации речи, характеризуется сложной структурой. В связи с этим процесс коррекции имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с данным видом речевых нарушений, позволит повысить эффективность коррекционного обучения.

Компьютерные технологии обучения представляют собой систему педагогических предписаний, основанных на использовании соответствующего программного обеспечения и определяющих процесс обучения или алгоритм решения конкретной образовательной задачи. Особенностью компьютерных технологий, предназначенных для специального образования, является то, что они, прежде всего, основаны на научно-обоснованных методах коррекции нарушения развития, учитывают общие закономерности и специфические особенности аномальных детей. Они представляют собой единые программно-методические комплексы, поддерживающие коррекционно-образовательный процесс на различных этапах, и обеспечивающие наиболее оптимальный путь их включения в систему коррекционного обучения (О.И. Кукушкина и др.)

Одним из таких комплексов является специализированная компьютерная технология «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.

Данная технология разработана на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г. А. Каше, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Г.В. Чиркиной.

Каждое занятие с использованием компьютерной технологии является комплексным, то есть представляет собой оптимальную комбинацию традиционных и компьютерных средств обучения, отвечающую индивидуальным возможностям и образовательным потребностям ребенка. Оно включает 3 основных этапа:

  1. Подготовительный. Он направлен на эмоциональную и физическую подготовку ребенка к использованию компьютерных упражнений в процессе занятия в соответствии с поставленными коррекционно-образовательными задачами. Проводится гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика для подготовки зрительного и моторного анализаторов к работе.
  2. Основной. В течение данного этапа решаются поставленные коррекционно- образовательные задачи, отвечающие целям занятия.
  3. Заключительный. Он необходим для оценки ребенком результатов деятельности, снятия эмоционального и мышечного напряжения (физкультурные минутки, включающие комплекс физических и дыхательных упражнений)

Занятие проводится индивидуально. Его продолжительность 15-20 минут.

Тема: Постановка звука Р.

Цель: учить правильно произносить звук (Р) механическим способом

Задачи.

Образовательные:

  • упражнять в определении наличия и места звука.

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
  • создать условия для развития фонематических процессов;
  • развивать речевое дыхание, память, слуховое внимание.

Воспитательные:

  • воспитывать внимательность, усидчивость.

Оборудование: зеркало, профиль артикуляции звука Р, предметные картинки, компьютер, логопедическая программа «Игры для Тигры», микрофон.

Ход занятия

Подготовительный этап.

1. Организационный момент.

- Вспомним наше правило.

Говорим всегда красиво,
правильно, неторопливо
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать,
Все правильно и внятно
Чтоб всем было понятно.

-Рассмотри картинки и отложи те, в названии которых есть звук р.

2. Сообщение темы и цели занятия.

- Сегодня мы продолжим работу над звуком р и попытаемся вызвать у тебя этот звук. Чтобы подготовить язычок к работе, выполним артикуляционную гимнастику.

3. Артикуляционная гимнастика.

Проснулся язычок рано утром. Посмотрел вниз: нет ли там луж, не выросла ли там травка, какие там цветочки? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать нижнюю губу вправо-влево широким языком. (Повторить 8–10 раз).

Посмотрел язычок вверх: светит солнышко или идет дождик? Вправо-влево, вот так. Рот открыт, облизывать верхнюю губу широким языком. (Повторить 8–10 раз.)

Очень любил язычок вкусное сладкое варенье. Вкусное варенье находится на верхней губе. Язычок стал его слизывать. Вот так. Высунуть широкий язык, облизывать верхнюю губу, попеременно присасывая ее широким языком, а затем убирать язык в глубь рта. (Повторить 10–15 раз.)

Наелся язычок, пошел кормить своих животных. Сначала он пошел кормить индюков. Индюки, когда они были голодные, болтали. Вот так: бл, бл, бл. Рот приоткрыт. Положить язык на верхнюю губу. Широкий передний край языка производит движение по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от губы (как бы ее поглаживая). Темп движений постепенно ускоряется от медленного к быстрому, добавляется голос. При этом слышатся звуки, похожие на возгласы рассерженного индюка. (Повторить 8–10 раз.)

Потом он пошел кормить свою лошадку. Увидела его лошадка, зацокала копытами. Вот так. Рот приоткрыт. Присосать язык к небу, щелкать языком. Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом темп ускорить. (Повторить 10–15 раз.)

Напоил язычок свою лошадку. Стала она фыркать. Вот так. Широкий расслабленный язык находится между губами. Производится сильный выдох на кончик языка. При этом губы и кончик языка вибрируют. Для получения вибрации губами при этом производится звук, похожий на кучерское “тпру”. (Повторить 10–15 раз.)

Запряг язычок лошадку и поехал. Ехал-ехал и увидел там много-много грибов. Вот такие росли там грибы. Раскрыть рот, присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. В отличие от упражнения “Лошадка” язык не должен отрываться от неба. (Повторить 10–15 раз.)

Приехал язычок домой, телевизор включил. А там играла балалайка. Вот так. Рот приоткрыт, язык находится на верхней губе и очень быстро движется вправо-влево, производя движение со звуком, напоминающим звучание балалайки. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Потом язычок увидел по телевизору, как на параде шли барабанщики и стучали в барабаны. Вот так. Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка постукивать по альвеолам за верхними зубами, многократно и отчетливо повторяя: “Дын-дын” или “Ды-ды”, имитируя различные ритмы в медленном и быстром темпе. Упражнение выполняется в течение 10–15 с.

Основной этап

1. Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.

- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось!

-Посмотри на меня как я его произношу звук р. Рассмотрим профиль этого звука.

- Какое положение принимают губы? (губы открыты)

- А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)

- Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)

- Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет по середине языка)

- Когда ты произносишь звук р, есть преграда во рту? (да)

- Значит, какой это звук?

-Глухой или звонкий? (звонкий)

- Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)

- Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)

2. Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,
До лужайки добежим.

(бег на месте)

На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.

(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем.
И домой пешком пойдем.

(ходьба на месте)

3. Упражнения на дыхание. Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

-Для правильного произношения звука р нужно уметь делать сильный выдох. Потренируемся делать его с помощью упражнений от Тигренка. Займи удобное положение, вытяни ноги вперед, руки расслабь и положи на колени, наклонись к микрофону (ребенок выполняет упражнения из модуля «Дыхание»)

- Первое упражнение – «Кораблики». Помоги тигренку пустить бумажные кораблики в плавание. Постарайся сделать длительный плавный выдох.

- Следующее упражнение – «Воздушный змей». Запусти воздушного змея и он тебе улыбнется! Выдыхай медленно и плавно.

4. Постановка звука Р механическим способом от сохраненной фонемы Д.

- Замечательно получилось!

-Взрослый дятел стучит по дереву жестко и твердо (д-д-д-д). Произнеси быстро длинный ряд дддд (В это время соской, подложенной под кончик языка, производим частые колебательные движения из стороны в сторону, получается рокот, характерный для произношения звука Р)

5.Развитие фонетического слуха. Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»

- Хлопни в ладоши если услышишь звук Р, а; и; у; р; с; и; а; р; м; н.

- Топни ногой когда услышишь звук Р в слогах: са-ра-на-вы-ры-два-дра.

-Подними руку, если услышишь звук Р в словах: грузовик, автобус, вертолет, ракета, такси.

- Теперь выполни упражнение «Цирк». Послушай голоса животных и определи, чей голос прозвучал.

- Разложи картинки в вагончики поезда, определив место звука Р в словах (ученик выполняет упражнение «Поезд» из блока «Фонематика»)

6.Закрепление звука Р со стечением согласных в слогах с сочетанием ДР

- Потренируемся произносить звук р. Повторяй за мной:

ДР…А – ДР…А – ДР…А

ДР…О – ДР…О – ДР…О

ДР…У – ДР…У – ДР…У

ДР…Ы – ДР…Ы – ДР…Ы

(во время выполнения упражнения производим колебательные движения соской)

Заключительный этап.

1. Физкультминутка

Потрудились – отдохнем,

(ходьба на месте)

Встанем, глубоко вздохнем.

(потягивания)

Руки в стороны, вперед,

(Повороты туловища)

Влево, вправо поворот.

(наклоны влево-вправо)

Три наклона, прямо встать.

(приседания)

Руки вниз и вверх поднять.

(прыжки)

Руки плавно опустили,

(ходьба на месте)

Всем улыбки подарили.

2. Итог занятия

- Чему мы сегодня учились на занятии? (Сегодня мы учились произносить звук Р)

-Что происходит с губами, зубами, языком? (Губы открыты, зубы сближены, язык упирается в бугорочки за верхними зубами, кончик языка приподнят)

-Дай характеристику этому звуку (Звук Р – согласный, звонкий может быть твердым и мягким)

3. Домашнее задание

- Дома тренируйся произносить раскатистое длительное ДР с помощью соски.

Подведение итога всего занятия, оценивание успешности, работоспособности ученика, рекомендации и пожелания.

- Спасибо тебе за занятие.

Литература:

  1. Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей. – М.: АСТ: Астрель, 2008.
  2. Лизунова Л.Р. Компьютерная технология коррекции общего недоразвития речи «Игры для Тигры» Учебно-методическое пособие. – Пермь, 2009.
  3. Ковалько В.И. Школа физкультминуток (1-4 классы): Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр для младших школьников. – М.: ВАКО, 2007.
  4. Материалы сайта www.logoburg.ru