Формирование лексико-грамматических категорий с использованием лексической темы "Зима" у детей с ОНР

Разделы: Логопедия


Цель:

  • Систематизация представлений о зиме, зимних явлениях природы, обогащение словаря, согласование прилагательных.
  • Распространение предложений.
  • Образование родственных слов к слову снег, воспитание интереса к природе, любви к ней, умения видеть красоту окружающего мира.

Условия проведения: фронтально в группе.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

а) артикуляционная гимнастика

“Лопатка” Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 секунд.

“Почистили лопаткой нижние зубы”.

“Сдуть снежинку” (материал: маленькие бумажные снежинки из салфеток)
Взрослый показывает, как сдуть “снежинки” с раскрытой ладони, ребенок повторяет. Упражнение повторить 2-3 раза.

б) пальчиковая гимнастика

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на стол резьбой вверх. Указательный и средний пальцы встают в них, как в “лыжи” Двигаемся на “лыжах”, делая по шагу на ударный слог:

Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной поры!

в) ассоциативная игра. Назови зимние слова (сосулька, метель, вьюга…)

2. Новая тема. Беседа. Что за время года на картинках? Как вы узнали? Игра “Чего не бывает зимой”
Игра “Волшебная сосулька” До кого дотронется, тот и отвечает. Подбор признаков: солнце (какое?), небо, снег, погода, воздух, ветер, иней, день, мороз.

Подбор действий: снег (что делает?), снежинки, мороз, иней, ветер, птицы, люди, дети.

Подбор предметов: наступает (что?), валит, свищет, бушует, кружатся, замерзает, блестит, лежит, лепят.

Подбор однородных определений: Зима (какая?): холодная, ранняя, поздняя, суровая, морозная, теплая, ветреная, снежная, нарядная, веселая.

Игра “На что похоже” белый снег похож …, синий лёд похож на…, земля покрыта снегом, как..., лед блестит как …,

3. Работа с родственными словами. Игра “Назови и запомни” Называть родственные слова по картинкам-схемам.: снег, снежок, снегирь, снежинка, снеговик, подснежник, Снегурочка + коробочка, в которой живут сложные слова: снегопад, снегоуборочная, снегокат, снегоочиститель.

Игра с мячом “Вспомни слова” Дети встают в круг .Логопед кидает мяч ребенку, тот возвращает его обратно, называя родственное слово.

Игра “Лишнее слово”: Снегурочка, снежинка, морозище, снеговик, морозная, снежная, снегопад, белоснежная, зимовать, снегоуборочная, снегоочистка, снежки, мороз, снежок.

Игра “Поэты”

Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …
С неба падают пушинки серебристые …
На дорогу и лужок осыпается …
вот веселье для ребят все сильнее …
Вот веселые деньки, все бегут играть ….
Словно в белый пуховик нарядился …
Рядом – снежная фигурка. Это – девочка …
А на ветку посмотри с красной грудкой …

4. Физкультминутка.

Давай, дружок, смелей, дружок, кати по снегу свой снежок,
Он превратиться в толстый ком, и станет ком снеговиком.
Его улыбка так светла, два глаза, шляпа, нос, метла.
Но солнце припечёт слегка – увы! – и нет снеговика.

5. Закрепление. Составление предложений из слов дети, снеговик.

Игра “Скажи длиннее” Распространение предложений с помощью вопросов: Где? Когда? Какого?

6. Подвижная игра “Льдинки, ветер, мороз” Играющие встают парами, лицом друг к другу:

Холодные льдинки, прозрачные льдинки, сверкают, звенят дзинь.

Хлопают в ладоши, пока не услышат слово “Ветер”. Дети разбегаются в разные стороны. На слово “мороз” строят большую льдину. Выигрывают те, у которых в кругу большее число игроков.

7. Организация окончания занятия. Чем мы занимались на занятии?