Нарушения речевого развития детей, будь то фонетико-фонематическое или общее недоразвитие речи, рассматриваются, прежде всего, как нарушения общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка.
Совместная со сверстниками и взрослыми театрализованная деятельность обеспечивает коррекцию нарушений коммуникативной сферы. Театрализованная игра может изменить отношение ребенка к себе, его самочувствие, способы общения со сверстниками, взрослыми.
В театрально-игровой деятельности происходит и интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Коррекционно-развивающие возможности театрализованной игры известны давно. Так, А.Н. Грабаров отмечал, что драматизация, обеспечивающая активность детей и поддерживающая их внимание, способствует сознательному усвоению учебного материала.
Я считаю, что использование драматизации в коррекционной работе столь же важно, как и обучение самообслуживанию, культуре поведения, счету. Поэтому у нас в детском саду широко используются постановка, инсценировка рассказов, песен, сказок, игры с распределением ролей, теневой театр, а также пантомимика, жест и др.
Игры-драматизации предполагают воспроизведение какого-либо сюжета в соответствии со сценарием. Драматизировать – значит разыгрывать в лицах какое-либо литературное произведение, сохраняя последовательность рассказанных в нем эпизодов и передавая характеры персонажей. Поскольку ребенок играет сам, он может использовать все средства выразительности (интонацию, мимику, пантомимику). Здесь дети – артисты. Познакомившись со сценарием и распределив все роли, они показывают спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, четкой артикуляцией, жестами. Они развивают память, фантазию, учатся взаимодействовать друг с другом.
Совместная творческая деятельность по созданию спектакля с детьми вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолевать застенчивость и скованность. Особенно большие возможности в решении этих задач дает теневой театр, когда дети действуют за ширмой.
Спектакли можно играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретая новые краски и звучание.
Успешности использования театрализованных игр в коррекционной работе способствуют:
- тесное взаимодействие в работе педагогов (учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, руководителя по физической культуре, воспитателей) и родителей;
- организация предметно-развивающей среды – различные виды театров, реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (ширмы, костюмы, элементы костюмов, маски, грим, декорации и пр.);
- сценарии, художественная литература, иллюстрации, музыкальные произведения, фонотека (шумы и пр.);
- природный, бросовый материал и пр. для изготовления костюмов, декораций.
Все вышесказанное дает основание утверждать, что применение театрализованной деятельности повышает эффективность психокоррекции задержки речевого развития детей дошкольного возраста.
Ежегодно у нас в городе проводится фестиваль детского творчества «Музы и дети», одной из номинаций которого является «Театр». Предлагаю сценарий сказки, представленной на городском фестивале в 2009 году.
«Умка ищет друга». Ю. Яковлев
Действующие лица:
- Рассказчик.
- Мама – большая медведица.
- Умка – маленький медвежонок.
- Мальчик.
- Олени (2 мальчика,2 девочки).
- Елочка.
- Северное сияние (4 мальчика).
- Теневой театр: рыба-солнце, льдины, волны, акула, люди, костер, медвежонок Умка, Большая медведица, олени, птицы, тюлени.
Оформлены:
- ширма для теневого театра, на ней экран теневого театра, торосы, волны, перед ширмой прорубь;
- на стене: созвездие Большой и Малой медведицы (электрогирлянда);
- на полу: берлога, сугробы, снег;
- на стене: северное сияние, луна Рисунок 1
Рисунок 1
Перед берлогой сидит мама – Большая медведица с медвежонком: слышны звуки метели, моря Рисунок 2
Рисунок 2
Рассказчик: На далеком-далеком Севере, в краю лютых метелей и трескучих морозов, среди снегов и льдин жил маленький медвежонок Умка. И была у медвежонка мама – большая медведица. Северные ночи долгие и холодные, многое нужно знать и уметь, чтобы не замерзнуть в такую ночь.
Медведица: Ты знаешь, как построить хорошую берлогу? Я научу тебя (показывает). Нужно вырыть когтями ямку и улечься в нее поудобнее, снег засыплет тебя. И когда над тобой вырастет сугроб, начинай ворочаться, потом встань, выгни спину и у тебя будет берлога теплая, как наша.
Умка: А я не задохнусь?
Медведица: Нет, от теплого дыхания в снегу появится отдушина.
Умка: Это хорошо (вздыхая).
Медведица: А теперь пора спать, Умка.
(Умка ложится в берлогу).
Умка: Расскажи про рыбу (просит).
Медведица: В далеком теплом море, где нет льдин, живет печальная рыба-солнце. Она большая и круглая, и плавает только прямо, и не может увернуться от зубов акул, поэтому она и печальная.
(Звуки моря, теневой театр – море, льдины, рыба-солнце.)
Рассказчик: Слушал Умка и представлял: как огромная черная акула проглатывает печальную рыбу-солнце.
(Теневой театр – акула проглатывает рыбу-солнце.)
Умка: А наше солнце тоже съела акула?
Медведица: Солнце – не рыба, оно плавает наверху.
Умка: А-а, в верхнем море, да?
Медведица: Спи. Когда проснешься, будет солнце (поет колыбельную).
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи, белые медведи,
Спи скорей и ты, малыш.
(Умка засыпает.)
Рассказчик: Окончилась долгая северная ночь. Выглянуло солнышко (на заднике сцены поднимается солнце). Выбрались медведица и Умка из берлоги.
Медведица и Умка: Хорошо вокруг.
Рассказчик: Вдруг они увидели костры, а рядом ходили какие-то существа.
(Теневой театр – костер, люди.)
Умка: Что это?
Медведица: Это люди.
Умка: А кто такие люди?
Медведица: Люди – это такие медведи, которые всегда ходят на задних лапах и могут снять с себя шкуру.
Умка: И я хочу! И я хочу! (Весело подпрыгивает.)
Медведица: От них пахнет дымом. Пойди лучше поймай рыбу (уходит).
(Слышны звуки моря.)
Умка: (подходит к полынье) Здесь нет рыбы.
Медведица: (кричит из-за ширмы) Оглянись закрой лапой нос.
Умка: Зачем? (удивленно)
Медведица: (из-за ширмы) Он тебя выдает. Ты весь белый, а нос черный.
(Умка сидит у проруби ловит рыбу.)
Рассказчик: В это время скакал на оленях маленький мальчик.
Танец оленей.
Рассказчик: (в конце танца) Быстро бежали олени, не удержался мальчик и брык! – прямо в снег головой!
Умка: (принюхивается).
Мальчик: Ты чего это? Чего ты меня нюхаешь?
Умка: Мама говорила, что ты пахнешь дымом. А ты пахнешь молоком. И хвоста у тебя нет. Может вырастет?
Мальчик: Эх-хе, вот глупый! Эй! (подбрасывает шапку)
Умка: Странно, у тебя две головы, а у меня одна.
Мальчик: Это не голова, это шапка. Голова – вот!
Умка: А почему у тебя на носу не растут волосы?
Мальчик: Вот этого я не знаю.
Умка: И когтей у тебя нет (уходят вдвоем).
Рассказчик: Так и подружились мальчик с медвежонком. И вот в один из дней снова повстречались друзья.
(Мальчик и Умка выходят с разных сторон ширмы.)
Мальчик: А, это ты! Здорово!
Умка: Может, пойдем к морю?
Мальчик: Пойдем.
(Подходят к ширме.)
Умка: Ныряй, поплаваем! (Уходит за ширму.)
(Теневой театр – Умка ныряет в море.)
Мальчик: Да ты что, вода холодная! (Стоит перед ширмой.)
Умка: Жарко! (Ныряет.)
Мальчик: Ой! Я уж думал, что ты утонул.
Умка: (вышел из-за ширмы) Медведи не тонут.
Медведица: Умка! Умка!
Умка: Ой, мама идет, как бы не попало.
Мальчик: А что делать-то?
Умка: Ложись в снег и закрой лапой нос.
(Мальчик прячется за ширму.)
Медведица: Дымом пахнет (смотрит по сторонам, принюхивается).
Умка: Вон – рыба!
Медведица: Где рыба?
Умка: Вон! Дальше!
(Медведица уходит.)
Рассказчик: Оглянулся Умка, а мальчика и след простыл, одна только шапка осталась.
Умка: Где же ты? Куда же ты ушел? Где ты? Я все равно тебя найду! (надевает шапку и уходит).
(Из-за ширмы выходят Медведица и Умка, звуки моря.)
Рассказчик: Вернулся Умка к маме, и отправились они к синему морю. Плывут по морю льдины, а на них – медведи, олени, птицы. (Показ теневого театра).
Умка: А двуногие медведи плавают на льдине?
Медведица: Плавают, только самые смелые.
Умка: Надо скорее собираться в путь.
Медведица: Ну что же, поплывем.
Умка: А акула меня не съест?
Медведица: Ты же не печальная рыба-солнце, ты – белый медведь. Вперед, Умка! (идут за ширму, показ теневого театра).
Поют:
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи, белые медведи
Светят дальним кораблям.
Рассказчик: А где-то на другом краю Севера стоял и смотрел в звездное небо маленький мальчик. И, казалось ему, что там, высоко-высоко, бегут по небу медведица с медвежонком.
(Загорается созвездие Большой медведицы и Малой, выходит мальчик, смотрит вдаль и уходит.)
Умка: (выходя из-за ширмы вместе с мамой) Вы не встречали моего товарища, который ходит на двух ногах, и может снять с себя шкуру? Он – мальчик. Я ищу его, ищу, а мне попадаются одни тюлени и ни одного мальчика.
(Показ теневого театра – тюлени.)
Медведица: Умка! Не отставай!
Умка: Что там за красный, синий и зеленый мох?
(Над ширмой появляется северное сияние.)
Медведица: Это не мох, это северное сияние.
Умка: А с чем его едят?
Медведица: Его не едят, им любуются.
Танец «Северное сияние».
Умка: Не хочу любоваться! Хочу есть! Поймай мне рыбу.
Медведица: Где же я тебе поймаю? Кругом же льды.
Умка: Мама! Горит что-то!
Медведица: Где горит?
Умка: Вон там! (Выходит елка.)
Медведица: Это елка.
Умка: А с чем ее едят?
Медведица: Ее не едят, ею любуются. Это большая зеленая сосулька, которую люди украшают игрушками, шарами.
Умка: (убегая к елке) Хочу большую зеленую сосульку!
Медведица: Стой! Там люди!
Умка: Ура! Значит там мой товарищ!
(Умка убегает, медведица уходит за ширму; выходят Умка с елочкой, Умка любуется ею и поет песню, а елочка танцует.)
Снег скрипит под жесткими ступнями
И хватает вьюга за бочок,
Елочка сигналит мне огнями,
Новогодний маячок.
Что за чудо – чудо елка – маячок.
Кто зажег мне елочку такую
Не иначе как хороший друг
Не боюсь я стужу ледяную,
Огоньки горят вокруг,
Что за чудо, чудо – огоньки вокруг.
Рисунок 3
Мальчик: (выбегает) Ой, это ты!
Умка: Как здорово! Я так долго тебя искал! (Обнимаются.)
Медведица: Умка! Умка! (Выходит.)
Умка: Мама, я нашел своего товарища.
Рассказчик: Разные есть друзья на Земле, и от слова «друг» мир становится светлей.
(Все артисты выходят на поклон.)
Рисунок 4
Все поют песню:
В мире много сказок,
В мире много сказок,
К нам они приходят во сны.
Сказки – это чудо, лучшее на свете,
Их любить мы все должны.