Цели занятия:
- Закрепить умения детей в театрализованной деятельности, умения вести монологическую и диалогическую речь;
- Закрепить навыки владения звуко-буквенным и слоговым анализом слова; навыки чтения и письма печатными буквами.
- Обобщить знания детей в элементарной математике.
- Закрепить знания детей о диких животных средней полосы и жарких стран.
- Продолжать воспитывать в детях добрые чувства: сочувствие, жалость, любовь к животному миру.
Материал и оборудование:
- Театральные шапочки-маски;
- Декорации леса;
- Музыкальное сопровождение к сценкам, запись музыки для физ. пауз: “Зверобика”, “Чунга-Чанга”;
- “Умная книга” (арифметические задачи в стихах с картинками и решениями);
- “Атлас для детей” – география животного мира;
- фишки 3-х цветов для звукового анализа слов, буквы, картинки с изображением животных;
- демонстрационное пособие “Поезд” (слоговой анализ слов), кроссворд “Африка”;
- пластилин для лепки.
Ход занятия
Дети надевают театральные шапочки, “превращаются” в обитателей леса.
Звучит музыка, “влетает” сорока:
Тра-та-та-та-та,тра-та-та-та-та…..
Все, все, все!
Бегите на лесную поляну,
У меня новости, новости, новости!
Воспитатель: А тем временем серый волк в густом лесу встретил рыжую лису…
Волк: Лисавета, здравствуй!
Лиса: Как дела, зубастый?
– Ничего идут дела, голова пока цела.
– Где ты был?
– На рынке.
– Что купил?
– Свининки
– Сколько взяли?
– Шерсти клок, ободрали правый бок, хвост обгрызли в драке,
– Кто отгрыз?
– Собаки…
– Сыт ли милый куманек?
– Еле ноги уволок.
Не расстраивайся, куманек, в лесу много лекарственных трав: и ромашка, и подорожник, и зверобой – вмиг тебя вылечу. А пока бежим на большую поляну, сорока всех зверей созывает.
Воспитатель: На тропиночке лесной Мишку повстречал Косой:
Заяц: Ты куда идешь медведь?
Медведь: В город елку приглядеть.
– Да на что тебе она?
– Новый год встречать пора!
– Где поставишь ты ее?
– В лес возьму, в свое жилье,
– Что ж не вырубил в лесу?
– Жалко, лучше принесу.
–Правильно, Мишка, деревья в лесу беречь надо. Только ты опоздал – Новый
год зимой бывает, а у нас уже весна. Пойдем лучше на большую поляну, сорока
зачем-то всех зверей собирает.
Воспитатель: Ежик на базар ходил, ежик елку купил.
Белка: На что тебе коса?
Еж: Траву-мураву косить.
– На что тебе траву косить?
– Доброго коня кормить.
– На что коня кормить?
– Дубовый лес возить.
– На что лес возить?
– Через речку мост мостить.
– На что мост мостить?
– В гости к белочке ходить.
– Хорошо, ежик, я непременно тебя в гости приглашу. А сейчас пойдем на
большую поляну, сорока туда всех гостей созывает.
Воспитатель: На зеленой, на опушке повстречались две лягушки.
Лягушки: Кума, ты к нам?
К вам, к вам. К воде скачу, ловить хочу.
– А кого, кого кума?
– Карпа, рака и сома.
– Как поймаешь, дашь ли нам?
– Как не дать? Конечно, дам!
– Ты слышала, все звери собираются на лесной поляне? А как же без нас?
Воспитатель: Как на праздничном обеде обнимал медведь медведя, заревел медведь от боли.
Медведи: Ты бы брат полегче, что ли!
– Сам полегче, ты медведь,– нету сил моих терпеть.
Сорока: Не ссорьтесь, медвежата, вы ведь друзья. Бегите лучше на большую поляну, у меня новости, новости, новости.
Дети сидят на стульчиках, расставленных полукругом. За деревом, на пенечке сидит девочка в шапочке обезьянки.
Сорока: Новости, новости…
В нашем лесу объявился зверь – невиданный, неслыханный.
Белка: Давайте позовем маму олененка – оленуху. Она подскажет, что нам делать.
Оленуха (воспитатель в шапочке маске): Я здесь. Что вы хотели?
Сорока: Зверь в нашем лесу объявился, невиданный.
Оленуха: Давайте мы его расспросим и все узнаем. Ты кто?
Обезьяна: Не знаю.
– Кто твоя мама?
– Не знаю.
– Где ты живешь?
– Не знаю.
– Как ты сюда попала?
– Мне подарили воздушный шарик, я его надула большой– пребольшой. Подул
ветер, подхватил шарик, а я за веревочку держалась… Так я оказалась здесь.
Оленуха: Да, история. Что же с тобой делать? Зверята, я вспомнила. Недавно на этой поляне отдыхали люди, а я рядом была и случайно услышала: если чего-то не знаешь, надо почитать умную книгу и будешь знать. Они и книгу под кустом оставили. Когда они снова придут, непременно верну. А пока, давайте почитаем, может в ней найдем ответ.
Воспитатель читает задачу в стихах:
- У домика утром два зайца сидели,
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а другой вслед глядит
Сколько у домика зайцев сидит?
(Дети называют ответ, кто-то один читает решение) - Ежик по лесу шел,
На обед грибы нашел.
Два под березой, один у осины
Сколько их будет в плетеной корзине? - Я нашел в дупле у белки
Пять лесных орешков мелких
Вот еще один лежит
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка. - Принесла слону обезьяна
Два банана.
Вот обрадовала великана
Был один банан у него – Посмотрите.
Теперь сколько стало всего, подскажите.
Воспитатель: Стоп! Мы решали задачи про зайчат, ежа, белку – этих зверей я знаю– они живут в нашем лесу. А эта последняя задача про кого?
Воспитатель показывает на обезьянку: так может это слон?
(Дети перечисляют признаки слона: большой, толстый, сильный, толстокожий, и т.д.)
Воспитатель обращаясь к обезьянке: Ты обезьянка?
Обезьянка: Да– да – да! А кто моя мама? (Дети – зверушки называют своих мам, обезьянка догадывается, что ее мама обезьяна.)
Воспитатель: Ну вот друзья, мы справились с этой задачей– узнали что это за зверь и кто его мама. По-моему, это хороший повод потанцевать.
Физ. пауза “ Зверобика”.
Воспитатель: А теперь нужно узнать, где живут обезьяны? Рассматривают карту животного мира в атласе, выясняют, что обезьяны живут в нескольких жарких странах.
Воспитатель: Я думаю нам надо обратиться к мудрой сове.
Логопед в маске мудрой совы: Слышала, слышала про вашу новость. Сорока ее уже по всему лесу разнесла. Я, пожалуй, смогу вам помочь, но вам нужно поучиться в моей лесной школе. Согласны?
Дети рассаживаются за столы.
Логопед: Вы любите загадки отгадывать? А я люблю их загадывать.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый краса,
А зовут ее … (лиса)Некрасивый я пожалуй,
Вместо носа шланг пожарный,
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал (слон)
Логопед хвалит детей за правильные ответы.
А для чего у вас на столах цветные фишки?
Дети: Чтобы обозначать звуки.
Дети выкладывают сначала схему слова “ лиса”, говорят, сколько в нем звуков, слогов, затем то же со словом “слон”. Выкладывают слова из букв.
Логопед: Мне сорока на хвосте принесла еще одну новость: слон гулял вчера в лесу, там увидел он лису. Ребята, могут ли эти животные встретиться в лесу? Почему? Дети объясняют.
Логопед: Вы ребятки – зверятки, любите путешествовать? Вот эти звери (показывает картинки) тоже любят путешествовать. Только их нужно правильно рассадить по вагончикам: В первом поедут те звери, в названиях которых один слог, во втором – два, в третьем – три.. Дети определяют количество слогов в названии животных, которых показывает логопед (слон – в первый, жираф во второй и т. д.)
Вернулись звери из дальнего путешествия – забыли, кто в каком домике жил. Помогите животным найти свои домики (индивидуальные листы на каждого: изображения животных, домики с 1, 2, 3 …окнами). Дети определяют количество слогов в названии животных, рисуют дорожку к нужному домику.
Логопед: А еще я знаю, что ежик и сорока – Дима и Полина в этом году в настоящую школу пойдут. Я для них потруднее задание приготовила: они вписали первые буквы от названий предметов, изображенных на картинках в соответствующие клеточки и сейчас прочтут слова , которые у них получились. Ежик, в каком месяце вы впервые в школу пойдете? (Сентябрь).
А ты, сорока, прочти, как будет называться ваш первый учебник (Букварь).
Логопед: Вы хорошо позанимались в моей лесной школе, и я не сомневаюсь, что вы без труда разгадаете кроссворд и прочтете название части света, из которой прилетела к нам обезьянка.
Логопед загадывает загадки, дети вписывают отгадку в кроссворд.
- Он пятнистый, длинношеий,
Шея длинных ног длиннее
Ходит важно, словно граф
Называется…….жираф. - Полосатая лошадка,
Словно школьная тетрадка. - Хищник полосатый
Рыжий и усатый
На кота похож немножко,
И мяукает, как кошка. - Спит зеленое бревно,
В ил запуталось оно.
У бревна большая пасть
Зубы в пасти просто страсть.
Логопед: Мы написали 4 буквы в названии части света. А – первая и последняя хорошо известна вам – она стоит первой в алфавите. Дети вписывают букву А и читают название части света “Африка”. Обезьянка хочет научить вас танцевать свой любимый танец.
Физ. пауза под песенку: “Чунга-Чанга”.
Воспитатель предлагает детям вылепить фигурки животных, которые живут в наших лесах, чтобы обезьянка их не забыла.
Дети лепят тех животных, роль которых они исполняли. В процессе лепки логопед индивидуально упражняет детей в образовании притяжательных прилагательных: (Чьи у твоего зверя уши? Чей хвост? и т. д.)
Подводится итог занятия.