Чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая «духовную оседлость», так как без корней в родной местности, в родной стране, человек похож на иссушенное растение, «перекати-поле».
Д.С. Лихачёв
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с детьми становится нравственно- патриотическое воспитание. Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Я поставила перед собой задачу пробудить любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим у дошкольников, и формировать у детей черты характера, которые помогут стать им гражданами общества. Свою работу я выстроила по трём направлениям: «Я и моя семья», «Мой детский сад», «Мой родной город».
Сейчас я хочу остановиться на разделе «Мой родной город»
Любой уголок нашей страны неповторим в своей природе, в людях, их труде, народном творчестве. Я подбираю материал, который позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен родной город Минусинск.
Считаю необходимым расширять кругозор детей сведениями о старом и новом городе в предметно – наглядной и активной форме – рассматривании наборов открыток, альманаха о городе, посещения значимых мест, целевых экскурсий, собирании значков о городе, участие в городских праздниках «День горда», «День помидора».
Родной город славен историей, архитектурой. Предлагаю детям вместе с родителями узнать, когда и как он образовался, почему так называется. После знакомства с гербом города, дети сами выкладывают герб из крупы, из песка. После экскурсий по городу и рассматривания фотографий, делаем с детьми альбом «Старый город». В авторских играх «Заколдованный город», «История родного города» они узнают наиболее значимые места города: Дом Вильнера, Спасский собор, здания драмтеатра, музеев. Вместе с родителями посетили музей имени Мартьянова, музей Декабристов. Дети, полные впечатлений, играют в музей, рисуют, сделали фотоальбом «Мы в музее побывали». А наш замечательный драмтеатр, в котором мы бываем с детьми на детских спектаклях, рассматриваем фотографии артистов, узнаём историю театра! Это вызывает интерес, после чего дети сами инсценируют сказки, участвуют в работе экологического театра при детском саде.
Город хорошеет, появляются новые современные здания, кинотеатры, спортивные комплексы. Я организую, ряд экскурсий «Наш сказочно красивый город», где любуемся предновогодней городом или праздничной улицей. Провожу беседу на диване «Милый сердцу уголок», где каждый ребёнок может рассказать о своём любимом месте в городе. Рисунки, аппликации или групповые коллажи на эту тему вызывают у детей радость, восхищение.
Красота и разнообразие нашей природы сопровождает ребёнка с раннего детства, и формировать бережное отношение к природе и всему живому тоже одна из задач нравственного воспитания. Приоритетным для нашего сада является экологическое воспитание, и в каждой группе богатый природный уголок, где дети с раннего возраста приучаются ухаживать за цветами, рыбками, хомяками и попугаями. Вместе с детьми и родителями я создаю на участке уютный уголок, и ежегодно выращиваю с детьми богатый урожай овощей на своей грядке. В старшем дошкольном возрасте в сотрудничестве с педагогами провожу акции «Елочка - зелёная иголочка», «Помогите птицам», «Укрась свой сад цветами».
Заинтересованность детей, родителей при изучении родного города позволила собрать богатый материал: собрали коллекцию значков, изготовили диафильм, сделали макеты «Спасский собор», «Обелиск», оформили уголок родного города, сделали герб. Вместе с коллегами сняли видеофильм о городе, и я разработала методические рекомендации по его использованию. Этот фильм востребован, так как не всегда есть возможность свозить детей на экскурсию. Используя собранный материал, открыли мини- музей в группе, дети с удовольствием становятся экскурсоводами в нём.
Результатом всей работы стал праздник «Мы – минусинцы, и этим горды» для родителей и воспитателей города.
Моя работа по воспитанию нравственно- патриотических чувств на примере родного города оказывает большое влияние на формирование личности ребёнка, на воспитание его гражданской позиции.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Тема: Город мой родной.
Цель: Воспитывать гражданскую позицию у дошкольников на примере родного города.
Задачи:
- Обобщить представления детей о родном городе (культуре, архитектуре, истории, природе, людях).
- Воспитывать чувство гордости за свой город, развивать бережное отношение к окружающему.
Ход занятия:
-
Дети средней группы приходят в гости и просят рассказать им о городе Минусинске. Дети предлагают посидеть и послушать.
-
Социоигра «Эхо» (Чётко повторяют слова за воспитателем) (Здравствуйте, мир, страна, Родина, отечество, Москва, Минусинск)
Названия каких городов вы услышали, что знаете о Москве, в каком городе мы живём, как нас можно назвать? -
Дидактическая игра « Волшебный микрофон» (Дети рассказывают, что любят в своем городе).
-
Беседа «На диване».
Чтобы город стал ещё лучше, кто должен о нём заботиться?
Что надо делать, чтобы город был чистым? Что делаем мы?
Что надо делать, чтобы воздух в городе был чистым? Что делаем мы?
Что надо делать, чтобы людям хорошо жилось в городе? -
Деление на команды по разрезным картинкам. Дети выкладывают картинки и узнают на них знакомые здания драмтеатра, музыкальной школы, музея.
-
Игра «Пантомима» (Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем)
-
Сообщения детей о театре, о музее, подготовленные дома.
-
Просмотр видеофильма о музыкальной школе. На каких инструментах учат играть в школе? Чем ещё занимаются в музыкальной школе?
-
Игра «Согласен или нет?»
На гербе Минусинска изображен тигр. (Нет, на гербе изображён лев.)
Наш город окружают сосновые боры. (Да, вокруг города много сосновых боров.)
Вокруг города нет рек и озёр. (Рядом с городом много рек и озёр, есть озеро Тагарское и много других.)
В нашем городе только современные многоэтажные дома. (Нет, город делится на две части, в старой части много старинных зданий.)
Наш город славится огурцами. (Нет, город славится помидорами, у нас есть праздник «День помидора».)
Краеведческий музей назван именем Щетинкина. (Нет, музей Мартьянова.) -
Дети рассказывают стихотворение местного поэта Л. Пашковой «Минусинску» по модели:
А на улицах бегают дети и прогуливаются старики
Самый лучший мой город на свете.
Ты цветёшь бедам всем вопреки.
Я люблю твою пышную зелень,
Чистый воздух и над крышей дымок,
И церковное тихое пение,
И сентябрьский первый денёк. -
Тематический коллаж «Мой город родной».