Использование нетрадиционных приемов развития мелкой моторики рук на логопедических занятиях с младшими школьниками

Разделы: Логопедия


Важнейшей проблемой младших школьников на современном этапе является увеличение количества детей с речевой патологией. Многими учеными (И.П. Павлов, А.Р. Лурия, А.А. Леонтьев, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева, Л.И. Белякова, Л.В. Лопатина) установлена и доказана взаимосвязь общей, мелкой и речевой моторики со становлением речи. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Проведенные исследования показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи, что тесно взаимосвязано с чтением и письмом.

Развитие движений пальцев «подготавливает почву» для последующего формирования речи, сначала развиваются движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной точности, начинается развитие речи.

В системе коррекционно-развивающих занятий с младшими школьниками с нарушениями речи мы успешно используем упражнения, развивающие движения пальцев рук. Нами используются различные пособия для развития мелкой моторики детей с недоразвитием речи: мозаика (мелкая, крупная), всевозможные пирамидки, кольца разной величины для нанизывания на стержень, цветные клубочки ниток, пособия по застегиванию пуговиц различной величины, кнопок, крючков, для шнуровки, вышивания из шнурков различными стежками и узорами; наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков; наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь), пластмассовые и деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу.

Например: работа со спичками по карточкам-схемам.

Для развития кинестетической основы движений руки начинаем с простых упражнений (без речевого сопровождения):

  • «Пальчики здороваются» (кончики пальцев обеих рук соединяются: большой с большим, указательный с указательным и т. д.);
  • «Коза» (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой);
  • «Очки» (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их);
  • «Улитка» (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их);
  • «Ежик» (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх);
  • «Ножницы» (указательный и средний пальцы правой и левой рук имитируют стрижку ножницами) и других.

Большая ценность заключается в упражнениях с бумагой: «Выгладим платочки». Перед ребенком положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Затем то же самое сделать, пользуясь одно рукой, затем двумя большими пальцами, повторить то же указательными и т. д.

Одним из видов работ на логопедических занятиях для развития динамической координации рук является пальчиковая ритмика (сочетание движений с речью).

Многолетнее использование пальчиковых игр на практике показало, что любимые детские упражнения это: игры-потешки «Пальчик-мальчик», «Семья», «Дружба», «Пошли пальчики гулять», «Замок», «Лесная прогулка», «Домик», «Засолке капусты» и т. д. Например:

ЦВЕТОК»


«КОРНИ»
Вырос высокий цветок на поляне («ЦВЕТОК»)
(Цветок с закрытыми лепестками).
Утром весенним раскрыл лепестки
(Развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питание
Дружно дают под землей корешки («КОРНИ»).
(Ритмичные движения пальцами вместе и врозь)
«ДЕРЕВЬЯ»


«ПТИЧКИ»
Птички полетели («ПТИЧКИ»)
Крыльями махали
(Махи ладонями с широко расставленными пальцами)
На деревьях сели («ДЕРЕВЬЯ»),
Вместе отдыхали («ПТИЧКИ»)
«МОСТ»



«ВОРОТА»
Над бурливою рекою
(Пальцы разведены, или производят несогласованные
движения)
Мост построим мы такой («МОСТ»)
Люди по нему пройдут
(Движения указательных пальцев и средних по
поверхности стола от себя к краю стола)
И лошадок проведут.

На поляне дом стоит
Ну, а к дому путь закрыт («ВОРОТА»)
Мы ворота открываем
(Ладони разворачиваются параллельно друг к другу)
В этот домик приглашаем.
«СТОЛ»


«СТУЛ»
Стол стоит на толстой ножке («СТОЛ»)
Рядом стульчик у окошка («СТУЛ»)
Два бочонка под столом
(«Бочонки» обеими руками)
Вот такой я видел дом.
 «ЗАМОК»


На двери висит замок ,
(Ритмичные быстрые соединения пальцев рук
в «Замок»)
Кто открыть его бы смог?
(Повторение движений)
Потянули (Пальцы сплетены в «Замок», руки
Потянуть в одну, потом в другую сторону)
,
Покрутили (Движение кистями рук со сцепленными
пальцами от себя к себе)
,
Постучали (Пальцы сцеплены основаниями ладоней,
постучать друг о друга)
,
И открыли ! (Пальцы расцепить, ладони в стороны).
 «КОШКА»


«СОБАКА»
Вышла кошечка вперед («Кошка» правой рукой)
К нам идет, хвостом играет (Левой ладонью машем
У основания правой кисти)
.
Ей на встречу из ворот («Ворота»),
Две собаки выбегают («Собаки» обеими руками).

В нашей системе коррекционно-развивающих занятий широко используется игровой самомассаж кистей рук как эффективное и универсальное средство реабилитации тонких движений у детей-инвалидов, как средство коррекции нарушений письменной речи у детей с локальными проблемами и как развивающее - оздоровительное средство для детей без проблем в развитии. Игровой самомассаж является прекрасным средством совершенствования таких психических функций, как внимание, память (словесно-логическая, моторная, тактильная, эмоциональная, рефлекторная), зрительно-моторная координация. В игровой, непроизвольной форме происходит развитие речевой и творческой сфер детей. Предлагаем познакомиться с некоторыми массажными приёмами. 

Массажный приём Речевое сопровождение Методические указания
Поглаживание
1 Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти подушечками выпрямленных 2-5-го пальцев – это «лучи солнца» Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
(Г. Виеру)
Предварительно попросите ребёнка изобразить солнышко, расправив пальцы массирующей руки. Направление движения- от кончиков пальцев до лучезапястного сустава
2 Круговое поглаживание ладони Сорока, сорока,
Где была? – Далеко.
Дрова рубила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.
(Русская народная
потешка)
Производится подушечками 2-го и 3-го пальцев
Растирание
3 Граблеобразное круговое растирание ладони подушечками пальцев противоположной руки Диво дивное – паук,
Восемь рук и восемь ног
Если надо наутёк.,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
Пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука
4 Пиление ладони гребнями пальцев противоположной руки Принялась она за дело,
Завизжала и запела.
Ела, ела дуб, дуб,
Поломала зуб, зуб.
(С. Маршак)
Обратите внимание ребёнка на то,что суставы сложенных пальцев напоминают зубья пилы
Разминание
5 Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки Толстушка – ползушка,
Дом завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи по ладошке,
Ползи, не спеши,
Рога покажи.
(Немецкая народная песенка в пер. Л. Яхнина)
Вспомните с ребёнком, как медленно ползёт улитка
6 Щипцеобразное разминание мышечного валика локтевого края ладони – Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите же домой.
– Серый волк под горой
Не пускает нас домой.
(Русская народная потешка)
Предварительно попросите ребёнка изобразить руками гуся.
Можно выполнять массаж продольно и поперечно
Вибрация
7 Пунктирование 2-5-м пальцами (игра на пианино) Кто там топает на крыше?
Кап-кап-кап.
Чьи шаги всю ночь я слышу?
Кап-кап-кап.
Я усну теперь едва ли.
Может, кошек подковали?
Кап-кап-кап.
(Ж. Давитьянц)
Имитация падения дождевых капель
8 Поколачивание ладонной впадины кончиком указательного пальца противоположной руки Кто на розовой заре,
Наросистом серебре
Барабанит, барабанит
По сосновой по коре?
Дятел петь захотел,
Дятел носом песню спел.
(Э. Мошковская)
Сила удара зависит от угла наклона пальца по отношению к массируемой поверхности.Чем больше угол, тем более сильным и глубоким будет воздействие

В результате систематической работы по тренировке тонких движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является повышение работоспособности коры головного мозга. Следствием этого улучшается память, внимание, координация движений, ориентировка в пространстве, подготавливается рука к письму, обогащается словарь, речь становится чище.

Таким образом, речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук, потому что между движениями рук и произнесением слова существует прямая и естественная связь. Образно говоря, руки – это манипуляторы мозга. Пальцы помогают говорить!

Литература

  1. Васичкин В.И. Справочник по массажу. Л., 1991.
  2. Гаврина С.Е. и др. Развиваем руки – чтобы учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль, 2000.
  3. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. СПб., 2000.
  4. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников на основе диагностики их готовности к школьному обучению: Уч. –метод.пос. для студентов педфака / Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 1997.
  5. Лопатина Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами: Учебное пособие / Под ред. Е.А. Логиновой. – СПб.: Изд – во «СОЮЗ», 2004.
  6. Львов М.Р. Словарь – справочник по методике русского языка. – М., Просвещение, 1988.
  7. Обучение чтению и письму в начальной школе/ Сост. Л.С. Бушуева. – Магнитогорск, 2006.