Цели:
- Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [л] и [л`] в слогах, словах, фразе.
- Сравнивать характеристики этих звуков.
- Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, используя данные звуки.
- Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах.
- Развивать зрительное и слуховое внимание.
- Развивать мелкую моторику руки.
- Закреплять навыки чтения.
Оборудование:
- предметные картинки с изображением животных
- игрушки лиса и лошадка
- сигнальные фишки
- домики со звуками [л] и [л `]
- мяч
- индивидуальные зеркала
- кроссворд
- звуковые схемы слов
- карточки с контурами животных.
- конверт.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: - Ребята, а вы хотите отправиться на прогулку в лес?
Дети: - Да!
Логопед: - Тогда догадайтесь, кто с нами туда пойдет:
Кто я догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу: (Лошадь)
Дети: - Это лошадь!
Логопед: - Верно, это лошадка. (Достаю игрушку лошадь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут ее : (Лиса)
Дети: - Лиса!
Логопед: - Правильно, это лиса. (Достаю игрушку лису)
Ребята, назовите игрушки и выделите в их названиях первые звуки.
Дети: - Звуки [л] и [л`].
2. Работа с индивидуальными зеркалами.
Логопед: - Ребята, возьмите зеркала. Давайте произнесем звук [л].
Что делают наши губы и язычок, когда мы произносим этот звук?
Дети: - Губы растягиваются в " улыбке", а язычок поднимается вверх за зубки.
3. Характеристика звуков.
Логопед: - Ребята, скажите какой это звук?
Дети: - Звук [л] - согласный, звонкий, твердый.
Логопед: - А почему он согласный?
Дети: - Потому что при произношении этот звук встречает преграду: язычок и зубки.
Логопед: - А давайте проверим, что он действительно звонкий.
Закроем ручками уши и послушаем, как он звучит.
(дети закрывают уши и произносят звук [л])
Каким цветом обозначается этот звук?
Дети: - Синим.
Логопед: - А вот уже знакомый вам символ этого звука.
А теперь произнесите звук [л`]. Где находится язычок во время произношения этого звука?
Дети: - При этом звуке язычок также поднимается вверх за зубки, но продвигается дальше, за "бугорки", а губы сильнее растягиваются в "улыбке".
Логопед: - Какой это звук?
Дети: - Этот звук согласный, звонкий, мягкий.
Логопед: - Каким цветом обозначается этот звук?
Дети: - Зеленым.
Логопед: - Верно. А вот символ звука [л`]. Ребята, а чем похожи эти звуки?
Дети: - Они согласные и звонкие.
Логопед: - А в чем их отличие?
Дети: - Звук [л] - твёрдый, а звук [л`]- мягкий.
4. Сообщение темы занятия.
Логопед: - Сегодня на занятии мы с вами будем учиться различать звуки [л] и [л`].
(Затем один ребёнок выходит к доске и рассказывает стихотворение про букву Л)
Клоун с бантом стал гигантом
Он в толпе ходил и пел
Мы взглянули на ходули
Увидали букву :.
Дети: - Эль!
5. Пальчиковая гимнастика. Связь звука с буквой.
Логопед: - Звуки [л] и [л`] обозначаются буквой "эль". Давайте построим эту букву при помощи наших пальчиков.
Ладони вверх направим,
Под углом соединим
Это построенье
В букву превратим.
Логопед: - Ребята, а на что похожа буква эль?
Дети: - На шалаш, на крышу и т.п.
Логопед: - Покажите мне на плакате букву эль.
6. Развитие фонематического слуха и восприятия.
Логопед:
По дороге на лесную полянку Лошадка и Лисичка предлагают нам провести разминку. Давайте возьмём синие и зелёные сигнальчики. Я буду произносить разные слоги с мягким и твёрдым звуком [л], а вы внимательно слушайте и поднимайте нужный сигнал. (Ла, ли, ол, уль, ло, лы, иль, лё, аль и т.д.) (Логопед произносит слоги, с прикрытым ртом, а дети определяют звуки на
слух и поднимают сигнальчики) - Молодцы! А ещё Лошадка и Лисичка предлагают поиграть нам в игру "Наоборот". Давайте встанем в круг. Я буду бросать мячик, и называть слог с твёрдым или мягким звуком [л], а вы должны назвать мне этот же слог, но с обратным звуком и вернуть мне мяч.
Логопед: | Ребёнок: |
ла | ля |
лю | лу |
аль | ал |
ол | оль |
лы | ли |
ул | уль |
7. Дифференциация звуков [л] - [л`] в словах. Определение место звука в слове.
Дети садятся на места, закрывают глаза. Звучит лесная мелодия.
Логопед: - Ну, вот мы и пришли на лесную полянку. Посмотрите, кто нас встречает? (Картинки: белка, лось, леопард, крокодил, осёл, лев, слон, лошадь, лиса, волк, телёнок, кролик, козёл, заяц, ёжик, медведь).
Дети: - Животные.
Логопед: - Назовите мне всех животных. (Дети по очереди называют животных)
- Ребята, подумайте, а какие животные здесь лишние?
Дети: - Ёжик, медведь, заяц.
Логопед: - А почему?
Дети: - Потому что в их названиях нет звуков [л] и [л`].
Логопед: - Верно, наша полянка необычная, потому что на ней живут самые разные животные и все они дружат друг с другом. А как вы думаете, какие здесь животные?
Дети: - Дикие и домашние.
Логопед: - Назовите мне диких и домашних животных.
(Дети называют сначала диких, а затем домашних животных)
- Верно, ребята. Но посмотрите:
Звери грустные стоят,
В дом они попасть хотят,
Но не знают - как? Куда?
Помогите, детвора!
На магнитной доске находятся два домика с окошечками.
На одном нарисован символ звука [л], а на другом [л`].
Логопед: - Давайте расcелим животных по домикам. С твёрдым звуком [л] в первый домик, а со звуком [л`] - во второй. Но надо не просто расселить зверей по домикам, но ещё и каждого в своё окошечко: если в названии животного звук [л] или [л`] стоит в начале слова, то поселим его в первое окошечко, если в середине слова, то во второе окошечко, ну, а если в конце - то в третье окошечко.
(Дети расселяют животных по домикам и окошечкам).
- Молодцы, ребята. Ну, вот теперь у каждого зверя есть свой домик.
Логопед:
- На полянке побывали,
Очень сильно мы устали
Мы с лисой играть пойдём,
Хорошо мы отдохнём!
Физминутка.
У лисицы острый нос,
У неё пушистый хвост,
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Я охотница до птицы!
Кур ловить я мастерица!
Как увижу - подкрадусь
И тихонько затаюсь.
После прыгну и схвачу,
Деткам в норку отнесу.
Логопед: - Пока мы с вами отдыхали, Лошадка принесла нам конверт с нашей полянки, посмотрим, что нам прислали звери?
Дети: - Да!
8. Развитие мелкой моторики. Работа со словосочетаниями.
Логопед: - Первое задание для двоих детей: контуры животных наложенных друг на друга. Первому ребёнку необходимо найти животных, в названии которых есть звук [л], и обвести его синим карандашом, а второму ребёнку - со звуком [л`] и обвести зелёным карандашом.
- Второе задание для остальных детей: необходимо подобрать к прилагательным имена существительные. Сначала дети читают названия животных на отдельных карточках, затем логопед читает прилагательные на большой таблице, а дети подбирают подходящее животное, и приклеивают на большую таблицу. Прилагательные: колючий, трусливый, хитрая, упрямый, быстрая, голодный. Существительные: ёж, заяц, лиса, осёл, белка, волк.
Логопед: - Ребята, составьте мне предложения, используя наши словосочетания. Например: Трусливый заяц сидит под кустом. (Дети составляют предложения) - Давайте проверим, как выполнили задания Надя и Игорь. (проверка задания "Контуры животных")
Физминутка.
Жарким днём лесной тропой
Звери шли на водопой.
За мамой - лосихой топал лосёнок,
За мамой - лисицей крался лисёнок,
За мамой - ежихой катился ежонок,
За мамой - медведицей шёл медвежонок,
За мамою - белкой скакали бельчата,
За мамой - зайчихой - косые зайчата,
Волчица вела за собою волчат.
Все мамы и дети напиться хотят.
9. Подбор схем к словам. Чтение отдельных слов.
Логопед: - Давайте, посмотрим, что ещё осталось в конверте.
Загадки от белочки.
Если мы разгадаем их, то узнаем, какой сюрприз ждёт нас в конце занятия. Я буду загадывать загадки, а вы их отгадывать и искать схемы этих слов у себя на столе.
Загадки.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живёт,
В деревне кур крадёт. (Лиса)Некрасивый он, пожалуй :
Вместо носа шланг пожарный
Уши вроде опахал,
Ростом с башню отмахал. (Слон)Он как маленькая лошадь,
Он упрямый, но хороший. (Осёл)Зверь уснул, укрывшись гривой,
Хвостик с кисточкой игривой.
Я бы тронул, осмелев,
Да боюсь, проснётся : (Лев)Что за зверь зимой холодной
Ходит по лесу голодный:(Волк)Сама мелковата, а хвост богатый.
С ветки на ветку скок - поскок,
Орешек за орешком щёлк - щёлк. (Белка)
Логопед: - Давайте по очереди прочитаем наши отгаданные слова.
10. Итог занятия.
Логопед: - Молодцы! Сегодня вы очень порадовали наших зверей, выполнив все задания. А так как кроссворд был от белочки, она прислала вам в подарок угощения. (В "чудесном мешочке" конфеты " Белочка")
- Ребята, а как называется конфета?
Дети: - Белочка.
Логопед: - А в названии конфеты есть звук [л] ?
Дети: - Да.
Логопед: - Он мягкий или твёрдый?
Дети: - Твёрдый.
Логопед: - Звук [л] находится в начале, в середине или в конце слова?
Дети: - В середине.
Логопед: - Скажите, а как называется детёныш белки?
Дети: - Бельчонок.
Логопед: - А в этом слове звук [л] какой?
Дети: - Мягкий, находится тоже в середине слова.
Логопед: - Молодцы! Ну, что научились мы с вами различать звуки [л] и [л`]?
Дети: - Да!
Логопед: - Теперь я за вас спокойна, в первом классе вы уже легко справитесь с этими звуками. Лошадка и Лисичка прощаются с вами до следующих встреч.
А теперь закройте глаза. (Звучит спокойная музыка). Представьте:
Будто мы лежим на травке,
На зелёной, свежей травке.
Греет солнышко сейчас,
Руки тёплые у нас.
Дышится легко,
Всем нам очень хорошо.
Логопед: - Открываем глазки. Ну, вот мы с вами вернулись в свою группу. На этом наше занятие окончено, до свидания.