Известно, что во все времена педагогика существовала в трёх режимах: режиме выживания, режиме функционирования по имеющимся правилам и предписаниям и в режиме развития.
Не является исключением и логопедия. Режим функционирования предписывает заполнение многочисленной бумажной документации: речевых карт, листов динамики продвижения, дневников результативности. Но всё это только косвенно имеет отношение к речевой продукции ребёнка, т.к. носит налёт субъективности фиксирующего данную продукцию учителя-логопеда. Записать транскрипцией искажённое (в отличие от замены и смешения) произношение звуков по-русски - задача не из лёгких. А как передать тембровую окраску голоса, малейшее несоответствие твоим представлениям об этих параметрах, ускорение или замедление темпа речи, чересчур громкое или же, наоборот, слишком тихое звучание? Вот и получаются записанные однотипными клише характеристики звучания речи совершенно непохожих друг на друга воспитанников.
Каждый учитель-логопед не понаслышке знает, насколько трудоёмко подобное протоколирование, детальное описание нюансов, интересных речевых образцов, ярких примеров детских высказываний. Иногда невозможно, имея лишь бумажные записи, доказать родителям правомерность выводов и суждений относительно состояния речи их ребёнка Они то его знают дольше, да и слышат чаще, чем логопед и воспитатель.
"Что написано пером, не вырубишь топором!" Настоящий каламбур для современного логопеда, пытающегося выйти за рамки режима функционирования: подобные бумажные носители для него - настоящая "топорная" работа! Работа выматывающая, не приносящая удовлетворения, неизбежно приводящая к коварному синдрому эмоционального сгорания (СЭС).
На современном этапе развития логопедии качественно-количественные методики становятся приоритетными в обследовании речевого развития ребенка. А надёжным способом фиксации речевой продукции являются цифровой диктофон, акустическая система, персональный компьютер. Электронная речевая карта воспитанника (Приложение 1) имеет многочисленные прикреплённые звуковые файлы с доказательными объективными примерами первичного обследования состояния речи, контрольно-проверочных занятий различных этапов логопедического воздействия, заранее подготовленных для записи образцов речевой продукции (стихи, рассказы, сказки) и, наконец, спонтанно записанных высказываний, неповторимых продуктов самостоятельного детского творчества, как индивидуального, так и коллективного.
Ещё в далёком 1996 году, когда впервые стала использовать в работе диктофон, пришла к выводу, что наша профессия сродни профессии журналиста. Постоянные "интервью", с возможностью последующей педагогической рефлексии позволяют запечатлеть быстротечные мгновения твоей собственной и детской жизни, пролетающие в неуёмной работе над собой моменты взросления ребёнка, преодоления его недостатков, постепенно формирующиеся у него навыки контроля и самоконтроля.
Предлагаю вашему вниманию сценарий занятия - обследования "Давайте познакомимся" Занятие проводилось поэтапно, в первую и вторую недели учебного года - период знакомства и первичного обследования речи детей.
Участники: | Дети группы подготовительного к школе возраста, оставленные для продолжения обучения, вновь прибывшие в группу дети, старшие дошкольники |
Цели: | В условиях коллективной беседы выявить
личностные особенности и коммуникативные
возможности детей. Уточнить временные и пространственные представления детей, навыки словообразования и словоизменения. Выявить умения подбирать номинативную и предикативную лексику; согласовывать слова в роде, числе и падеже; наблюдать и сравнивать языковые явления. |
Занятие записывалось на диктофон.
Логопед и девочка 6-ти лет
Логопед
Дети и логопед |
"Печалиться не надо". - Что грустишь,
Галина - Галя? - Первый школьный звонок позвал на урок наших ребят - выпускников детского сада, а теперь уже первоклассников школ. И у нас в детском саду перемены! Ребята повзрослели, перешли из старшей в подготовительную к школе группу. Какие они загорелые, окрепшие, подросшие после летних отпусков! Интересно, где вы побывали летом, что увидели, что узнали. Расскажите, пожалуйста. В соответствии с тематикой отдыха, идёт беседа по темам: "Деревня. Домашние животные", "Дача. Огород. Овощи. Сад. Фрукты", "Море. Река. Летние виды спорта", "Парк. Игры. Аттракционы", "Выставки. Музеи", "Зооцирк. Дикие животные" В ходе беседы используется опорная схема [1] (см. <Рисунок 1> <Рисунок 2>). - Лето прошло - пролетело незаметно. А впереди у нас интересная жизнь в детском саду. И, прежде всего, это новые встречи, знакомства, друзья. К нам в детский сад пришли новые дети. Давайте познакомимся с ними.
- Вот мы и познакомились! Надеюсь, что подружимся. Давайте расскажем новым ребятам про наш детский сад и логопедический кабинет. Дети рассказывают и проводят экскурсию по логопедическому кабинету. "Давайте-ка, ребятки, отгадывать загадки! Загадки всевозможные: и лёгкие, и сложные. Посмотрим, кто из вас покажет высший класс!"
- Назовите, пожалуйста, времена года. По порядку. - Назовите, пожалуйста, дни недели. - Исправьте, если я скажу неверно:
- А теперь игра "Один - много". Я назову один предмет, а вы - в ответ - несколько таких же предметов. Давайте начнём эту игру словами: "Раз, два, три, четыре, пять. Начинаем мы играть!" Шар (шары), куст, лимон, книга, ручка, лампа, яблоко, крыша, сад. Дом (дома), лес, яйцо, окно, кольцо, стекло. - А теперь наоборот. - Поиграем по-другому. "Большой - маленький", называется наша игра: Ты большой, а кукла маленькая. У тебя рука, а у неё ручка. (лоб, нос, живот, палец, спина, губы, щёки, глаза, уши, брови). - Знаете ли вы "Кто как голос подаёт, кто как деточек зовёт?" Корова (мычит), кошка, собака, курица, гусь, утка, ворона, лиса, ёж. - А кто как передвигается? Лягушка (прыгает), сова, уж, сом, конь, заяц. - А теперь ответь: Что гремит, (гром), сверкает, светит, метёт, дует? - Исправь ошибку: Кошка спал. Кот спали. Котята спала. Заяц бежали. Мыши бежала. Белка бежал. Море шумел. Река шумели. Ручьи шумела. - Закончи фразы:
Художник рисует (что?) "Мамины помощники" (дополните фразу по картинке) Мамы нет дома. Мы с сестрой и братом решили убрать комнату. Я подмёл пол (чем?). Сестра вытерла пыль (чем?). Брат помыл посуду (чем?). Потом мы накрыли стол (чем?) и поставили на стол вазу (с чем?). Мама осталась довольна (кем?). - Встанем в круг и поиграем в игру "Мой весёлый звонкий мяч" Я передаю мяч Гере, а Гера (кому?) и т. д. "Помогите малышам, потеряли дети мам" (вопросы задаются по картинкам) Жеребёнок (у кого?) - у лошади щенок, котёнок, козлёнок, ягнёнок, телёнок. "Это детям всем известно: всё, что взял клади на место" - Скажите, где хранят продукты, посуду, одежду, книги, учебные вещи. (Учебные вещи хранят в портфеле) - А знаете ли вы, где право, а где лево?
- Поднимите свою главную руку, назовите её. А как называется вторая рука? Покажите её. Что находится перед тобой? (над тобой, под тобой, позади, слева, справа от тебя). Где окно? Где игрушки? Где шкаф? Где стол? (относительно ребёнка). "О, сколько слов я сумею сказать!" - Давайте посоревнуемся, кто больше вопросов сумеет задать по одной картинке: Бабушка вяжет (что? кому? чем? из чего?) Рыбаки ловят (что? чем? где?) - Сравните, пожалуйста
- Продолжите, пожалуйста
- Да мы собрались здесь, чтобы играть, заниматься, учиться говорить красиво, готовиться к школе. Давайте же пожелаем друг другу успехов, радости, здоровья! Спасибо. |
Вот такие интересные занятия сохранились в нашем "плёночном" аудио- архиве, насчитывающем более 60 часов уникальных записей родных на все времена детских голосов.
Подтверждением того, насколько детям интересны звукозаписывающие устройства, являются игрушки со встроенными диктофончиками. Моей племяннице в детстве был подарен чудесный тукан, который повторял небольшие фразы. Он долгое время оставался её любимой игрушкой. И возможно, оказал влияние на выбор профессии: Надежда Епифанова берёт теперь телевизионные интервью для Первого Волгоградского канала.
А теперешние мои воспитанники и их родители, кстати, тоже мечтают завести себе забавного мишутку, сродни тому, что поселился в нашем логопедическом кабинете. При нажатии на левую лапу он записывает речевой отрывок. А при нажатии на правую - воспроизводит его. И так многократно, пока не надоест. Кому? Только не детям! Им подобные игрушки вообще не надоедают, поверьте моему 25-летнему опыту работы.
Часто поражалась тому, насколько консервативны бывают коллеги. Мол, диктофон и голос до неузнаваемости искажает, и дефектного звучания не передаёт. Поэтому, наверное, ещё больше была обрадована той, впервые услышанной мною за 12 лет практики работы с диктофоном, поддержке. А прозвучала она в ходе Всероссийской конференции "Психолого-педагогические и социальные аспекты коррекции речевого развития", посвящённой 50-летию психолого-педагогической классификации отечественной логопедии и 100-летию Р.Е. Левиной (Волгоград, ВГПУ, 2008). На лекции "Коммуникационные нарушения голоса и инновационные технологии их преодоления" профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой логопедии МГГУ им. Шолохова, главный научный сотрудник ФГУ "Научно-клинический центр оториноларингологии Росздрава" (г. Москва) Ольга Святославовна Орлова высказала явное недоумение по поводу того, что логопеды так редко используют в своей работе это замечательное техническое средство. Такая, с высокой трибуны поддержка, окрылила, вдохновила, родила новые задумки и планы. В том числе и с использованием ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Ведь у цифрового диктофона возможностей на порядок больше. Есть программы, которые человеческую речь переводят в текстовую запись. И это прекрасно!
Сканировать пособия для обследования речевого развития воспитанников не составило большого труда. Надо сказать, что картинный материал отлично смотрится в "цифре". Детям, по-моему, гораздо интереснее называть предъявляемые в ходе обследования картинки в режиме слайд-шоу на экране монитора. Ведь картинка + движение = мультимедиа. А ребёнка так привлекает всё движущееся!
Одновременно, при просмотре, выполняются просьбы и инструкции логопеда. И всё это, конечно же, записывается на диктофон. А затем, если это диктофон цифровой, запись переводится в личный звуковой файл ребёнка, целостно или же фрагментарно, как удобно. При наличии соответствующей несложной программы можно преобразовывать файлы, уменьшая их "вес".
В ходе обследования мы проверяем поэтапно [2] произношение гласных звуков А, О, У, И; согласных звуков раннего генеза: П, К, Х, М, Н, Ф, В в твёрдом и мягком звучании и твёрдого варианта согласного Т.
Затем обследуется произношение звуков ЛЬ, Й (и йотированных гласных Й+А=Я Й+О=Ё Й+Э=Е Й+У=Ю), гласного звука Ы.
На очереди свистящие звуки: С, СЬ, З, ЗЬ, аффриката Ц (Т+С) и мягкий вариант согласного звука ТЬ.
Подходит очередь произнести красиво слова со звонкими согласными раннего генеза: Б, БЬ, Д, ДЬ, Г, ГЬ.
Настаёт очередь проверить шипящие звуки: Ш, Ж.
В следующей серии соноры: Л, Р, РЬ.
И наконец, мягкий шипящий звук Щ и аффриката Ч (Т+Щ).
Для обследования произношения различных групп звуков подобраны картинки, где нужный нам звук есть в начале, середине, конце слова. Обязательна и позиция в стечении других согласных. Ведь ребёнок может правильно произносить звук, например, в начале и середине слова в прямом закрытом или открытом слоге (лук, пила). И, одновременно, искажать его в обратном закрытом слоге конца слова или опускать его в стечении согласных: поw (пол), кубника (клубника). Имеют значение и уровни нарушенного произношения: от полного неумения произносить звук, до недостаточной автоматизации произнесения в словосочетаниях и предложениях: сом, весы, лес, но "Фоня пьёт фок" (Соня пьёт сок). А также недостаточной дифференциации, иначе различения, от сходных звуков: "По соше с шумом несутся машины" (По шоссе с шумом несутся машины).
Несомненно, ребёнку было бы скучно просто повторять слова за логопедом. Поэтому наше обследование звукопроизношения носит игровой характер. Приведу некоторые словесные игры, используемые при обследовании произношения звуков:
"Один - много" (синяя сумка - синие сумки, железный замок - железные замки, Соня пьёт сок - Света и Соня пьют сок)
"Большой - маленький" (кувшин - кувшинчик, ящик - ящичек скамейка - скамеечка)
"Он - она" (Женя упал - Женя упала, Женя заплакал - Женя заплакала)
"Делает - сделал" (девочка рисует бабочку - девочка нарисовала бабочку)
"Раз - два - три - точно слово подбери" (Рома через дорогу переходит, Рома к дому подходит, Рома в свой дом заходит и т.д.)
"Кто где спрятался" (мишка залез на шкаф, кот под шкаф, щенок за шкаф)
"Назови одним словом" (юбка, платье, пиджак, жакет - это одежда)
"Раз - два - три - четыре - профессия самая нужная в мире" ("Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас")
"Раз - два - три - четыре - пять - вот про что хочу сказать". Он жёлтый - этот подсолнух. Она жёлтая - эта рубашка. Оно жёлтое - это платье. Они жёлтые - эти кружки.
"Буква слово изменяет, к нему вниманье привлекает" (дом - том, бочка - почка)
"Буква заблудилась". "На виду у детворы крысу красят маляры" и др. А. Шибаев [3]
В ходе обследования детям предлагается определить существенные признаки, составить рассказ по картинкам со скрытым смыслом и выполнить много другого, не менее интересного. (Приложения 2,3)
Достаточно качественно передают диктофонные записи совокупность высоты, силы и тембра, определяющую индивидуальность голоса каждого человека. Можно попросить ребёнка для записи варьировать высоту голоса - повышение и понижение тона, переход от высокого голоса к низкому и наоборот. Изменить силу своего голоса и записать произнесение звуков в определённой громкости: очень громко - громко - нормально - тихо. Передаётся при прослушивании звукового файла и тембр голоса - качественная его окраска: звонкий, тусклый, дрожащий, глухой и т.д.
Приведу некоторые примеры и выводы, возникающие при обследовании и идентификации сложного комплекса, включающего несколько средств звучащей речи, коим и является интонация.
Мелодика - повышение и понижение голоса при произнесении фразы, придающее речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность. Именно это свойство позволяет избежать монотонности. Мелодику оформляют гласные звуки, изменяясь по высоте и силе. Невыразительная в мелодическом плане речь может быть следствием снижения физического слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания и целого ряда нарушений речи.
Темп - ускорение и замедление речи, в зависимости от содержания высказывания, с учётом пауз между речевыми отрезками. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем в замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, чёткости речи, артикуляция звуков ухудшается. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование долготы и краткости произнесения, повышения и понижения голоса. Темпо-ритмическая организация речи страдает как физиологически, например, при запинках детского возраста, так и патологически, при заикании.
Фразовое ударение - выделение группы слов, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряжённостью и долготой произношения. Логическое ударение - выделение паузами, повышением голоса, большей напряжённостью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании. Работа по обследованию этих характеристик ведётся в дошкольном возрасте путём подражания - вслед за взрослым ребёнок выделяет интонационно нужное слово или группу слов. Затем акценты произвольно меняются.
Завершающим этапом обследования является выявление особенностей строения артикуляционных органов ребёнка. И в этом нам замечательно помогает Web-камера (в виде мягкой игрушки - собачки Web-ки). Она в мгновение ока помогает запечатлеть язык, степень его подъёма, состояние подъязычной связки и другие важные особенности.
Вспоминаются те времена, когда мы покупали по два учебника логопедии, чтобы вырезать, для оформления наглядности, с двух сторон одного листа артикуляционные профили и фотографии основных артикуляционных поз. Эти схемы и фотографии, как иконы, вывешивались в логопедическом кабинете над зеркалом для индивидуальных занятий.
Теперь, в эпоху личностно-ориентированных, ИК- технологий, мы имеем возможность показать ребёнку перед Web-камерой, что и как получается (или не получается) именно у него. Показать перспективы, вместе с ним и его родителями наметить цели и задачи работы.
Так прозвучал вопрос, заданный мамой одного моего воспитанника на родительском собрании, где я пропагандировала возможности использования ИКТ в совместной работе по совершенствованию речи наших малышей: "Скажите, Ольга Владимировна, артикуляционную гимнастику дома лучше всё-таки выполнять перед зеркалом или перед Web-камерой?" Это ли не пример творческого подхода к делу!
В конце хотелось бы озвучить стоимость наших незаменимых помощников: диктофон - 1500 руб., Web-камера - 700 руб.
Литература.
- Епифанова О.В. Развитие речи. Окружающий мир. Дидактический материал к занятиям в подготовительной группе / Волгоград: Учитель, 2008
- Филичева Т.Б, Каше Г.А. Методическое руководство к дидактическому материалу по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1989
- Шибаев А. Язык родной, дружи со мной. Л.: Детская литература, 1981