Цели:
- Совершенствовать лексико-грамматический строй речи (активизировать словарь по теме "Транспорт", учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже); упражнять в слоговом и звукобуквенном анализе слов; учить выделять первый звук в словах и подбирать к этому звуку другие слова; упражнять в определении ударного слога; учить составлять предложения по опорным словам.
- Совершенствовать артикуляционную моторику; развивать глазодвигательную функцию и пространственное восприятие; развивать словесно-логическое мышление путем выделения 4 лишнего; развивать мелкую и общую моторику; развивать слуховое и зрительное внимание, память, фонематический слух.
- Воспитывать самостоятельность, активность на занятии, самооценку.
Оборудование:
Мяч, картинки с изображением транспорта, животных; зеркала, дидактическая таблица, поезд из картона с 5 вагонами с закрытыми буквами (у,д,а,ч,а), письмо от машиниста, контурное изображение транспорта на листах на каждого ребенка, простые карандаши, массажные мячи, схемы для слогового, звукового анализа и анализа предложений, магнитофон, запись песни "Голубой вагон".
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети становятся в круг. Поздороваться с родителями. Игра с мячом "Один-много": один автобус - много автобусов (машина, грузовик, трамвай, троллейбус, паровоз, поезд, самолет, вертолет, корабль, лодка, катер).
А сейчас сядет тот, кто назовет транспорт, чтобы слово было двусложным (лодка, поезд, катер); трехсложным (самолет, вертолет, автобус); четырехсложным (электричка, самолетик, вертолетик). Дети садятся на места.
2. Артикуляционная гимнастика
Выполняется с зеркалами. Родителям предлагается выполнить гимнастику с детьми. Жил-был на свете веселый язычок и был у него домик это его рот (положить широкий язык на нижнюю губу посчитать до 5). Посмотрел язычок налево - направо (движения языком влево - вправо). Увидел качели и решил на них покачаться (движения языком вверх-вниз). Затем язычок пошел в магазин и купил вкусное варенье (облизывать верхнюю и нижнюю губы) и конфету "чупа-чупс" (водить языком за правой, левой щекой). Домой язычок поехал на лошадке (цокать языком под счет). Подняла лошадка ногу (присосать язык к верхнему небу) и фыркнула (Произнести звукосочетание "тррр").
3. Закрепление пройденного
А сейчас зеркала уберите,
На таблицу мою посмотрите.
На дидактической таблице помещены картинки с изображением транспорта. В центре красная точка (игра проводится на ковре)
Лодка | Автобус | Катер |
Самолет | Вертолет | |
Пожарная машина | Поезд | Скорая помощь |
Глаза на красную точку. Глаза вверх, глаза вниз, глаза влево. Что получилось? (самолет). Проводить 2-3 раза
Как назвать одним словом транспорт на верхнем ряду? (водный)
Как назвать одним словом транспорт в среднем ряду? (воздушный)
Что лишнее на нижнем ряду? (поезд- железнодорожный транспорт, а остальной- специальный)
А кто управляет поездом? (машинист)
4. Объявление цели занятия
В детский сад пришло письмо от машиниста (дети открывают письмо) "Ребята, злая колдунья заколдовала название моего поезда и теперь я не могу развозить пассажиров. Помогите расколдовать название моего поезда"
Посмотрите на поезд, на каждом вагоне спрятана буква, чтобы их открыть, надо правильно выполнить задания. Поможем машинисту?
5. "Подбери животным транспорт"
Сегодня животные в гости спешат,
А ехать на транспорте они все хотят,
Чтоб транспорт животным нам подобрать,
Звук первый лишь в слове надо узнать.
Так, собака - первый звук [с] полетит на самолете. Дети подбирают транспорт для других животных и составляют предложения:
Кот поплывет на корабле.
Лошадь поплывет на лодке.
Корова поплывет на катере.
Верблюд полетит на самолете.
Слон поедет на самосвале.
Открывается первая буква У. Какая буква открыта?
6. "Штриховка"
Чтоб вторую букву отгадать
Надо вам задание узнать
Листок на парте вы возьмите,
Четвертый лишний назовите.
На листах нарисовано контурное изображение транспорта (самолет, машина, грузовик, автобус) со штриховкой в разном направлении.
Ребята, что лишнее? И почему? (Самолет - воздушный транспорт, остальной - наземный)
Сейчас выполним пальчиковую гимнастику с массажными мячиками (родителям также предлагается выполнить гимнастику с детьми)
Мячик взяли мы цветной
И катаем пред собой,
По столу его катаем
Назад - вперед, и влево - вправо
Поиграем мы в футбол
И забьем в ладошку гол.
А сейчас, заштрихуйте по образцу тот транспорт, который лишний. Что вы заштриховали? Почему? (самолет - лишний это воздушный транспорт)
Открывается следующая буква Д. Это какая буква?
7. "Физминутка"
Игра "Транспорт". Когда я назову наземный транспорт - садитесь на корточки, воздушный - руки в стороны, изображайте самолет, водный - махи руками, изображайте, что вы плывете (Родителям предлагается поиграть с детьми)
8. "Расставь ударение"
Сегодня начал свой полет
Волшебный, быстрый вертолет,
Он мимо слов всех пролетел
И сильным ветром их задел,
Из стрелок сделались стрелки,
Из гвоздиков гвоздики,
Где были замки, там замки,
Где были кружки, там кружки.
Все изменил в одно мгновенье
И переставил ударенье.
Чтобы выполнить следующее задание, надо расставить ударение в словах (машина, лодка, автобус)
Сколько слогов в слове? Какой первый слог, второй, третий? На какой слог падает ударение? Дети на столах выкладывают слоговую схему слова с ударением.
Открывается следующая буква А. Какая это буква?
9. "Составь предложение"
"Беда случилась на вокзале!",
По микрофону всем сказали:
"Ой, слова все разбежались,
В предложенье не собрались"
Ребята, надо собрать все слова в предложения и составить к ним схемы.
Самолет, небо, лететь, по.
Поезд, мчаться, рельсы, быстрый, по.
Дети составляют предложения, называют последовательность слов, составляют схемы.
Открывается буква Ч. Какая это буква?
10. "Раздели слово на звуки"
Молодцы! Вы открыли буквы, но еще осталась 1 буква. Подумайте, какой буквы не хватает и какое слово должно получиться. (не хватает буквы А, слово "Удача")
У нас получилось название поезда "Удача".
Буквы все расколдовали,
Имя поезда назвали,
Теперь вы звуки назовите,
Схему к имени сложите.
А теперь надо разделить это слово на звуки и выложить звуковую схему. Какой первый звук, опишите его (гласный, согласный; твердый, мягкий, звонкий, глухой), какой квадрат положите? и т.д.
11. Итог занятия
Молодцы! Все задания выполнили. А теперь проверим вашу память. Вспомните, какой транспорт вы не заштриховали в начале занятия и почему? (машина, грузовик, автобус - наземный транспорт)
Оценка деятельности детей.