Тема: Звуки и буквы Г-К.
Цели:
- Обучение детей различать данные звуки в словах, предложениях на слух, правильно обозначать данные звуки буквами на письме.
- Развитие фонематических процессов: анализа, синтеза, представления.
- Развитие навыков звуко-буквенного анализа.
- Обогащение и дальнейшее расширение словаря по теме «Ягоды».
- Коррекция, дальнейшее совершенство лексико-грамматического строя: согласование прилагательных с существительными в роде.
- Образование однокоренных слов.
- Развитие связной речи через работу с предложениями (анализ, правила записи, деформированные предложения).
Оборудование: цветные фишки для обозначения звуков, предметные картинки, карточки с буквами Г и К.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Пальчиковая гимнастика
С веток ягоды снимаю
(левая рука согнута в локте и поднята на уровне лица. Кисть опущена (пальцы – ветки).
Правой рукой (пальцы собраны в щепотку) «снимает ягоды»)
И в лукошко собираю.
Ягод полное лукошко!
Я попробую немножко.
Я поем еще немножко.
Я поем еще чуть-чуть –
Легче будет к дому путь.
Я поем еще малинки.
Сколько ягодок в корзинке?
Раз, два, три, четыре, пять…
Снова буду собирать! (Считает ягоды, нажимая указательным пальцем на левую ладошку.)
3. Ориентировка во времени
– Какое сегодня число?
– День недели?
– Какой день недели был вчера?
– Какой день недели будет завтра?
Записать число в тетрадях.
4. Сообщение темы занятия
– Ребята, из ваших тетрадей при проверке я выписала несколько слов. Прочитайте их:
Берека, гнига, крустный, кустой.
– Что вы заметили?
– Кто-нибудь знает, почему так происходит?
– Какие замены произошли в словах? Какие звуки
обозначают эти буквы?
– Сформулируйте тему и запишем ее в тетрадях.
5. Работа над темой занятия
1) Характеристика звуков по плану.
– Что общего в этих звуках?
– Как образуются эти звуки?
2) Развитие фонематического слуха
а) Повторить за учителем: (тактильный контроль)
га-га-ка ка-га-ка
ка-га-га га-ка-га
б) Сравните пары слов по звучанию и по смыслу:
Галина – калина
Гол – кол
Горка – корка
Игра – икра
в) Подберите рифму:
Очень зелены, густы
В нашем садике … (кусты).Зреет красная калина,
Соберет ее … (Галина).Мы пришли сегодня в гости,
Принесли собачке … (кости).
г) Логопед называет слово, дети показывают букву, которой обозначают звук: согнул, приказ, густой, клюква, морошка, голубика, клубника, ветка, крыжовник, княженика, шиповник, брусника, черника, ягоды.
д) Графический диктант:
глубокий, круглый, грелка, колокольчик, костяника, заголовок.
Разделить слова на слоги. Слоги обозначить черточками. Над соответствующими слогами поставить буквы Г или К.
Образец: голубика – г_ _ _ к_.
е) Соотнести таблички с названиями ягод с изображениями на картинках. Картинки на доске.
3) Звуко-буквенный анализ слова ягоды.
4) Образовать однокоренные слова:
- Назовите ягоду ласково. (Ягодка)
- Человек, который любит собирать ягоды. (Ягодник)
- Если пирог с ягодами, то какой он? (Ягодный)
Записать слова на доске. Выделить общую часть.
6. Физкультурная пауза
Услышите название ягоды, наклонитесь за ней; а если другое слово – поднимаете руки вверх: клюква, морошка, земляника, листок, клубника, корень, рябина, ветка, калина, гроздь, черника, кисть.
Зарядка для глаз.
7. Формирование лексико-грамматического строя речи.
– Знаете ли вы, чем полезны ягоды? (Много
полезных веществ. Из черники даже делают
лекарство для глаз).
– Что из них можно приготовить? (Повидло, джем,
компот, желе, кисель, варенье, карамель, пюре,
мармелад).
Устно:
Компот из малины – малиновый компот
Желе из малины –
Пастила из вишни –
Напиток из земляники –
Письменно:
Джем из клубники –
Варенье из брусники –
Морс из клюквы –
– Что мы составили? (Словосочетания). Составить устно 2 – 3 предложения с этими словосочетаниями.
8. Формирование связной речи
1) Записать под диктовку после предварительного анализа:
Огнем горят гроздья калины.
Подчеркнуть букву, обозначающую звонкий звук, двумя черточками, обозначающую глухой звук - одной.
2) Составить предложения по опорным словам.
а) Снегири, клевать, рябина, ягоды.
б) В, полки, на, погребе, стоят, компотом, с, банки.
9. Итог занятия
– Какие два способа проверить звонкость –
глухость согласных?
– Какое слово «лишнее»?
- Голубика, клюква, костяника, клубника. (Голубика)
- Брусника, рябина, шиповник, морошка. (Рябина)
– Назовите ягоды, в которых 2 звука К (крыжовник, клубника, костяника, клюква).