В настоящее время, особое значение в российском образовании придаётся формированию ценностно-ориентационного подхода к развитию детей с ограниченными возможностями, их социальной адаптации и интеграции в социуме. В результате такого подхода коррекционная работа в логопедии поднялась на качественно новый уровень. Актуальной остается проблема выявления нарушений и коррекции письменно-речевой деятельности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Общаясь с окружающими, дети с ТНР имеют множество проблем, которые мешают воспринимать правильно окружающий мир. Эти проблемы заключаются:
- В отсутствии умения общаться со сверстниками и взрослыми, т.к. их не понимают, избегают, с ними не желают играть, разговаривать, смеются, дразнят.
- Развитие чувства неуверенности в себе, повышенной тревожности, внутреннего дискомфорта.
- В формировании барьера стыда за свою речь, страха общения с авторитетными и незнакомыми собеседниками, страха речи, который со временем может привести к снижению самооценки.
- В отказе от общения, уходу в себя и другим негативным переживаниям, травмирующих психику ребенка.
Как наиболее эффективный метод работы с детьми с ТНР я рассматриваю театральную деятельность. Это распространенный вид детского творчества, он близок и понятен любому ребенку, глубоко лежит в его природе и находит своё отражение стихийно, потому что связан с игрой - ведущим видом деятельности у старших дошкольников и младших школьников. Использование театральной деятельности в коррекционной работе помогает развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию и проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развития ассоциативного мышления; настойчивости, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Использовать элементы театральной деятельности начала на уроках с учащимися 1 класса имеющих ТРН. В классе обучалось 12 человек. Основным речевым диагнозом являлось общее недоразвитие речи II –III уровня, обусловленного дизартрией, моторной алалией, тугоухостью, фонетико-фонематическим нарушением речи. Сейчас учащиеся обучаются во 2 классе.
В начале учебного года было проведено обследование речи учащихся по следующим параметрам: звукопроизношение, звуковой анализ и синтез слов, слоговая структура слова, словарь, грамматический строй речи, графомоторные навыки, чтение, связная речь, результаты приведены в сравнительной таблице (См. в конце работы).
Проведя анализ результатов речевого обследования, мною были выбраны следующие элементы театральной деятельности для работы с учащимися:
- театральная игра;
- ритмопластика;
- культура и техника речи;
- основы театральной культуры;
- работа над спектаклем.
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи:
- ориентировка в пространстве;
- развитие речи, построение диалога;
- развитие отдельных групп мышц;
- развитие психических процессов;
- воспитание нравственно-эстетических качеств.
Ритмопластика – комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи:
- развитие координации движений;
- развитие мышечной памяти и пластики;
- развитие воображения;
- развитие музыкальной реакции и чувства ритма.
Культура и техника речи – игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи:
- развитие речевого дыхания, артикуляции, дикции, интонации;
- развитие связной речи, творческой фантазии;
- учить сочинять небольшие рассказы, сказки, подбирать рифмы;
- пополнять словарный запас;
Основы театральной культуры – знакомство учащихся с элементарными театральными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства; основы актёрского мастерства; культура зрителя).
Задачи:
- познакомить детей с театральной терминологией, основными видами театрального искусства;
- воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем – знакомство с пьесой, сказкой; работа над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля, использование авторских пьес, создание своих.
Задачи:
- учить сочинять этюды по детским произведениям;
- развитие навыка действовать с воображаемым предметом;
- учить детей показывать интонацией, голосом, мимикой характер героя;
- пополнять словарный запас.
Элементы театральной деятельности позволили сделать индивидуальные занятия и уроки более интересными, познавательными, помогли учащимся быстрее адаптироваться к школьной жизни. Примеры логопедических занятий с этими элементами даны в таблице.
Использование элементов театральной деятельности на логопедических занятиях по теме «Зима»
№ |
Название игры, вид театральной деятельности, содержание |
Задачи, методы, приёмы работы |
1 |
Игра «Как живёшь?» - театральная игра (фото 1) Детям предлагается задавать вопросы по лексической теме, соответствующей уроку. |
1) Учить учащихся правильно задавать вопросы описательного характера. 2) Способствовать эмоциональному раскрепощению через передачу характера персонажа. |
2 |
Игра «Повтори как я» - ритмопластика(фото 2) Выбирается последовательность слов: мак, роза, гвоздика, хризантема. Прохлапывание или показ ритмического рисунка слов: по подражанию, затем учащиеся предлагают свои варианты слов и действий. |
1) Работа над дикцией и артикуляцией. 2) Сохранить ритмический рисунок на протяжении всей последовательности. 3) Развитие чувства ритма. 4) Сотворчество. |
3 |
Пластические этюды «Дед Мороз и Снегурочка идут на ёлку», «Зимние забавы» - основы театральной культуры (актерское мастерство) Обыгрывание ситуации, взаимоотношение героев между собой. |
1)Способствовать творческой активности детей. 2) Создание радостного настроения. 3) Развитие умения взаимодействия с партнерами. |
4 |
Пальчиковая игра «В деревне» - театральная игра. Выполнение упражнений для пальцев рук с пропеванием текста. |
1) Развитие мелкой моторики 2) Отработка дикции. 3) Развитие чувства ритма. |
5 |
Беседа «Что мы знаем о театре?» - основы театральной культуры |
1) Выяснить знания детей о театре. 2) Познакомить детей с понятиями: сцена, зритель, зрительный зал, антракт, театр. 3) Уточнить правила поведения в театре. |
4 |
Артикуляционная гимнастика – техника речи (фото 3) «Снеговики радуются снегу и морозу»; «Грустные снеговики весной», «Сосулька», «Горка», «Санки - ледянки», «Ветер»- культура и техника речи Выполнение артикуляционной гимнастики с проговариванием стихов. |
1) Подготовка речевого аппарата, разогрев мышц 2) Работа над развитием мышц щёк, губ, языка. 3) Работа над речевым дыханием. 4) Создание эмоционального настроя на работу. |
5 |
Дыхательные упражнения - культура и техника речи «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки.. Желательно не надувать щеки. «Футбол». Ребенок должен дуть на шарик из лёгкого материала, стараясь загнать его в ворота. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек (использование ароматизированных саше). |
1) Развитие мышечной памяти. 2) Развитие речевого дыхания 3) Вызвать интерес к играм. 4) Развитие творческого воображения, чувства вкуса. |
6 |
Музыкальная сказка «Тайна потерянного смеха» - работа над спектаклем (фото 4 ) Показ спектакля к Новому году для родителей и с участием родителей. |
1) Создание праздничного настроения. 2) Развитие речи. 3) Сотворчество с родителями. |
8 |
«Чудо - ярмарка»- работа над спектаклем (фото 5) Речевой праздник по мотивам русского народного фольклора. |
1)Создание праздничного настроения. 2) Развитие речи. 3) Обогащение словаря. |
В результате использования на занятиях элементов театральной деятельности дети более уверены в общении с окружающими, речь стала эмоциональна, поставленные звуки проще вводятся в речь. При подготовке к новогоднему спектаклю с учащимися были поставлены танцы, а танцы способствуют раскрепощению, развивают чувство ритма, пластику. При автоматизации звуков использую в работе проговаривание речевого материала с разной интонацией, эмоциями. Вокальные упражнения помогают работать над силой голоса, его окраской. Эти приёмы особенно эффективны в работе с учащимися, имеющих нарушения речи обусловленные тугоухостью. Игры-драматизации помогают на уроках произношения, т.к. учащимся легче усваивать сложные речевые конструкции (посторенние сложноподчинённых и сложносочинённых предложений, образование сложных слов), дети вносят новые сюжеты в знакомые сказки. Учащиеся стали сочинять сказки, которые хранятся в альбоме «Сказки, составленные вместе с детьми». Эту работу целесообразно проводить с детьми имеющих лексико-грамматические нарушения и слоговую структуру слов. Очень трудно обогатить словарь детей и ввести его в речь учащихся. Акцентируя внимание учеников на то, что они актёры, и как должен красиво и правильно говорить актёр со сцены, ребята стараются запоминать новые слова, спрашивают значения этих слов, а затем их употребляют в своей речи («Я рад тебе и желаю ярких ответов»-фраза из организационного момента урока «Дружный кружочек»). Повторная диагностика, проведённая в конце учебного года, подтвердила эффективность применения театральной деятельности в логопедической работе. (См. сравнительную таблицу)
Сравнительная таблица по результатам обследования речи у учащихся
Параметры обследования |
Первичное обследование |
Повторное обследование |
Звукопроизношение |
11 человек |
2 человека |
Фонематическое восприятие |
3 человека |
1 человек |
Словарный запас |
8 человек |
8 человек |
Слоговая структура |
4 человека |
3 человека |
Лексико – грамматический строй речи |
8 человек |
8 человек |
Графомоторные навыки |
6 человек |
4 человека |
Чтение |
4 человека |
1 человек |
Связная речь |
10 человек |
8 человек |
В таблице указанно количество учащихся, у которых наиболее выражены речевые нарушения по данным параметрам обследования.
Использование элементов театральной деятельности в работе учителя – логопеда позволяет сделать следующие выводы:
- речь учащихся стала более эмоциональна,
- в результате использования на занятиях элементов театральной деятельности учащиеся стали более уверены в общении с окружающими, ориентируются в окружающей обстановке,
- автоматизация звуков проходит успешно,
- обогатился словарь учащихся,
- совершенствуется лексико-грамматическая сторона речи.
Список используемой литературы
- «Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах», под ред.О.П. Власенко
- «Театральная деятельность в детском саду», авт.А.В.Щёткин
- «Театрализованные игры в детском саду», Т.И Петрова, Е.А Сергеева, Е.С.Петрова
- «Театрализованные игры в школе», Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеев
- «Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников», авт. Т.А.Фотекова