Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции нарушений письменной речи по теме "Дифференциация звуков [ш-щ]"

Разделы: Логопедия


Цели

Образовательные:

  • уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш], [щ];
  • закрепление зрительного образа букв «ш» и «щ»;
  • формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах.

Коррекционно – развивающие:

  • развитие фонематического восприятия на акустические образы [ш] - [щ];
  • развитие навыков звукобуквенного анализа с использованием графической записи;
  • развитие кинестетических ощущений на данные артикуляционные уклады;
  • развитие зрительно-простран­ственных представлений;

Воспитательные:

  • формирование навыков самоконтроля, интереса к занятиям;
  • формирование положительной учеб­ной мотивации.

Дидактические средства: плакат «Буквы ш и щ», индивидуальные зеркала, артикуляционные профили, мяч, предметные картинки со звуками [ш], [щ], карточки.

Ход занятия

Этапы

Деятельность логопеда

Деятельность учащихся

1. Орг. момент, сообщение темы занятия

- Чтобы настроиться на рабочий лад, повторим чистоговорки:

Ша-ша-ша — наша Маша хороша.

Ши-ши-ши — есть у Маши ландыши.

- Какой звук встречался чаще всего?

Ща – ща - ща — дождь идет, я без плаща.

Ще – ще - ще — нет дождя, а я в плаще.

- Какой звук встречался чаще всего?

- Кто догадался, какие звуки будем учиться различать сегодня на занятии?

Учащиеся повторяют чистоговорки, выделяют частотные звуки.

2. Артикуляционная гимнастика

1. лягушки улыбаются

2. хобот слоненка

3. трубочка

4. бублик

5. рупор

6. вкусное варенье

7. грибок

8. гармошка

9. чашечка

Учащиеся выполняют упражнения под счет логопеда, перед зеркалом.

3. Произношение звуков в изолированном виде

Игры-звукоподражания.

Логопед демонстрирует картинки с изображением дерева и яичницы на сковороде и поясняет, что дерево шумит ветками — ш – ш - ш, а яичница жарится и шипит — щ – щ - щ.

Затем картинки демонстрируются в различной последователь­ности.

Логопед контролирует четкость произношения:

- хоровое;

- индивидуальное.

Учащиеся произносят соответствующее звукоподражание и по­казывают положения языка ладошками (ручная модель + зрительный контроль).

4. Работа с артикуляционными профилями звуков

Работа ведется по плану:

[ш]: губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, язык в форме «чашечки» приподнимается к небу, воздушная струя плавная, теплая, направлена вверх, голоса нет.

[щ]: губы округлены и вытянуты вперед, зубы сближены, язык в форме «чашечки» прижимается к верхним боковым зубам, воздушная струя плавная, теплая, направлена вверх, голоса нет.

Отличие: при звуке [ш] язык не касается верхних боковых зубов, а при звуке [щ] – прижимается плотно к зубам.

Используется зрительный, тактильный, кинестетический контроль + ручная модель (Одна ладошка — язычок, другая — верхнее небо).

5. Хар-ка звуков

Проводится по плану:

[ш] – согласный, твердый (всегда), глухой: обозначается синей фишкой с шариком.

[щ] - согласный, мягкий (всегда), глухой: обозначается зеленой фишкой с шариком.

Отличие: звук [ш] – всегда твердый, а звук [щ] – всегда мягкий.

Используется зрительный, тактильный, кинестетический контроль.

6. Связь звука с буквой

1. Сказка «Буквы-путешественницы».

Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путе­шествие на воздушных шариках. Когда они перелетали через широ­кую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала в воду. Подплы­ла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь — не ш-ш-ш, а щ-щ-щ (см. плакат). А рыба эта с тех пор стала назы­ваться... (щука). На берегу в это время стояли две гласные буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» сме­ло вошла в реку и вытащила «щ» на берег. С тех пор буква «щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща...

2. Записать букву «ш» и букву «щ».

- Чем похожи и чем отличаются буквы?

Ш и Щ — родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.

Используется плакат.

Динамическая пауза

Шарик надуваем — ш-ш-ш.

шарик выпускает воздух — щ-щ-щ.

(руки через стороны верх)

(руки через стороны вниз)

7. Дифференциация в слогах

1. Чтение слогов:

Ша, шо, ща, шу, щу, ще, аш, ущ, ошо, уща.

2. Распределительный диктант.

Учащиеся читают слоги с доски, а затем письменно распределяют в тетрадь по наличию звуков [ш] - [щ].

8. Дифференциация в словах

Задание письменное по карточкам.

Слова:

…апка, …ука, …ум, …авель,   етка, …айба, пла…, малы…, ду…, ле…, бор…, ланды….

Задание: списать, вставив пропущенную букву.

Учащиеся выполняют задание в тетрадях, затем коллективная проверка.

9. Дифференциация звуков в предложении и тексте + развитие ФС

Графический диктант.

У Шуры Щеглова был щенок.

Щенок любил борщ и кашу.

Звали щенка Шарик.

Шарик часто шалил.

Щенок утащил щетку под шкаф.

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях. Каж­дый стоящий у доски анализирует одно предложение, чертит его схе­му, записывает буквы «ш» или «щ» над соответствующими словами.

10. Домашнее задание

Списать предложения, подчеркнуть букву «ш» синим цветом, а букву «щ» - зеленым.

Шура ищет щетку.

Наш дом стоит на площади.

Бабушка варит щи из щавеля.

Паша нашел в ящике клещи.

Товарищи вытащили большого леща.

На вешалке висит плащ и шуба.

 

11. Итог, оценка

- Какие звуки и буквы изучали (черты артикуляции)?

- Чем похожи и отличаются буквы «ш» и «щ»?

Пароль на выход: придумать одно слово со звуком [ш], другое — со звуком [щ].