Успешность обучения детей в младших классах напрямую связана с развитием связной речи. Высокий уровень овладения связной речью позволяет учащимся грамматически правильно, содержательно, связно и последовательно излагать свои мысли, давать развёрнутые ответы, воспринимать и воспроизводить учебный материал.
Обучающиеся с задержкой психического развития зачастую имеют недостаточный уровень развития связной речи. Они имеют сложности при восприятии, понимании содержания текстов, сказок, рассказов, не в полном объёме понимают содержание повествования со скрытым смыслом.
Ученики имеют значительные затруднения в овладении основными учебными видами связной монологической речи. У них недостаточно сформированы операции, осуществляющие смысловую организацию текстового высказывания и его лексико-синтаксическое оформление. В результате отмечается нарушение цельности и связности высказывания.
Таким образом, важным направлением логопедического сопровождения обучающихся с ЗПР становится развитие связной речи. Активизация этой деятельности осуществляется с помощью различного материала для развития речи: текст, сюжетная картинка, серии картинок, наблюдаемые учениками окружающая природа и жизнь. Наиболее подходящим материалом для младших школьников является текст.
На материале текста есть возможность развивать диалогическую форму речи, через обмен высказываниями, обучение навыкам составления развёрнутых ответов, вопросов.
В дальнейшем текст используется для формирования монологической связной речи в процессе обучения рассказыванию (пересказ, составление рассказа на основе собственного опыта ребёнка на заданную тему).
Пересказ текста - доступное задание для учащихся, оно не требует высокой степени самостоятельности. Умение обучающихся понимать, связно и последовательно передавать содержание текста формируется на этапе предварительной подготовки.
Осуществляется разбор текста, его содержания, определение смысловых связей, выявление незнакомых слов, овладение структурой связного сообщения. Большое внимание уделяется практическому усвоению грамматических форм языка, интонационно-выразительной стороне речи.
Работа по расширению понимания текста эффективна на небольших текстах о природе, где есть ознакомление со свойствами и качествами её предметов и явлений; установление последовательности событий, выделение причин происходящих изменений.
Выбранные для логопедических занятий тексты содержат материал, который позволяет оперировать несложными понятиями, объяснять их сущность; выделять существенные признаки предметов и явлений окружающего среды, а также сравнивать, анализировать, обобщать и классифицировать предметы, выделять общие и отличительные качества.
Тексты
Константин Дмитриевич Ушинский
«Не ладно скроен, да крепко сшит»
Беленький, гладенький зайчик сказал ежу:
- Какое у тебя, братец, некрасивое, колючее платье!
- Правда, - отвечал ёж, - но мои колючки спасают меня от зубов собаки и волка; служит ли тебе так же твоя хорошенькая шкурка?
Зайчик вместо ответа только вздохнул.
Виталий Валентинович Бианки
«Обвалы»
В лесу начались страшные обвалы.
Белка спала в своём тёплом гнезде на ветке большой ели.
Вдруг тяжёлый ком снега обрушился с вершины дерева прямо на крышу гнезда. Белка выскочила, а её беспомощные новорожденные бельчата остались в гнезде.
Белка сейчас же принялась раскапывать снег. К счастью, оказалось, что снег только придавил крышу гнезда, сделанную из толстых прутьев. Круглое внутреннее гнездо из тёплого мягкого мха осталось цело.
Бельчата даже не проснулись в нем.
«Книга зимы» (в сокращении)Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь – как гладкие чистые страницы какой-то гигантской книги.
Днём идёт снег. Кончится – страницы чистые. Утром придёшь – белые страницы покрыты множеством таинственных значков, чёрточек, точек, запятых. Значит, ночью были тут разные лесные жители, ходили, прыгали. Кто был? Что делал? Надо скорее разобрать непонятные знаки. Опять пойдет снег, и тогда, точно кто страницу перевернул, - снова чистая.
Николай Иванович Сладков
«Почему?»
У меня за окном кормовая полочка для птиц. Прилетают на неё одни воробьи. Но я их не прогоняю: я по воробьям температуру узнаю.
Если воробьи на полочке гладенькие да аккуратненькие – значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые, - тут уж береги уши и нос! Я давно заметил: ударит мороз – воробьи сразу распушатся. А вот для чего, не пойму? Если знаете, объясните.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
«Медведи» (в сокращении)
Вечером вышла медведица с медвежонком на лесную полянку, увидела муравьиную кучу. Хочется ей полакомиться муравьями и угостить медвежонка.
Подошла медведица к муравьиной куче, стала разгребать лапой кучу. Раскопала её и высунула длинный красный язык.
Облепят муравьи медвежий язык, а медведица и проглотит муравьёв. Смотрит на медведицу медвежонок, учится, как нужно муравьёв есть.
«На лесной дороге» (в сокращении)
Одна за другой идут по зимней дороге нагружённые брёвнами тяжёлые машины.
Выбежал из леса лось. Смело перебегает широкую наезженную дорогу.
Остановил шофёр машину, любуется сильным, красивым лосем.
* * *
Много лосей в наших лесах. Целыми стадами они бродят по засыпанным снегом болотам, скрываются в кустарниках, в больших лесах.
Люди не трогают, не обижают лосей.
Только голодные волки решаются иногда нападать на лосей. Рогами и копытами обороняются от злых волков сильные лоси.
«Лето» (в сокращении)
Хорошо и привольно летом в лесу.
Зелёной листвою одеты деревья. Пахнет грибами, спелой, душистой земляникой.
Громко поют птицы. Пересвистываются иволги, кукуют, перелетая с дерева на дерево, неугомонные кукушки. В кустах над ручьями заливаются соловьи.
В лесу под деревьями рыщут звери. Бродят медведи, пасутся лоси, резвятся весёлые белочки. В тёмной чащобе скрывается разбойница – рысь.
Список литературы
- Бианки В.В. «Лесная газета: «Обвалы»: https://litmir.club/br/?b=781591&p=2
- «Книга зимы»: https://skazkii.ru/kniga-zimy-korotkij-rasskaz-o-zime-dlya-detej
- Сладков Н.И. «Почему?»: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/chtenie/n-sladkov-rasskazy-dlya-shkolnikov
- Соколов-Микитов И.С. «Медведи»: https://vremgod.ru/fall_rasskaz17.html
- «На лесной дорожке»: https://www.vremgod.ru/winter_rasskaz12.html
- «Лето»: https://vremgod.ru/summer_rasskaz11.html
- Ушинский К.Д. «Не ладно скроен, да крепко сшит»: https://moreskazok.ru/ushinskij/4605-ne-ladno-skroen-da-krepko-sshit.html