Развитие лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи как одна из задач формирования речевой коммуникации дошкольников и младших школьников

Разделы: Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, дети с ОНР, дети с ОНР и ФФНР


Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР - одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает развитие словаря и грамматически правильное оформление речевого высказывания. Умение верно выражать свою мысль лексическими и грамматическими средствами языка способствует успешному формированию речевой коммуникации дошкольников и младших школьников.

Вопросами нарушения лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР занимались В.К.Воробьева, Б.М.Гриншпун, В.А.Ковшиков, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Л.Ф.Спирова, Е.Ф.Соботович, Т.Б.Филичева, С.Н.Шаховская и др. Сравнительный анализ развития лексико-грамматического строя речи при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Лалаевой Р.И., Серебряковой Н.В. Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема пассивного и активного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

По мнению отечественных авторов, дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрессивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения. Нарушения актуализации словаря проявляются в искажениях звуковой структуры слова.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем, ввиду того, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические.

Анализ речи детей с ОНР обнаруживает у них нарушения в овладении как морфологическими, так и синтаксическими единицами. У детей выявляются затруднения как в выборе грамматических средств языка для выражения мыслей, так и в их комбинировании.

Среди форм словоизменения у дошкольников с ОНР шестилетнего возраста наибольшие затруднения вызывают предложно-падежные конструкции существительных, падежные окончания существительных множественного числа, изменение глаголов прошедшего времени по родам (особенно согласование в среднем роде), согласование прилагательного с существительным в роде, числе и падеже.

По мнению О.Е.Грибовой, методика коррекционной работы, особенно в случае грубого недоразвития речи, должна быть направлена на формирование базы или основания языковой системы. В основе коррекции должны лежать виды работ, способствующие формированию познавательной сферы и семантической стороны речи. Вся система упражнений должна быть направлена не на заучивание отдельных вербальных единиц, а на выстраивание целостной системы.

Многие исследователи высказывают мнение о целесообразности подбора лексического материала, предлагаемого детям, по тематическому принципу, что способствует его усвоению и запоминанию, в то время как многократное повторение слова позволяет быстрее вводить его в активную речь. Для повышения эффективности словарной работы рекомендуется знакомить ребенка со словом в контексте его практической деятельности - при лепке, рисовании, ручном труде.

Для детей шестилетнего возраста в программе Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. приводится планирование фронтальных занятий по формированию лексико-грамматических средств языка по темам. В программе дан лексический материал для логопедических занятий и примерные планы-конспекты.

Жукова Н.С. предлагает развивать лексико-грамматические средства языка на основе поэтапного формирования устной речи. В основе лежит обучение дошкольников составлению различных видов предложений. "Виды предложений усложняются. Это усложнение синтаксического стереотипа опирается на закономерности развития фразовой речи у детей в норме". На каждом этапе проводится логопедическая работа с детьми определенного уровня речевого развития без учета формы нарушения речи (алалия, дизартрия, задержка речевого развития и т.п.) с целью развития понимания обращенной речи и активизации самостоятельного высказывания.

По мнению Ефименковой Л.Н. коррекционная работа с детьми с первым уровнем речевого развития должна быть направлена на уточнение и расширение словаря, развитие слоговой структуры слов, формирование фразы (простое двусоставное предложение), формирование понимания грамматических форм.

Работа с детьми со вторым уровнем речевого развития начинается с уточнения, расширения и активизации словаря, дети знакомятся со словоизменением и словообразованием. Основной задачей на данном этапе является формирование фразовой речи: развитие структуры предложения, его грамматического и интонационного оформления. Переход к простому распространенному предложению.

С детьми с третьим уровнем речевого развития продолжается работа над структурой предложения и его грамматическим оформлением.

Занятия по развитию лексико-грамматических представлений у детей мной проводятся со средней группы и включительно в подготовительной группе, в младшей группе проводится работа по уточнению и расширению словаря и формированию понимания грамматических форм.

Логопедическую работу по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей с ОНР мы, строим вариативно, т.е. не только по тематическому принципу, но и отрабатываем 1-2 грамматические формы в рамках разного лексического материала, что позволяет более естественному и эффективному усвоению грамматических категорий, лексики, и успешному введению их в речевую коммуникацию.

Кроме того, мы активно используем изучаемый лексический материал на занятиях по развитию связной речи, ставя речевые задачи, актуализируем у детей усвоенный словарь и закрепляем формы словообразования и словоизменения в ходе построения речевых высказываний.
Работа воспитателя направлена на закрепление лексического материала в контексте практической деятельности детей - на занятиях по лепке, рисованию, ручному труду; лексическая работа не остается без внимания и на прогулке. Воспитатель следит за правильностью использования детьми грамматических форм на занятиях и в свободной речи.

Такое взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя способствует повышению эффективности работы по развитию лексико-грамматических представлений у детей с общим недоразвитием речи, а следовательно формированию речевой коммуникации дошкольников. Возможность осмысленно оперировать лексическими и грамматическими средствами языка позволит в дальнейшем младшим школьникам конструктивно строить речевую коммуникацию со сверстниками и взрослыми.

В качестве примера представляю игры и упражнения, направленные на развитие навыков словообразования и словоизменения, которые проводились на занятии для детей подготовительной группы с тяжелыми нарушениями речи по теме: "Зима. Зимние забавы".

Игра "Назови одним словом"

Цель: образование сложных слов

Логопед обращается к детям:

- Как мы называем одним словом спортсмена, который катается на лыжах? (лыжник, лыжница).

- Как мы называем одним словом спортсмена, который играет в хоккей? (хоккеист)

- Как мы называем одним словом спортсмена, который занимается фигурным катанием? (фигурист, фигуристка)

- Как мы называем одним словом спортсмена, который бегает на коньках? (конькобежец).

- Как мы называем одним словом спортсмена, который катается на сноуборде? (сноубордист, сноубордистка).

В целях закрепления сложных слов о спортсменах зимнего вида спорта можно предложить детям загадки:

Как они на льду прекрасны:
И спортсмены, и артисты,
И танцуют просто классно!
Кто же это? – ... (Фигуристы)

Мчаться вниз по снежным склонам –
Очень мужественный спорт!
А поможет чемпионам
В этом спорте ... (Сноуборд)

Во дворе с утра игра,
Разыгралась детвора.
Крики: «шайбу!», «мимо!», «бей!» —
Значит там игра – …. (Хоккей)

Вокруг глубокий снег лежит,
А он легко поверх бежит...(Лыжник)

Игра "Кому нужно?"

Цель: практическое употребление существительных дательного падежа единственного числа.

Логопед обращается к детям:

- Кому нужны шайба и клюшка? (хоккеисту)

- Кому нужны коньки? (фигуристу, фигуристке, конькобежцу)

- Кому нужны лыжи, лыжные палки? (лыжнику)

- Кому нужны сноуборд? (сноубордисту)

Игра "Расскажите, что у вас на картинке"

Цель: составление сложносочиненных предложений с союзом А

Логопед приглашает детей парами. Дети выбирают картинки с изображением детских зимних игр и составляют предложения по заданному образцу.

Дети: У меня на картинке дети играют в снежки, а у меня у меня на картинке лепят снеговика.

Дети: У меня на картинке девочка катается на санках, а у меня мальчик катается на лыжах.

Дети: У меня на картинке дети играю в хоккей, а у меня на картинке девочка катается на коньках.