Литература
-
Конспект итогового урока по литературе в 5-м классе. Обобщающая викторина по курсу литературы 5-го класса (дистанционное обучение) (учебник В.Я.Коровиной, В.П.Журавлёва, В.И.Коровина) 2022
Цель урока: актуализировать имеющиеся знания по литературе за курс 5-го класса.
-
Конспект итогового урока по литературе. 5-й класс 2010
В статье предложен синтетический урок, посвященный русскому фольклору. Цель урока – закрепить знания о художественных особенностях фольклора и отличиях его жанров, показать его роль в жизни и культуре человека, расширить понимание детьми воспитательной и образовательной функций фольклора, углубить представления о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора народов мира.
-
Конспект НОД по формированию читательской грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Листая страницы» 2023
Цель занятия: вызывать желание и интерес дошкольников к чтению книг.
-
Конспект ОД по развитию речи "Зимние загадки" (заучивание стихотворения И.Сурикова "Детство" в старшей группе) 2018
Занятие с использование игровой технологии, технологии мнемотехники и ИКТ. Игровая технология использована в виде сюжетно-игровой формы проведения занятия. Данная форма реализуется через использование мнемотаблицы и презентации, соединяющей все этапы занятия. Соединение технологий дает видимый результат. Дети активнее отвечают на вопросы по тексту, их внимание сохраняется на протяжении всего занятия, лучше запоминают стихотворение.
-
Конспект открытого урока «Поэт в России больше, чем поэт» 2018
Цель урока: показать роль поэзии в общественной жизни страны; создать условия для восприятия материала о жизни и творчестве поэтов; учить анализировать прочитанное, делать выводы; воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, патриотические чувства.
-
Конспект открытого урока в 11-м классе на тему "Судьба, принесенная в жертву…" (анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор") 2009
Цель урока - анализа литературного произведения - научить анализировать прочитанное произведение, подготовить к написанию домашнего сочинения-рецензии, развивать навыки целостного анализа рассказа, воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям. Конспект сопровождается компьютерной презентацией, которая содержит портреты, план и материалы к анализу литературного произведения.
-
Конспект открытого урока в 11-м классе по теме: "Не устану воспевать вас, звёзды!" (по лирике И.Бунина и В.Маяковского) 2006
Конспект открытого урока в 11-м классе, являющегося интегрированным уроком литературы и астрономии. Сопоставление стихотворений И.Бунина и В.Маяковского на одну тему способствует развитию умений читать, воспринимать и интерпретировать поэтические произведения, учит более глубокому анализу лирических текстов и пониманию мировоззренческой позиции писателя.
-
Конспект открытого урока по литературе "Не то, что мните вы, природа…" (Концепция мира и человека в творчестве Тютчева) 2009
Урок носил комбинированный характер и совмещал в себе три нестандартные формы: творческая мастерская + урок-презентация + урок-размышление. В процессе урока учитель постарался не только познакомить коллег с наиболее рациональными способами работы с текстом поэтического произведения (как с традиционными, так и нетрадиционными – «Древо идей»), но и продемонстрировать, как такой урок сделать наиболее эффективным, плодотворным и творческим.
-
Конспект открытого урока по литературе "Сказки Салтыкова-Щедрина" 2008
Урок позволяет обеспечить эффективное изучение творчества великого сатирика. В процессе знакомства со сказками учащиеся усваивают литературные термины; учатся анализировать, оценивать поступки, поведение персонажей. На протяжении всего урока ребята, отвечая на вопросы, выполняя задания, находятся в активной позиции. Изучаемый материал не ограничивается рамками одного урока, так как в качестве домашнего задания учащимся предлагаются темы сочинений.
-
Конспект открытого урока по литературе в 10-м классе на тему "Есть женщины в русских селеньях" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо") 2008
Урок входит в систему уроков по творчеству Н.А. Некрасова, изучаемого в 10-м классе. При работе над поэмой Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?" целесообразно, на мой взгляд, провести урок на тему "Есть женщины в русских селеньях", анализируя III главу поэмы "Крестьянка". Целью данного урока является формирование представлений учащихся о жизни и судьбе русского крестьянства в середине XIX века, а именно русской женщины, "многострадальной русской матери"; а также сопоставление образа крестьянки XIX столетия и россиянки XXI века.
-
Конспект открытого урока по литературе в 6-м классе по теме: "Николай Васильевич Гоголь — создатель "Вечеров на хуторе близ Диканьки" 2005
О творчестве Н.В.Гоголя, о создании "Вечеров на хуторе близ Диканьки", об отзывах известных писателей и литераторов узнаем из писем Гоголя.
-
Конспект открытого урока по литературе по теме "Любовь в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет»" 2008
Форма урока – диалог. Обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения, спор ведут к глубокому восприятию произведения. Позиция учителя – совместная с учениками исследовательская работа, решение проблем, поднятых в рассказе. На уроке звучат стихи о любви авторов XIX–XX вв.; эссе «Любовь в творчестве Куприна», рассказ о прототипах (по воспоминаниям писателя Л.Любимова), пересказ, выразительное чтение эпизодов текста и их комментарий; выявляется роль отдельных деталей, их символичность. Студенты слушают мелодию «Второй сонаты» Бетховена и на ее фоне читают наизусть молитву «Да святится имя Твое».
-
Конспект открытого урока по литературе теме "Балц Дыгургоммæ. «Задæлесчы сызгъæрин Нана»" 2022
Урочы нысантæ: героикон зарджыты бындур раргом кæнын; бамбарын кæнын адæмон сфæлдыстады хуызтæ; гуырын кæнын цымыдисдзинад æмæ уарзондзинад нæ адæмон сфæлдыстадмæ, нæ историмæ, нæ хъæбатыртæм.
-
Конспект открытого урока по литературному чтению в 3-м классе. С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев". Анализ сказки 2004
Открытый урок по литературному чтению в 3-м классе. На примере сказки С.Маршака "Двенадцать месяцев" показаны педагогические средства для привлечения внимания учащихся к изучению предмета. Помимо этого идет развитие навыков, таких как: выразительного чтения, развития речи, умения аргументировать свое мнение и других.
-
Конспект открытого урока по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2012
Представлена литературная игра по сказке «Маленький принц». Урок знакомит с жизнью и творчеством Антуана де Сент-Экзюпери. Через восприятие сказки Экзюпери «Маленький принц» воспитывается чувство дружбы и ответственности.
-
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"» 2011
Знакомство с творчеством А.И. Солженицына начинается в ХI классе с его рассказов, где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой автор размышляет над вечными вопросами. Работа над рассказом «Матренин двор» проводится в системе уроков, посвященных «деревенской прозе». Урок направлен на выявление авторской позиции через раскрытие образа главной героини в условиях деревенской жизни России второй половины ХХ века.
-
Конспект открытого урока по теме «Философская новелла А.П. Чехова "Студент"» 2010
Обязательный минимум содержания в системе уроков литературы в 10-м классе предполагает изучение творчества А.П. Чехова, в том числе его рассказов. В ходе изучения рассказов выявляются особенности данных произведений, своеобразие их тематики и стиля, лаконизм, философская глубина, роль подтекста и другие особенности.
-
Конспект урока "А тем временем где-то" по повести А.Алексина. 8-й класс 2011
Произведения А.Г. Алексина говорят о редких людях, живущих не для себя одних, совершающих нравственные поступки, поэтому каждое его произведение – это урок нравственности, хотелось бы, чтобы эти уроки не забывались. Поэтому я каждый год обращаюсь на уроках литературы к творчеству Анатолия Алексина, которое неоправданно забыто в программах. Произведения его современны, словно о нас.
-
Конспект урока "А.А. Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник", 10-й класс 2009
Урок проводится с целью формирования у учащихся понятия о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира. Он поможет научить выявлять общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы; развивать навыки стилистического анализа текста; воспитывать «чувство поэзии», восприятие и постижение прекрасного.
-
Конспект урока "А.Н. Островский" с презентацией жизненного и творческого пути драматурга 2011
Первый урок по теме с презентацией жизненного и творческого пути драматурга призван познакомить учащихся с новым автором, определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи, показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля.
-
Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова". Презентация к уроку 2010
На данном уроке ученики повторяют этапы биографии поэта, узнают новые факты и обобщают информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Учащиеся определяют основные мотивы поэзии Лермонтова и прослеживают особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841год.
-
Конспект урока "М.Ю.Лермонтов – писатель-патриот. Стихотворение "Бородино" – художественное изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года" 2010
В конспекте урока представлен опыт изучения указанной темы с привлечением исторических сведений о детских годах поэта, о людях, оказавших влияние на формирование национального самосознания М.Ю.Лермонтова; рассматриваются особенности содержания стихотворения и его изобразительно-выразительные средства с привлечением репродукций художников, отразивших эпоху Отечественной войны 1812 года в своих произведениях.
-
Конспект урока "Поединок добра и зла" 2010
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждению и построен на речевом материале, объединенном темой "Добро и зло". Урок направлен на отработку навыков работы с текстом, демонстрирует межпредметные связи русского языка, литературы, истории, этики, основ нравственности, мировой художественной культуры.
-
Конспект урока "Поиск плодотворной общественной деятельности Пьером Безуховым" 2010
Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формируется мировоззрение передового человека эпохи – декабриста.
-
Конспект урока "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы 2005
Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова "Ионыч" строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.
-
Конспект урока "Санькя" по роману З.Прилепина. 11-й класс 2011
Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений актуальна для современной России. Значение романа Прилепина как раз в том, что он хорошо показал мир молодого парня, парня, примкнувшего к революционерам, которых сейчас в России много.
-
Конспект урока "Сказ П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка" 2018
В статье представлен развернутый конспект урока «Сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» для 5-го класса. На уроке используются различные формы и методы работы: кроссворд, работа с литературоведческими понятиями, поисковая деятельность, анализ и обобщение материала.
-
Конспект урока "Содружество искусств" на интегративной основе (сравнительный анализ стихотворного текста и произведения живописи) 2009
Урок разработан на интегративной основе (русский язык, литература, ИЗО), рекомендуется проводить как обобщающий в конце учебного года в 8–9-х классах. Для сопоставительного анализа предлагается фрагмент поэмы «Полтава» А.С. Пушкина и картина А.Куинджи «Ночь на Днепре».
-
Конспект урока "Соня Мармеладова - воплощение народной христианской нравственности" 2009
Конспект урока в 10-м классе (материал для одного-двух уроков). Урок раскрывает нравственные идеалы автора, помогает учащимся исследовать авторскую позицию, обучает целостному восприятию произведения.
-
Конспект урока "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будующее страны" (по страницам романа А.И. Солженицына "Архпелаг ГУЛАГ") 2012
В августе 2009 года Министерством образования и науки Российской Федерации был издан приказ о включении романа А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" в обязательный минимум школьной программы по литературе. В связи с этим перед педагогом невольно встаёт вопрос, как, в какой форме изучать данное произведение. Урок построен как размышление. Размышление о судьбе Родины, о её прошлом и настоящем. Он заставляет задуматься о трагических годах репрессий, воспитывает чувство долга, ответственности.