Литература
-
Конспект открытого урока по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" 2012
Представлена литературная игра по сказке «Маленький принц». Урок знакомит с жизнью и творчеством Антуана де Сент-Экзюпери. Через восприятие сказки Экзюпери «Маленький принц» воспитывается чувство дружбы и ответственности.
-
Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"» 2011
Знакомство с творчеством А.И. Солженицына начинается в ХI классе с его рассказов, где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой автор размышляет над вечными вопросами. Работа над рассказом «Матренин двор» проводится в системе уроков, посвященных «деревенской прозе». Урок направлен на выявление авторской позиции через раскрытие образа главной героини в условиях деревенской жизни России второй половины ХХ века.
-
Конспект открытого урока по теме «Философская новелла А.П. Чехова "Студент"» 2010
Обязательный минимум содержания в системе уроков литературы в 10-м классе предполагает изучение творчества А.П. Чехова, в том числе его рассказов. В ходе изучения рассказов выявляются особенности данных произведений, своеобразие их тематики и стиля, лаконизм, философская глубина, роль подтекста и другие особенности.
-
Конспект урока "А тем временем где-то" по повести А.Алексина. 8-й класс 2011
Произведения А.Г. Алексина говорят о редких людях, живущих не для себя одних, совершающих нравственные поступки, поэтому каждое его произведение – это урок нравственности, хотелось бы, чтобы эти уроки не забывались. Поэтому я каждый год обращаюсь на уроках литературы к творчеству Анатолия Алексина, которое неоправданно забыто в программах. Произведения его современны, словно о нас.
-
Конспект урока "А.А. Фет. Поэт-музыкант. Поэт-художник", 10-й класс 2009
Урок проводится с целью формирования у учащихся понятия о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира. Он поможет научить выявлять общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы; развивать навыки стилистического анализа текста; воспитывать «чувство поэзии», восприятие и постижение прекрасного.
-
Конспект урока "А.Н. Островский" с презентацией жизненного и творческого пути драматурга 2011
Первый урок по теме с презентацией жизненного и творческого пути драматурга призван познакомить учащихся с новым автором, определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи, показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля.
-
Конспект урока "М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Основные темы и мотивы лирики Лермонтова". Презентация к уроку 2010
На данном уроке ученики повторяют этапы биографии поэта, узнают новые факты и обобщают информацию о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Учащиеся определяют основные мотивы поэзии Лермонтова и прослеживают особенности истории и литературы в России в период с 1828 по 1841год.
-
Конспект урока "М.Ю.Лермонтов – писатель-патриот. Стихотворение "Бородино" – художественное изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года" 2010
В конспекте урока представлен опыт изучения указанной темы с привлечением исторических сведений о детских годах поэта, о людях, оказавших влияние на формирование национального самосознания М.Ю.Лермонтова; рассматриваются особенности содержания стихотворения и его изобразительно-выразительные средства с привлечением репродукций художников, отразивших эпоху Отечественной войны 1812 года в своих произведениях.
-
Конспект урока "Поединок добра и зла" 2010
Урок посвящен подготовке к сочинению-рассуждению и построен на речевом материале, объединенном темой "Добро и зло". Урок направлен на отработку навыков работы с текстом, демонстрирует межпредметные связи русского языка, литературы, истории, этики, основ нравственности, мировой художественной культуры.
-
Конспект урока "Поиск плодотворной общественной деятельности Пьером Безуховым" 2010
Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формируется мировоззрение передового человека эпохи – декабриста.
-
Конспект урока "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы 2005
Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова "Ионыч" строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.
-
Конспект урока "Санькя" по роману З.Прилепина. 11-й класс 2011
Тема внутреннего мира членов радикальных молодежных движений актуальна для современной России. Значение романа Прилепина как раз в том, что он хорошо показал мир молодого парня, парня, примкнувшего к революционерам, которых сейчас в России много.
-
Конспект урока "Сказ П.П.Бажова "Медной горы Хозяйка" 2018
В статье представлен развернутый конспект урока «Сказ П.П.Бажова «Медной горы Хозяйка» для 5-го класса. На уроке используются различные формы и методы работы: кроссворд, работа с литературоведческими понятиями, поисковая деятельность, анализ и обобщение материала.
-
Конспект урока "Содружество искусств" на интегративной основе (сравнительный анализ стихотворного текста и произведения живописи) 2009
Урок разработан на интегративной основе (русский язык, литература, ИЗО), рекомендуется проводить как обобщающий в конце учебного года в 8–9-х классах. Для сопоставительного анализа предлагается фрагмент поэмы «Полтава» А.С. Пушкина и картина А.Куинджи «Ночь на Днепре».
-
Конспект урока "Соня Мармеладова - воплощение народной христианской нравственности" 2009
Конспект урока в 10-м классе (материал для одного-двух уроков). Урок раскрывает нравственные идеалы автора, помогает учащимся исследовать авторскую позицию, обучает целостному восприятию произведения.
-
Конспект урока "Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве и ответственность народа и его руководителей за настоящее и будующее страны" (по страницам романа А.И. Солженицына "Архпелаг ГУЛАГ") 2012
В августе 2009 года Министерством образования и науки Российской Федерации был издан приказ о включении романа А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" в обязательный минимум школьной программы по литературе. В связи с этим перед педагогом невольно встаёт вопрос, как, в какой форме изучать данное произведение. Урок построен как размышление. Размышление о судьбе Родины, о её прошлом и настоящем. Он заставляет задуматься о трагических годах репрессий, воспитывает чувство долга, ответственности.
-
Конспект урока "Шорский фольклор. Сказки шорского народа" 2013
Конспект урока «Шорский фольклор. Сказки шорского народа», включающий региональный компонент, ориентирован прежде всего на учителей литературы, однако отдельные интересные материалы, представляющие информационные сведения о жизни и быте шорского народа могут быть использованы учителями истории, географии и изобразительного искусства.
-
Конспект урока «"Общечеловеческий смысл комедии Мольера "Мещанин во дворянстве"» 2012
Урок литературы с использованием театрализации. В ходе урока учащиеся проводят параллель между персонажами, пришедшими к нам из XVII века, и современниками, жителями XXI века. Это помогает лучше понять непреходящее значение классической литературы.
-
Конспект урока «Назначение человека в очерке В.Г. Короленко "Парадокс"» 2009
Урок позволяет развивать представление учеников о В.Г. Короленко как о писателе и гражданине, изучить понятие об очерке и его разновидностях. Занятие поможет научить определять идею произведения и средства ее раскрытия; сопоставлять произведение и личный жизненный опыт.
-
Конспект урока «Сила воздействия музыки с помощью средств музыкальной выразительности. Через года – помните» 2020
Цели урока: рассмотреть влияние музыки на человека в трудное, военное время, раскрыть ее силу воздействия с помощью средств музыкальной выразительности, выявить связь с жизнью; развивать эмоциональную сферу учащихся, культуру слушания, навыки для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой и литературой; воспитывать чувство гражданственности, патриотизма.
-
Конспект урока А.С.Пушкин. «Дубровский». Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой». 6-й класс 2019
Цель урока: помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах романа.
-
Конспект урока в 11-м классе по изучению биографии М.И. Цветаевой. Трагичность судьбы, определенная трагичностью эпохи, – "безвременьем" (Б.Пастернак) 2007
Для уроков литературы, на мой взгляд, наиболее удобна технология учебного диалога. Такой подход позволяет наиболее полно раскрыть творческие способности учащихся. Диалог ведут ребята не только с учителем и друг другом, а с эпохой, писателем, героями. Если всё изученное на уроке выйдет за его пределы и позволит ребятам ощутить себя на сцене в роли писателя, поэта, критика, тогда такое обучение будет полноценным. Поэтому я стараюсь по возможности ставить спектакли, литературные композиции, проводить поэтические вечера. Ведь если каждый ребёнок погрузился в эпоху, психологию писателя, встал на позицию его героев, ему будет легче выполнить самую трудную работу - анализ художественного произведения.
-
Конспект урока в 11-м классе по роману Булгакова "Мастер и Маргарита" 2007
"Что есть истина? От названия произведения и эпиграфа к нему - к основному философско-нравственному вопросу романа" (по роману М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита") - интегрированный урок, на котором используются фрагменты музыкальных произведений, работа с репродукцией картины, фрагмент фильма, разные виды работы с текстом.
-
Конспект урока в 11-м классе по теме: "Анализ стихотворения поэта-футуриста" 2006
Учитель, осваивая с учениками поэзию Велимира Хлебникова, сталкивается с множеством трудностей, которые зачастую приводят к упрощенному толкованию смысла стихотворений поэта. Предлагаемый урок помогает глубже изучить особенности стихов В.Хлебникова, способствует внимательному изучению поэзии футуристов.
-
Конспект урока в 5-м классе "Добро и зло в сказке А.С. Пушкина "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях" 2010
Представленный материал ориентирован на учащихся с особыми образовательными потребностями. На уроке учащиеся учатся различать положительных и отрицательных героев; давать краткую характеристику главным героям, оценку их поступкам; обучаются умению работать с текстом учебника, давать ответы, опираясь на текст.
-
Конспект урока внеклассного (семейного) чтения в 7-м классе «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"» 2007
Предлагается урок семейного чтения «Путь длиною в 16 лет – цена прошлого. Нравственные уроки повести А. Алексина "Безумная Евдокия"» как способ развития интереса к чтению у учащихся и их родителей, речевой культуры, осуществление сотрудничества "ученик – родитель – педагог". На уроке ведется межгрупповой диалог по анализу проблем повести А. Алексина "Безумная Евдокия" (любви, дружбы, межличностных отношений в семье и школе) – путь духовно-нравственного, гражданского воспитания подростков.
-
Конспект урока внеклассного чтения в 5-м классе на тему "Взаимоотношение человека с миром живой природы" (по повести А.Максимова "Норка") 2008
Уроки внеклассного чтения – неотъемлемая часть изучения литературы. При планировании этих уроков я обязательно ввожу региональный компонент. Такие уроки, главная задача которых – привитие любви к родному краю, природе, чаще всего проводятся в лицейском музее «Культурное наследие».
-
Конспект урока внеклассного чтения в 7–8-х классах на тему "Помни имя свое" (тема памяти в легенде о манкурте из повести Ч.Айтматова "И дольше века длится день") 2010
"Буранный полустанок" Чингиза Айтматова – сложный, философский роман. Для учеников среднего звена вполне доступен отрывок из этого романа - легенда о манкурте. Читая и обсуждая его, они еще раз вспомнят особенности легенды как литературного жанра, поучатся анализировать литературное произведение, определять своеобразие художественных образов.
-
Конспект урока внеклассного чтения по сказке "Общее счастье" (6-й класс) 2009
Чтение и анализ рассказов, стихотворений, сказок помогают учащимся коррекционной школы-интерната понять и оценить нравственные поступки героев. Разработкой урока внеклассного чтения по сказке «Общее счастье» мы пытались подтвердить закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру – в результате будет добро».
-
Конспект урока внеклассного чтения. Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова "Маскарад" 2008
Урок-спектакль по драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад» знакомит учащихся с произведением; помогает понять основные мотивы, поэтическую концепцию драмы, раскрывает её основной конфликт; формирует навыки самостоятельного анализа текста.