Конспект открытого урока по теме «Трагическая судьба героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор"»

Разделы: Литература


Цели:

  • Чтение и анализ художественного текста, выявление авторской позиции через раскрытие образа главной героини рассказа.
  • Пробуждение творческого потенциала учащихся (через побуждение их к размышлениям, осмыслению прочитанного, обмену мнениями).
  • Проведение творческой работы, отражающей степень осмысления художественного текста.
  • Расширение представлений учащихся о А.Солженицыне – писателе, публицисте, историке; развитие потребности в чтении, воспитание чувства сопереживания, уважения к людям труда и правды.

Оборудование: медиопрезентация, портрет  А.Солженицына, картины художников о русской деревне, эпиграфы, определения,  рисунки.

ХОД УРОКА

I. Организация внимания

1

Запись числа, темы. Мы продолжаем работу по изучению творчества А.И. Солженицына. Александр Исаевич Солженицын – писатель, публицист, поэт и общественный деятель, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии в области литературы.
Сегодня в центре нашего внимания  рассказ «Матренин двор». Написанный в 1959 году, в начальном периоде творчества писателя, этот рассказ дает яркое представление о Солженицыне – художнике слова и о послевоенном периоде жизни в деревне.
На слайде – портрет А.И. Солженицына, <Презентация. Слайд 1>

2.

Выберите и запишите эпиграф урока из числа предложенных (на экране):
(запись эпиграфа)
На слайде даны эпиграфы к уроку
<Презентация. Слайд 2>

3.

Цель урока: <Приложение 1>

4.

Сегодня мы знакомимся с героями  рассказа А. Солженицына. Вслед за «Районными буднями» В Овечкина (1952), статьей Ф. Абрамова «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе»(1954) и первой книгой его тетралогии «Братья и сестры» (1958), деревенскими рассказами В. Тендрякова, рассказ А.Солженицына «Матренин двор» находится у истоков русской деревенской прозы второй половины ХХ века. Попробуем в ходе анализа данного рассказа раскрыть его смысл и попытаемся ответить на вопрос:  «В чем же состоит «тайный внутренний свет» прочитанного рассказа?» <Презентация. Слайд 3>
II. Подготовка к усвоению новых знаний
1. Дома вы прочитали рассказ и размышляли о прочитанном по предложенным вопросам и заданиям.
Обратимся к определению жанра.
2. Рассказ – это… <Презентация. Слайд 4>
<Приложение 2>
3. В своих рассказах А. Солженицын в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой размышляет над вечными вопросами: судьба русской деревни, положение простого человека-труженика, взаимоотношения людей и др. В. Астафьев назвал «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики».  Сам Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, «для художественного удовольствия». Итак, в основе рассказа обычно – случай, раскрывающий характер главного героя. По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Через трагическое событие – гибель Матрены – автор приходит к глубокому пониманию ее личности. Лишь после смерти «выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, даже живя с нею бок о бок». Трагической судьбе Матрены и будет посвящена основная часть нашей работы. Приглашаю Вас к открытому обсуждению, свободному обмену мнениями о прочитанном рассказе. <Приложение 3>
III. Беседа на выявление восприятия

1

– Посмотрите на репродукцию картины художника В.Попкова «Старость». Мысленно погрузитесь в жизнь  Российской деревни. Попробуйте охарактеризовать идею картины, что вас затронуло, о чем подумалось?
(Картина об одиночестве, привычке работать не покладая рук. На картине изображена опрятная, строгая старая женщина. Стилизованный интерьер, в котором нет ни единой лишней детали, свидетельствует не столько о быте, сколько о мифопоэтической идее дома, в котором главное место занимает печь (тепло) и дверь, ждущая хоть кого-нибудь, способного скрасить  одиночество.  Фигура хозяйки с тусклым, обращенным внутрь, в душу (и через нее к нам и ко всему миру) взглядом олицетворяет идею сохранения в большом враждебном мире «огонька», защищенного угла, в котором может спастись человек, заплутавший в метелях ненастного времени.)

– Какие проблемы легли в основу данного рассказа?
(Безрадостный уклад деревенской жизни, судьба деревенской русской  женщины, послевоенные трудности, бесправное положение колхозника, сложные взаимоотношения родственников в семье, истинные и мнимые нравственные ценности, одиночество и старость, душевная щедрость и бескорыстие, судьбы послевоенного поколения др.)

На слайде репродукция картины В. Попкова «Старость»
<Презентация. Слайд 5>
IV. Анализ рассказа
1. Нарисуйте словесный портрет Матрены.
Писатель не дает подробного, конкретного портретного описания героини. Подчеркивается лишь одна портретная деталь – «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Автор с симпатией относится к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, – и грел этот отсвет лицо Матрены», «У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Речь Матрены плавная, певучая, исконно русская, начинающаяся «каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». Смысловое богатство «неправильностей» Матрениной речи.

На слайде
иллюстрации к рассказу «Матренин двор»
<Презентация. Слайд 6>
2. – Опишите окружающую обстановку, в которой живет Матрена, ее мир?
Живет Матрена в темноватой избе с большой русской печью. Это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Все здесь органично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая, подобранная из жалости Матреной кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут, с избой своей». Это любимые Матреной фикусы. Что «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой». Те самые фикусы. Что спасала однажды Матрена при пожаре, не думая о скудном нажитом добре, «испуганной толпой» замерли фикусы в ту страшную ночь, а потом навсегда были вынесены из избы…
Эта художественная деталь помогает нам лучше понять образ главной героини рассказа. Матренин двор – некий остров посреди океана лжи, который хранит сокровища народного духа.
<Презентация. Слайд 7>
3. – Как в рассказе складывается понимание о нелегком жизненном пути героини?
«Колотная житенка» Матрены разворачивается перед нами постепенно. По крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям и комментариям, к скупым признаниям самой Матрены, складывается рассказ о нелегком жизненном пути героини. Много горя и несправедливости пришлось ей хлебнуть на своем веку: разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из нее все силы, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки. Но удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила  чувство радости и жалости к другим, по-прежнему лучезарная улыбка просветляет ее лицо.
Таким образом, жила она бедно, убого, одиноко – «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью.

Репродукция картины худ. А. и С. Ткачевых Осень 1941.Солдатки
<Презентация. Слайд 8>
4. – Какое верное средство было у Матрены, чтобы сохранять доброе расположение духа?
Автор пишет: «у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа». За четверть века в колхозе наломала спину себе она изрядно: копала, сажала, таскала огромные мешки и бревна. И все это – «не за деньги, за палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика». Тем  не менее, пенсии ей не полагалось, потому что  работала не на заводе – в колхозе. И на старости лет Матрена не знала отдыха: то хваталась за лопату, то уходила с мешками на болото накосить травы для своей грязно-белой козы, то отправлялась с другими бабами воровать тайком от колхоза торф для зимней растопки. Зла на колхоз Матрена не держала. Более того – по первому же указу шла помогать колхозу, не получая, как и прежде, ничего за  работу. Да и любой дальней родственнице или соседке не отказывала в помощи, «без тени зависти» рассказывала постояльцу о богатом урожае картошки у соседки. Никогда не была ей работа в тягость, «ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».
<Презентация. Слайд 9>
5. – Как же относились к Матрене  соседи по деревне, родственники?
– Как складывались ее отношения с окружающими? Что общего в судьбе рассказчика и Матрены? Кому рассказывают герои о своем прошлом?
Сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей – вот те, кто был наиболее близок Матрене. Родные почти не появлялись в ее доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену. Что смешная она и глупая, на других бесплатно работающая, вечно в мужичьи дела лезущая (ведь и  под поезд попала, потому что хотела подсобить мужикам, протащить с ними сани через переезд). Правда, после смерти Матрены, тут же слетелись сестры, «захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из  подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей». Да и полувековая подруга – «единственная, кто искренне любил Матрену в этой деревне», – в слезах прибежавшая с трагическим известием, тем не менее, уходя, не забыла забрать с собой вязаную кофточку Матрены, чтоб сестрам она не досталась. Золовка, признававшая за Матреной простоту и сердечность, говорила об этом «с подозрительным сожалением». Нещадно пользовались все окружающие Матрениной добротой, простодушием и бескорыстием. Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока  внутри большого общества и, что самое страшное, – внутри малого – своей деревни, родных, друзей.  Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших. Вот об этом – о ложных нравственных основаниях общества – бьет тревогу автор рассказа.
Матрена и Игнатьич (рассказчик) о своем прошлом рассказывают друг другу. Их сближает неустроенность и сложность  жизненных судеб. Только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Героев роднит и драматизм их судьбы и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. Язык рассказчика предельно близок к народному языку, литературный в своей основе, он наполнен выразительными диалектизмами и просторечиями (цельно-обмокнутое, лопотно, доброжилая, доточно, менело, беспрритульная и пр.)  Нередко в речи автора попадаются слова, подслушанные у Матрены.
<Презентация. Слайд 10>
6. – Что вы можете сказать о жизненных устоях деревни, об отношениях между ее жителями? На каких основах зиждется изображенная Солженицыным социальная система? Какими красками нарисованы в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрены? Как ведет себя Фаддей, разбирая горницу? Что движет им?
Об этом нам рассказывает герой-рассказчик, которого судьба забросила в это странное место под названием  – Торфопродукт. Уже в самом названии произошло дикое нарушение, искажение исконных русских традиций. Здесь «стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса». Но потом их вырубили, свели под корень, над чем председатель соседнего колхоза свой колхоз возвысил, получив звание Героя Социалистического Труда. Из отдельных деталей складывается воедино целостный облик русской деревни. Постепенно произошла тут подмена интересов живого, конкретного человека интересами государственными, казенными. Уже не пекли хлеба, не торговали ничем съестным – стол стал скуден и беден. Колхозники «до самых белых мух все в колхоз, все в колхоз», а сено для своих коров приходилось набирать уже из-под снега. Новый председатель начал с того, что обрезал всем инвалидам огороды, и огромные площади земли пустовали за заборами. Гжет трест, показывающий с сводках обильную добычу торфа. Лжет руководство железной дороги, не продающее билеты в пустые вагоны. Лжет школа, борющаяся за высокий процент успеваемости. Долгие годы жила Матрена без рубля, а когда надоумили ее добиваться пенсии, она уже и не рада была: гоняли ее с бумагами по канцеляриям несколько месяцев – «то за точкой, то за запятой». А более опытные соседи подвели итог ее мытарствам: «Государство – оно минутное. Сегодня, вишь, дало, а завтра отымет». Все это привело к тому, что произошло искажение, смещение самого главного в жизни – нравственных устоев и понятий. Как получилось, горько размышляет автор, «что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо». Жадность, зависть друг к другу и озлобленность движут людьми. Когда разбирали Матренину горницу, «все работали, как безумные, в том ожесточении, которое бывает у людей, когда пахнет большими деньгами или ждут большого угощения. Кричали друг на друга, спорили».

Так ли прощались с Матреной?

Значительное место в рассказе А.И. Солженицын  отводит сцене похорон Матрены. И это не случайно. В доме Матрены в последний раз собрались все родные и знакомые, в чьем окружении прожила она свою жизнь. И оказалось, что уходит Матрена из жизни, так никем и не понятая, никем по-человечески не оплаканная. Даже из народных обрядов прощания с человеком ушло настоящее чувство, человеческое начало. Плач превратился в своего рода политику, обрядные нормы неприятно поражают своей «холодно-продуманной» упорядоченностью. На поминальном ужине много пили, громко говорили, «совсем уже не о Матрене». По обычаю пропели «Вечную память», но «голоса были хриплы, розны, лица пьяны, и никто в эту вечную память уже не вкладывал чувства». Самая страшная фигура в рассказе – Фаддей, этот «ненасытный старик», потерявший элементарную человеческую жалость, обуреваемый единственной жаждой наживы. Даже на горницу «легло проклятие с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать». В том, что он сегодня такой, есть и доля вины самой Матрены, ведь не дождалась она его с фронта, похоронила в мыслях раньше времени – и обозлился Фаддей на весь белый свет. На похоронах Матрены и сына он был мрачен одной тяжкой думой – спасти горницу от огня и от Матрениных сестер.
После гибели Матрены герой-рассказчик не скрывает своего горя, но ему становится по-настоящему страшно, когда, перебрав всех жителей деревни, он приходит к выводу, что Фаддей был в деревне не один такой. А вот Матрена – такая – была совершенно одна. Гибель Матрены, разрушение ее двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.

Репродукция картины Виктора Попкова «Хороший человек была бабка Анисья», 1973
<Презентация. Слайд 11>
7. – Есть ли в гибели Матрены некая закономерность, или это стечение случайных обстоятельств?
Известно, что у Матрены был реальный прототип – Матрена Васильевна Захарова, жизнь и смерть которой легли в основу рассказа. Всем повествованием автор убеждает. Что смерть Матрены неизбежна и закономерна. Ее гибель на переезде приобретает символический смысл. В этом виден некий символ: уходит из жизни именно Матрена-праведница. Такие всегда виноваты, такие всегда расплачиваются, даже не за свои грехи. Да, смерть Матрены – это некий рубеж, это обрыв еще державшихся при Матрене  нравственных связей. Возможно, это начало распада, гибели нравственных устоев, которые крепила своей жизнью Матрена.
<Презентация. Слайд 12>
8. – В чем заключается смысл этого рассказа,  его основная идея?
Первоначальное название (авторское) рассказа – «Не стоит село без праведника». А Твардовский предложил ради возможности опубликовать рассказ  более нейтральное название – «Матренин двор».  Но и в этом названии таится глубокий смысл. Если оттолкнуться от широких понятий «колхозный двор», «крестьянский двор», то в этом же ряду будет и «Матренин двор» как символ особого устройства жизни, особого мира. Матрена, единственная в деревне, живет в своем мире: она устраивает свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. По-народному мудрая, рассудительная, умеющая ценить добро и красоту, улыбчива и общительная по нраву, Матрена сумела противостоять злу и насилию, сохранив свой «двор». Так логически выстраивается ассоциативная цепочка: Матренин двор – Матренин мир – особый мир праведника, мир духовности, добр, милосердия.  Но гибнет Матрена – и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены  уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке».  Все жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, «Не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
<Презентация. Слайд 13>
9. – Какова позиция автора, если рассматривать шире, в контексте всего его творчества?
Рассказ во многом автобиографичен. После освобождения из лагеря Солженицын едет в среднюю Россию работать учителем, где и встречается с Матреной. Судьба его нелегка. Рассказчик –  человек трудной судьбы, за плечами которого война и лагерь. Об этом свидетельствуют художественные детали (упоминание о том, что «ел я дважды в сутки, как на фронте», о лагерной телогрейке, о неприятных воспоминаниях, «когда ночью приходят к тебе громко и в шинелях» и др.) Не случайно он стремится «затесаться и затеряться в самой нутряной России», обрести покой и тот душевный лад, который утрачен им в его многотрудной жизни  и который, по его мнению, сохранился в народной среде. В избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. Нередко автор прибегает к прямым оценкам и комментариям. Все это придает рассказу особую доверительность и художественную проникновенность. Автор признает, что и он, породнившийся с Матреной, никаких корыстных интересов не преследующий, тем не менее ее так до конца и не понял. И лишь смерть раскрыла перед ним  величественный и трагический образ Матрены. И рассказ – это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих, включая его самого. Он преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой. Солженицын становится «в оппозицию не столько к той или иной политической системе, сколько к ложным нравственным основаниям общества». Он стремится вернуть вечным нравственным понятиям их глубинное, исконное значение.  Рассказ в целом, несмотря на трагизм событий, выдержан на какой-то очень теплой, светлой, пронзительной ноте, настраивает читателя на добрые чувства и серьезные размышления.
<Презентация. Слайд 14>
10. – В чем же заключается «тайный внутренный свет» этого рассказа?
Есть у З. Гиппиус стихотворение, которое написано раньше изображаемых в нашем рассказе событий, и написано оно по другому поводу, но попробуйте соотнести его содержание с нашим рассказом, надеюсь, это поможет вам сформулировать собственные рассуждения при писании небольшой творческой работы.
<Презентация. Слайд 15>
<Приложение 7>
V. Творческая работа учащихся <Приложение 4>
«Тайный внутренний свет» рассказа «А.Солженицына «Матренин двор» и  мои  впечатления от прочитанного.
VI. Итог урока
– Давайте послушаем друг друга (выдержки из творческих работ учащихся)
VII. Домашнее задание
Прочитать рассказ А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и подумать, какая мысль объединяет эти два произведения.

Литература:

  1. Н. Локтионова «Не стоит село без праведника». К изучению рассказа А. Солженицывна «Матренин двор».– Литература в школе , № 3, 1994 г.,  стр.  33-37
  2. А. Солженицын «Жить не по лжи!» – Литература в школе № 3, 1994г., стр. 38-41.