Конспект урока "М.Ю.Лермонтов – писатель-патриот. Стихотворение "Бородино" – художественное изображение героического подвига русского народа в войне 1812 года"

Разделы: Литература


Цели урока:

должны знать:

  • Основные этапы жизненного пути М.Ю.Лермонтова;
  • Значение событий Отечественной войны 1812 года для формирования национального самосознания М.Ю.Лермонтова;
  • Тему и идею стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»;
  • Художественные особенности стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино».

должны уметь:

  • Правильно и выразительно читать вслух стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»;
  • Характеризовать старого солдата как типичного представителя русского народа;
  • Обнаружить авторское отношение к изображаемому в стихотворении «Бородино».

Оборудование:

  • Стенд – выставка книг М.Ю.Лермонтова;
  • Галерея портретов М.Ю.Лермонтова и его ближайших родственников;
  • Таблицы для словарной работы;
  • Карта России в период Отечественной войны 1812 года.
  • Портреты М.И.Кутузова, панорама Бородинской  битвы, репродукция картины Заболотского «Старый солдат».
  • Раздаточный материал по Отечественной войне 1812 года «Вспомним, братцы, россов славу…»

Вступительное слово учителя: Тема подвига русского народа волновала и волнует наших писателей и поэтов. Теме подвига и посвящается наш урок. Сегодня мы познакомимся со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино», написанным в 1837 году, более 170 лет назад (сообщение целей урока).

Михаил Юрьевич Лермонтов – один из величайших русских поэтов. Он родился в Москве 15 октября 1814 года, а погиб совсем молодым, ему не исполнилось и 27 лет в 1841 году.

Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения о детских годах писателя, послушаем их (сообщения детей). 

Слово учителя: За короткую жизнь Лермонтов создал много гениальных произведений. Но нет среди них более известного, чем стихотворение «Бородино», в котором он воспел величие духа, мужество, подлинный героизм русского народа, спасшего Россию от французского нашествия.

История Отечественной войны не раз будет изучаться вами: и на уроках истории России, и при изучении творчества В.А.Жуковского, Л.Н.Толстого – наших знаменитых земляков, мы говорили о ней, читая басню И.А. Крылова «Волк на псарне».

Обратимся к карте России 1812 года. В 1812 году огромная французская армия под командованием императора Наполеона Бонапарта вторглась в Россию. Основной удар Наполеон решил направить на Москву. Он говорил: «Если я возьму Киев, я буду держать Россию за ноги, если я захвачу Петербург, я возьму Россию за голову, если я займу Москву, я поражу Россию в самое сердце».

Наполеону не удалось окружить и уничтожить русскую армию. Он встретил сопротивление не только армии, но и всего народа. Но вначале русская армия вынуждена была отступать под напором врага. Русская армия отходила от Смоленска к Москве. Среди солдат и народа всё чаще слышались голоса:

– До каких же пор мы будем отступать?

Слышались и другие голоса:

– Где же тот полководец, который сумеет объединить русские войска и повести их в бой во имя спасения Родины?

Такой полководец в России был. Это Михаил Илларионович Кутузов – ученик великого Суворова. Кутузов понимал, что отступать больше нельзя – позади Москва, и он решил дать генеральное сражение.

В 125 км от Москвы, близ села Бородино, русские заняли оборону. Здесь должна была решиться судьба России и всей Европы.

Бородинская битва явилась высшим моментом Отечественной войны 1812 года, именно здесь была сломлена мощь французской армии. С этого момента начался стремительный закат военного счастья Наполеона.

Бородинскому сражению – важнейшему эпизоду Отечественной войны 1812 года – и посвятил своё стихотворение Лермонтов, назвав его кратко и выразительно «Бородино».

С детских лет он впитывал в себя рассказы об Отечественной войне и от родных, и от тархановских мужиков, среди которых было немало участников Бородинского сражения. Сам отец Юрий Петрович был в 1812 году в ополчении и , наверное, рассказывал сыну о великой военной битве. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях Дмитрии и Афанасии Столыпиных, прославивших себя в Бородинской битве.

– Почему Бородинское сражение осталось самым ярким воспоминанием в жизни Афанасия Столыпина? Ответьте на этот вопрос, прочитав воспоминания дяди. 

(Работа со статьёй учебника, выборочное чтение «Рассказа дяди», стр. 4-5)

Словарная работа:

– В стихотворении вам встретятся устаревшие слова на военную тематику того времени, обратите внимание на таблицы с изображением данных предметов, расположенные на доске:

  • Редут – полевое укрепление
  • Картечь – артиллерийский снаряд
  • Лафет – станок, на котором укрепляется ствол артиллерийского орудия
  • Бивак – стоянка войска под открытым небом
  • Кивер – высокий круглый военный головной убор из кожи
  • Улан, драгун – солдаты кавалерийских частей

Знакомство со стихотворением: чтение наизусть учителем стихотворения «Бородино» М.Ю.Лермонтова.

Краткая беседа по содержанию стихотворения:

– Почему поэт назвал своё стихотворение «Бородино»?

(Хотел подчеркнуть грандиозность Бородинского сражения, его громадное значение в судьбе России русского народа и суровом мужестве русских воинов – богатырей, поклявшихся умереть, но не пропустить врага.)

– Почему рассказ о Бородинском сражении ведётся от имени старого солдата?

(Рассказ от имени старого солдата придаёт описанию Бородинского сражения характер правдивости, естественности. Лермонтов показывает все события через восприятие простого русского человека, рядового солдата, активного участника величайшей из битв.)

– Какие части в соответствии с нарисованными картинами можно выделить в стихотворении? Прочитайте самостоятельно стихотворение.

(Повторное чтение стихотворения с предварительным заданием.)

– В соответствии с выделенными частями попробуем составить простой план стихотворения. Что вначале изображает в своём рассказе старый солдат?

(Устное составление плана)

План:

  1. Отступление.
  2. Выбор место сражения.
  3. Ожидание боя.
  4. Ночь перед сражением.
  5. Клятва верности.
  6. Описание Бородинского сражения.
  7. Поле боя после сражения.

(Открыть запись простого плана на доске)

– А теперь попробуем перевести его в цитатный план, то есть словами из текста и записать в тетрадь. (Запись цитатного плана в тетрадях)

План:

  1. «Мы долго молча отступали…»
  2. «И вот нашли большое поле…»
  3. «Два дня мы были в перестрелке…»
  4. «Прилёг вздремнуть я у лафета…»
  5. «И умереть мы обещали…»
  6. «Вам не видать таких сражений…»
  7. «Тогда считать мы стали раны…»

– Каким вы представляете себе рассказчика, его внешний облик, манеру держаться?

(Это старый, опытный солдат. «Дядя» много повидал в жизни, он активный участник Отечественной войны 1812 года, герой Бородинского сражения. Он скромен сдержан, говорит спокойно, не торопясь. И только когда говорит о своих товарищах, о своём командире, он воодушевляется, говорит взволнованно. «Дядя» – храбрый солдат, он не отделяет себя от своих товарищей.)

– Попробуем определить тему этого стихотворения, о чём оно? Запишите в тетрадь.

(Об одном эпизоде Отечественной войны 1812 года. Тема – изображение Бородинской битвы)

– С какой целью автор вспоминает события Бородинской битвы? Какие чувства и мысли он пытается передать читателю? Какова идея произведения? Запишите в тетрадь.

(Идея стихотворения – восхищение подвигом русских солдат: «Да, были люди в наше время, богатыри – не вы»)

Языковой анализ стихотворения:

– Перечитайте описание сражения. Лермонтов использует для описания выразительные средства языка. Найдите эпитеты, помогающие представить особенности боя и авторскую оценку.

Дым летучий быстрый. Лёгкий, застилающий всё поле

Бой удалый мастерский, автор восхищается

Протяжный вой – долгий. Пронзительный

Гора кровавых тел – израненных, искалеченных, неприятное зрелище

– Приведите примеры сравнений, которые использует поэт для создания яркой картины.

Французы двинулись, как тучиогромное количество, грозная сила неприятеля

Носились знамена, как тенивсё потемнело, слилось в чёрную массу, стало серым

Вывод урока:

– Каково значение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» в наши дни?

(Более 170 лет прошло с момента написания этого стихотворения, но и теперь мы читаем его с чувством гордости за свой народ.)

– Тема Отечественной войны 1812 года нашла отражение не только в художественной литературе, но и в изобразительном искусстве. У вас на партах лежат репродукции картин русских художников, запечатлевших на своих полотнах эти героические события. Рассмотрите их.

Подведение итога урока:

– Что нового мы узнали сегодня на уроке? Чему научились?

(Сегодня мы познакомились со стихотворением Лермонтова М.Ю. «Бородино», с жизнью поэта, с событиями войны 1812 года, определили тему и идею стихотворения, учились выразительно читать.)

– Запишем домашнее задание по вариантам:

  1. Перечитать стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино», подготовить выразительное чтение отрывка «Бородинский бой», обратить внимание на выразительные средства языка стихотворения, выучить наизусть понравившийся отрывок.
  2. Подготовить устный рассказ о старом солдате, постарайтесь создать целостный его портрет. Научитесь выразительно читать его рассказ.