В нашем обществе многое изменилось за
последние годы, но одно остается неизменным –
потребность в доброте, сострадательности,
отзывчивости.
Я считаю, что самое главное в людях – это
способность быть добрым. Произведения А.Г.
Алексина говорят о редких людях, живущих не для
себя одних, совершающих нравственные поступки,
поэтому каждое его произведение – это урок
нравственности, хотелось бы, чтобы эти уроки не
забывались. Поэтому я каждый год обращаюсь на
уроках литературы к творчеству Анатолия
Алексина, которое неоправданно забыто в
программах. Произведения его современны, словно
о нас.
«Чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешения»
Цели и задачи урока:
- Образовательные:
- познакомить с биографией писателя А.Г Алексина, с героями его повести;
- определить тему и идею произведения.
- Развивающие:
- развить навык самостоятельно мыслить и четко оформлять свои мысли;
- развить познавательный интерес и расширить кругозор учащихся;
- развить навыки анализа художественного произведения.
- Воспитательные:
- воспитать нравственно-устойчивую личность, постоянно стремящуюся к совершенству;
- воспитать любовь к людям, сознание необходимости делать добро;
- воспитать любовь к литературе.
Методические приемы: беседа, аналитическое чтение текста, инсценирование.
Подготовительная работа:
а) прочитать повесть самостоятельно;
б) ответить на вопрос: «Что для вас значит
«хорошее сердце и правильная душа», с этим
рождаются или это воспитывается?»;
в) нарисовать иллюстрации к повести;
г) распределить индивидуальные задания;
д) инсценировать уход Шурика из дома Нины
Георгиевны.
Оформление доски: эпиграф, портрет писателя, словарь к уроку, выставка книг писателя, детские иллюстрации к повести.
ХОД УРОКА
I. Сегодня мы проанализируем повесть
А.Г. Алексина «А тем временем где-то...»,
познакомимся с героями и определим идею повести.
Запишите тему урока, цель и эпиграф в тетрадь.
Эпиграфом к уроку возьмем слова автора: «Спешите
делать добро, иначе оно останется без адресата».
Эту мысль мы постараемся доказать.
Посмотрим на портрет Анатолия Георгиевича,
всмотримся в это лицо. Каким представляется вам
этот человек (дети отмечают мудрость, доброту,
искренность, скромность)
II. Обратимся к биографии писателя.
Биографию писателя рассказывает
подготовленный заранее ученик. (АЛЕКСИН Анатолий
Георгиевич – русский писатель (прозаик,
драматург, сценарист). Родился 3-го августа 1924
года в Москве. Лауреат Международных премий,
Государственных премий СССР и России. За свои
литературные произведения, удостоенные
Государственных премий СССР, России и
многочисленных зарубежных наград и "За
большой вклад в развитие литературы"
награжден высшими советскими орденами: Орденом
Ленина, двумя Орденами Трудового Красного
Знамени, а также другими высокими зарубежными
наградами. Член-корреспондент Российской
Академии образования (с 1982 г.). Включен в
Международный Почетный список имени Х.-К.
Андерсена. Награжден Юбилейной медалью имени А.
С. Пушкина и Золотой медалью имени Януша Корчака.
Член Союза писателей Москвы, Международного
ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей
Израиля. Почетный член Союза писателей Америки и
Канады.
Книги А. Алексина изданы на сорока восьми языках
мира, тираж которых превысил сто двадцать
миллионов экземпляров. Это – английский,
немецкий, французский, испанский, украинский,
греческий, китайский, японский, польский,
чешский, хинди, иврит, венгерский, румынский,
арабский, казахский, литовский, эстонский,
армянский, грузинский и другие языки. Имя
писателя А. Г. Алексина включено во многие
российские и зарубежные академические издания.)
Вопрос детям: Какие высказывания вы нашли о творчестве А.Г. Алексина? Слушаем высказывания:
A. Барто: «Произведения Алексина как бы изнутри озарены светом истинной человечности»;
B. Кожевников: «Произведения его озарены светом добра, высокого гуманизма, мечты, радости, удачи и горести, все поступки героев – подростков, известны автору так хорошо, что кажется, будто он сам вчера или позавчера перешагнул рубеж юного возраста».
Учитель: Действия в произведениях Алексина развертываются в школе, в больнице, на стройке, но в центре всегда семья, отношения между взрослыми и детьми, поэтому произведения адресованы и взрослым и детям. Писатель своим творчеством утверждает нравственную норму поведения, он говорит о главном качестве человека – о гуманности и что дети равноправны с взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее.
Лексико-семантическая работа. Как вы понимаете слова «гуманный», «нравственный»? Запишем эти слова и их лексические значения в тетрадь:
гуманизм – отношение к людям, проникнутое
любовью к человеку, заботой о его благе;
гуманный – проникнутый любовью к человеку,
человечный, человеколюбивый;
нравственность – совокупность норм
поведения человека в каком-либо обществе;
нравственный – соблюдающий нормы общественного
поведения;
оптимизм – доброе, жизнерадостное
мироощущение; оптимистический – жизнерадостный;
Учитель: Жизнь можно прожить по-разному. Можно быть внимательным, добрым к окружающим. Или быть равнодушным, черствым. По-разному живут герои повести Алексина.
Учитель беседует с детьми по следующим вопросам:
Учитель: Кто, по вашему мнению, главный герой повести? Расскажите о нем.
Рассказ ученика.
Сергей Емельянов, который учился в 6 классе, чувствовал себя счастливым человеком, ему казалось, что он имел право на проступки и ошибки, потому что его родители совершили много правильного и добросовестного, жертвовать собой не любил.
Учитель: В какой семье воспитывался Сергей, расскажите о ней, пользуясь вашими иллюстрациями к повести.
Рассказ ученика о родителях Сергея (Образцовая, дружная, по утрам бегают, загорелые, белозубые, в жизни все делали с перевыполнением, отец вел кружок в школе, у него были хорошие родители)
Учитель: Понравились ли вам родители Сергея, чем именно? (Понравились)
Учитель: Родители Сергея похожи между собой, а на кого похож Сергей? (На бабушку)
Учитель: Очень редко возникает дружба между пожилыми и юными людьми, замечательную дружбу бабушки и Сергея показал автор в повести.
Рассказ ученика о дружбе бабушки и Сергея, подготовленный заранее.
Учитель: Автор называет их «неправильными» людьми. Какие это «неправильные» люди? «Неправильные», но не плохие, подтвердите это строчками из текста
Учитель: Есть поговорка: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». С кем дружил Сергей?
Рассказ ученика об Антоне и его дружбе с Сергеем, подготовленный заранее.
(Добросовестный, надежный, готов всегда прийти на помощь, дружили больше двух лет, давал Сергею списывать.)
Учитель: Как жилось Сергею-младшему в семье? (Безмятежно, счастливо, беспечно)
Учитель: Какой событие перевернуло всю его жизнь? (Он получил два письма, адресованные Сергею Емельянову)
Подготовленный ученик читает текст письма из книги.
Учитель: Скажите, как вы относитесь к тому, что Сергей прочитал чужое письмо? (Отрицательно, читать нельзя)
Учитель: Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.)
Учитель: Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи)
Учитель: Обращался ли Сергей к кому-нибудь за помощью? (Нет)
Учитель: Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне)
Учитель: Кто такая Нина Георгиевна?
Рассказ ученика о Нине Георгиевне, подготовленный заранее (Вид усталый, лицо бледное, утомленное, но темная коса молодила ее, близорукая, работает врачом в школе, голос удивительно мягкий, спокойный, доброта – вот что в ней главное)
Учитель: Что увидел Сергей на стене в комнате Нины Георгиевны? (Портрет своего отца)
Учитель: Какой был отец на фотографии? (Худой, взгляд растерян, размышления Сергея «он был мужем Нины Георгиевны, но оставил ее»)
Учитель: Что Сергей узнает о своем отце от Нины Георгиевны? (О болезни отца – жестокая бессонница, благодаря Нине Георгиевне он выздоровел, она его лечила, помогала заочно учиться)
Учитель: Осуждает ли отца Сергея Нина Георгиевна? (Нет, она говорит «Отец у тебя замечательный»)
Учитель: Замечательным для нее был и Шурик, которого нашли настоящие родители и который теперь уходит от Нины Георгиевны. Его она тоже оправдывает. Посмотрим сцену, которую подготовили ребята и потом прокомментируем ее.
Два ученика исполняют сцену ухода Шурика, подготовленную заранее.
Учитель: Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, надо было проститься, такие люди, как Шурик, страшны)
Учитель (о роли детали в повести): Скажите, почему портреты отца Сергея и Шурика висят рядом в комнате Нины Георгиевны? (Для нее они были самыми дорогими людьми, и еще автор подчеркивает, что они очень похожи своей жестокостью, холодностью, безразличием, равнодушием.)
Обсуждение иллюстраций, подготовленных детьми к урок, выбор лучших
Учитель: С помощью равнодушия творится зло, подлость. Вспомним слова о равнодушии: «Не бойся врага – он может только убить, не бойся друга – он может только предать, бойся равнодушных, так как именно равнодушие порождает злобу и предательство».
Учитель: Скажите, как изменилась жизнь Сергея после встречи с Ниной Георгиевной? Прочитаем размышления Сергея: «Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, немного отяжелела моя голова, то и дело я мысленно сравнивал отца с Шуриком».
Учитель: Мог ли Сергей в такой ситуации оставить Нину Георгиевну одну? (Нет, «из меня уходило детство, была потребность быть чьим-то защитником»)
Учитель: Каким поступком Сергей доказывает, что он не способен на предательство? (Обмануть Нину Георгиевну он не мог, сдает билет в кассу и едет на все лето к Нине Георгиевне, «третьей потерей Нины Георгиевны он не мог стать»)
Учитель: Дайте оценку поступку Сергея. (Он не дает восторжествовать несправедливости, отец не смог ответить добром на добро, теплом на тепло, не смог и Шурик, но Сергей заполнил вакуум, образовавшийся вокруг Нины Георгиевны)
Учитель: Докажите, что классный руководитель, говоря слова: «Яблоко от яблони далеко не падает, но я вижу это не верно, иногда падает очень далеко», прав. (Дети рассуждают о непохожести Сергея на родителей)
III. Разговор о Сергее после анализа повести по следующим вопросам:
– Что для вас значит «хорошее сердце и
правильная душа»?
– Можно ли Сергея считать таким человеком?
– Каким вы представляете Сергея после прочтения
повести?
– Хотели бы вы стать его другом?
– Хотели бы вы быть такими, как Сергей?
Учитель: Запишите в тетрадь основные
качества его характера
Через 5 минут проверяем написанное (слушаем 2-3
работы) (Умеет хранить тайны, добрый,
отзывчивый, умеет дружить, готов прийти на
помощь, живущий не для себя одного, человек с
хорошим сердцем и доброй душой)
IV. Учитель: Проанализировав повесть, мы можем назвать тему и идею произведения, но прежде вспомним, что такое «тема» и «идея».
Ответы учащихся:
Тема – предмет повествования,
изображения, исследования.
Идея – основная, главная мысль
произведения, то главное, что хочет сказать поэт
и писатель своим произведением, ради чего он
пишет.
Тема повести «А тем временем где-то» – семья
Емельяновых и отношения между взрослыми и
детьми.
Идея произведения – спешите делать добро,
чтобы защитить человека, не надо спрашивать его
разрешение дети равноправны со взрослыми в
главном – в нравственной ответственности за
происходящее.
Учитель: Повесть Алексина называется «А тем временем где-то...». В конце названия стоит многоточие, что этим хотел подчеркнуть автор? (Кто-то где-то нуждается в нашей помощи)
– Сегодня на уроке мы познакомились с одной из повестей А.Г. Алексина. Эта повесть – глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находится в самом человеке, и победить зло не просто, но нужно стараться.
V. Домашнее задание. Прочитать повесть Алексина «Безумная Евдокия» и написать отзыв об этой повести.