Конспект урока "А тем временем где-то" по повести А.Алексина. 8-й класс

Разделы: Литература

Класс: 8


В нашем обществе многое изменилось за последние годы, но одно остается неизменным – потребность в доброте, сострадательности, отзывчивости.
Я считаю, что самое главное в людях – это способность быть добрым. Произведения А.Г. Алексина говорят о редких людях, живущих не для себя одних, совершающих нравственные поступки, поэтому каждое его произведение – это урок нравственности, хотелось бы, чтобы эти уроки не забывались. Поэтому я каждый год обращаюсь на уроках литературы к творчеству Анатолия Алексина, которое неоправданно забыто в программах. Произведения его современны, словно о нас.

«Чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешения»

Цели и задачи урока:

  • Образовательные:
    • познакомить с биографией писателя А.Г Алексина, с героями его повести;
    • определить тему и идею произведения.
  • Развивающие:
    • развить навык самостоятельно мыслить и четко оформлять свои мысли;
    • развить познавательный интерес и расширить кругозор учащихся;
    • развить навыки анализа художественного произведения.
  • Воспитательные:
    • воспитать нравственно-устойчивую личность, постоянно стремящуюся к совершенству;
    • воспитать любовь к людям, сознание необходимости делать добро;
    • воспитать любовь к литературе.

Методические приемы: беседа, аналитическое чтение текста, инсценирование.

Подготовительная работа:

а) прочитать повесть самостоятельно;
б) ответить на вопрос: «Что для вас значит «хорошее сердце и правильная душа», с этим рождаются или это воспитывается?»;
в) нарисовать иллюстрации к повести;
г) распределить индивидуальные задания;
д) инсценировать уход Шурика из дома Нины Георгиевны.

Оформление доски: эпиграф, портрет писателя, словарь к уроку, выставка книг писателя, детские иллюстрации к повести.

ХОД УРОКА

I. Сегодня мы проанализируем повесть А.Г. Алексина «А тем временем где-то...», познакомимся с героями и определим идею повести. Запишите тему урока, цель и эпиграф в тетрадь.
Эпиграфом к уроку возьмем слова автора: «Спешите делать добро, иначе оно останется без адресата». Эту мысль мы постараемся доказать.
Посмотрим на портрет Анатолия Георгиевича, всмотримся в это лицо. Каким представляется вам этот человек (дети отмечают мудрость, доброту, искренность, скромность)

II. Обратимся к биографии писателя.

А.Г.АлексинБиографию писателя рассказывает подготовленный заранее ученик. (АЛЕКСИН Анатолий Георгиевич – русский писатель (прозаик, драматург, сценарист). Родился 3-го августа 1924 года в Москве. Лауреат Международных премий, Государственных премий СССР и России. За свои литературные произведения, удостоенные Государственных премий СССР, России и многочисленных зарубежных наград и "За большой вклад в развитие литературы" награжден высшими советскими орденами: Орденом Ленина, двумя Орденами Трудового Красного Знамени, а также другими высокими зарубежными наградами. Член-корреспондент Российской Академии образования (с 1982 г.). Включен в Международный Почетный список имени Х.-К. Андерсена. Награжден Юбилейной медалью имени А. С. Пушкина и Золотой медалью имени Януша Корчака. Член Союза писателей Москвы, Международного ПЕН-клуба, Союза русскоязычных писателей Израиля. Почетный член Союза писателей Америки и Канады.
Книги А. Алексина изданы на сорока восьми языках мира, тираж которых превысил сто двадцать миллионов экземпляров. Это – английский, немецкий, французский, испанский, украинский, греческий, китайский, японский, польский, чешский, хинди, иврит, венгерский, румынский, арабский, казахский, литовский, эстонский, армянский, грузинский и другие языки. Имя писателя А. Г. Алексина включено во многие российские и зарубежные академические издания.)

Вопрос детям: Какие высказывания вы нашли о творчестве А.Г. Алексина? Слушаем высказывания:

A. Барто: «Произведения Алексина как бы изнутри озарены светом истинной человечности»;

B. Кожевников: «Произведения его озарены светом добра, высокого гуманизма, мечты, радости, удачи и горести, все поступки героев – подростков, известны автору так хорошо, что кажется, будто он сам вчера или позавчера перешагнул рубеж юного возраста».

Учитель: Действия в произведениях Алексина развертываются в школе, в больнице, на стройке, но в центре всегда семья, отношения между взрослыми и детьми, поэтому произведения адресованы и взрослым и детям. Писатель своим творчеством утверждает нравственную норму поведения, он говорит о главном качестве человека – о гуманности и что дети равноправны с взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее.

Лексико-семантическая работа. Как вы понимаете слова «гуманный», «нравственный»? Запишем эти слова и их лексические значения в тетрадь:

гуманизм – отношение к людям, проникнутое любовью к человеку, заботой о его благе;
гуманный – проникнутый любовью к человеку, человечный, человеколюбивый;
нравственность – совокупность норм поведения человека в каком-либо обществе;
нравственный – соблюдающий нормы общественного поведения;
оптимизм – доброе, жизнерадостное мироощущение; оптимистический – жизнерадостный;

Учитель: Жизнь можно прожить по-разному. Можно быть внимательным, добрым к окружающим. Или быть равнодушным, черствым. По-разному живут герои повести Алексина.

Учитель беседует с детьми по следующим вопросам:

Учитель: Кто, по вашему мнению, главный герой повести? Расскажите о нем.

Рассказ ученика.

Сергей Емельянов, который учился в 6 классе, чувствовал себя счастливым человеком, ему казалось, что он имел право на проступки и ошибки, потому что его родители совершили много правильного и добросовестного, жертвовать собой не любил.

Учитель: В какой семье воспитывался Сергей, расскажите о ней, пользуясь вашими иллюстрациями к повести.

Рассказ ученика о родителях Сергея (Образцовая, дружная, по утрам бегают, загорелые, белозубые, в жизни все делали с перевыполнением, отец вел кружок в школе, у него были хорошие родители)

Учитель: Понравились ли вам родители Сергея, чем именно? (Понравились)

Учитель: Родители Сергея похожи между собой, а на кого похож Сергей? (На бабушку)

Учитель: Очень редко возникает дружба между пожилыми и юными людьми, замечательную дружбу бабушки и Сергея показал автор в повести.

Рассказ ученика о дружбе бабушки и Сергея, подготовленный заранее.

Учитель: Автор называет их «неправильными» людьми. Какие это «неправильные» люди? «Неправильные», но не плохие, подтвердите это строчками из текста

Учитель: Есть поговорка: «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты». С кем дружил Сергей?

Рассказ ученика об Антоне и его дружбе с Сергеем, подготовленный заранее.

(Добросовестный, надежный, готов всегда прийти на помощь, дружили больше двух лет, давал Сергею списывать.)

Учитель: Как жилось Сергею-младшему в семье? (Безмятежно, счастливо, беспечно)

Учитель: Какой событие перевернуло всю его жизнь? (Он получил два письма, адресованные Сергею Емельянову)

Подготовленный ученик читает текст письма из книги.

Учитель: Скажите, как вы относитесь к тому, что Сергей прочитал чужое письмо? (Отрицательно, читать нельзя)

Учитель: Что понял Емельянов – младший из письма? (Это не первое письмо его отцу с просьбой о помощи.)

Учитель: Прочитав письмо, Сергей встревожился. Скажите, о чем переживал Сергей? (О спокойствии своей семьи)

Учитель: Обращался ли Сергей к кому-нибудь за помощью? (Нет)

Учитель: Что решил предпринять Сергей? (Он решил сам защитить образцовость своей семьи, сам пойти к Нине Георгиевне)

Учитель: Кто такая Нина Георгиевна?

Рассказ ученика о Нине Георгиевне, подготовленный заранее (Вид усталый, лицо бледное, утомленное, но темная коса молодила ее, близорукая, работает врачом в школе, голос удивительно мягкий, спокойный, доброта – вот что в ней главное)

Учитель: Что увидел Сергей на стене в комнате Нины Георгиевны? (Портрет своего отца)

Учитель: Какой был отец на фотографии? (Худой, взгляд растерян, размышления Сергея «он был мужем Нины Георгиевны, но оставил ее»)

Учитель: Что Сергей узнает о своем отце от Нины Георгиевны? (О болезни отца – жестокая бессонница, благодаря Нине Георгиевне он выздоровел, она его лечила, помогала заочно учиться)

Учитель: Осуждает ли отца Сергея Нина Георгиевна? (Нет, она говорит «Отец у тебя замечательный»)

Учитель: Замечательным для нее был и Шурик, которого нашли настоящие родители и который теперь уходит от Нины Георгиевны. Его она тоже оправдывает. Посмотрим сцену, которую подготовили ребята и потом прокомментируем ее.

Два ученика исполняют сцену ухода Шурика, подготовленную заранее.

Учитель: Как вы оцениваете поступок Шурика? (Поступил жестоко, надо было проститься, такие люди, как Шурик, страшны)

Учитель (о роли детали в повести): Скажите, почему портреты отца Сергея и Шурика висят рядом в комнате Нины Георгиевны? (Для нее они были самыми дорогими людьми, и еще автор подчеркивает, что они очень похожи своей жестокостью, холодностью, безразличием, равнодушием.)

Обсуждение иллюстраций, подготовленных детьми к урок, выбор лучших

Учитель: С помощью равнодушия творится зло, подлость. Вспомним слова о равнодушии: «Не бойся врага – он может только убить, не бойся друга – он может только предать, бойся равнодушных, так как именно равнодушие порождает злобу и предательство».

Учитель: Скажите, как изменилась жизнь Сергея после встречи с Ниной Георгиевной? Прочитаем размышления Сергея: «Из моей жизни ушла беспечность, я был уже не таким счастливым, как раньше, я стал чаще задумываться, немного отяжелела моя голова, то и дело я мысленно сравнивал отца с Шуриком».

Учитель: Мог ли Сергей в такой ситуации оставить Нину Георгиевну одну? (Нет, «из меня уходило детство, была потребность быть чьим-то защитником»)

Учитель: Каким поступком Сергей доказывает, что он не способен на предательство? (Обмануть Нину Георгиевну он не мог, сдает билет в кассу и едет на все лето к Нине Георгиевне, «третьей потерей Нины Георгиевны он не мог стать»)

Учитель: Дайте оценку поступку Сергея. (Он не дает восторжествовать несправедливости, отец не смог ответить добром на добро, теплом на тепло, не смог и Шурик, но Сергей заполнил вакуум, образовавшийся вокруг Нины Георгиевны)

Учитель: Докажите, что классный руководитель, говоря слова: «Яблоко от яблони далеко не падает, но я вижу это не верно, иногда падает очень далеко», прав. (Дети рассуждают о непохожести Сергея на родителей)

III. Разговор о Сергее после анализа повести по следующим вопросам:

– Что для вас значит «хорошее сердце и правильная душа»?
– Можно ли Сергея считать таким человеком?
– Каким вы представляете Сергея после прочтения повести?
– Хотели бы вы стать его другом?
– Хотели бы вы быть такими, как Сергей?

Учитель: Запишите в тетрадь основные качества его характера
Через 5 минут проверяем написанное (слушаем 2-3 работы) (Умеет хранить тайны, добрый, отзывчивый, умеет дружить, готов прийти на помощь, живущий не для себя одного, человек с хорошим сердцем и доброй душой)

IV. Учитель: Проанализировав повесть, мы можем назвать тему и идею произведения, но прежде вспомним, что такое «тема» и «идея».

Ответы учащихся:

Тема – предмет повествования, изображения, исследования.
Идея – основная, главная мысль произведения, то главное, что хочет сказать поэт и писатель своим произведением, ради чего он пишет.
Тема повести «А тем временем где-то» – семья Емельяновых и отношения между взрослыми и детьми.
Идея произведения – спешите делать добро, чтобы защитить человека, не надо спрашивать его разрешение дети равноправны со взрослыми в главном – в нравственной ответственности за происходящее.

Учитель: Повесть Алексина называется «А тем временем где-то...». В конце названия стоит многоточие, что этим хотел подчеркнуть автор? (Кто-то где-то нуждается в нашей помощи)

– Сегодня на уроке мы познакомились с одной из повестей А.Г. Алексина. Эта повесть – глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находится в самом человеке, и победить зло не просто, но нужно стараться.

V. Домашнее задание. Прочитать повесть Алексина «Безумная Евдокия» и написать отзыв об этой повести.