Конспект открытого урока в 11-м классе на тему "Судьба, принесенная в жертву…" (анализ рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • продолжить знакомство с фактами биографии писателя;
  • учить анализу прочитанного рассказа;
  • подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рецензии по данному произведению;
  • развивать навыки целостного анализа;
  • воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям.

Эпиграфы:

1. Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу.

А.И.Солженицын

2. …Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права…

С.Залыгин

Оборудование: презентация.

Ход урока

– Обратите внимание на портрет писателя, имя которого долгое время было известно лишь узкому кругу людей, а творчество было под запретом. И только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране, это имя по праву заняло своё место в истории русской литературы.

– Прочитайте первый эпиграф: “Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу”. Выпишите ключевые словосочетания.

– Посмотрите, какие словосочетания были выписаны мною. Совпадают ли они с вашими?

– Считаю, что следующее высказывание С.Залыгина можно взять вторым эпиграфом, так как на самом деле “…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права…”

Запишите эпиграфы в тетрадь.

– Как вы уже знаете из предыдущих уроков, Солженицын написал очень много замечательных произведений. Но сегодня на уроке нас интересуют его рассказы. Назовите известные вам рассказы Солженицына. (Проводится литературный аукцион)

“Матрёнин двор” (1963), “Случай на станции Кочетовка” (1963), “Захар-Калита” (1966), “Крохотки” (1966) – эти рассказы появились на исходе хрущёвской “оттепели”, в преддверии периода застоя. В наследии великого писателя они остаются классикой. С одной стороны, классикой “лагерной прозы”, а с другой – классикой прозы “деревенской”.

– О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ талантлив”, “рассказ правдив”, – отмечалось в критике.

– Вот поэтому вы дома будете писать рецензию именно на этот рассказ. А поможет вам материал сегодняшнего урока. (Запись домашнего задания: написать рецензию на рассказ А.И.Солженицына “Матрёнин двор”)

Обратите внимание на план анализа рассказа “Матрёнин двор”. Запишите его в тетрадь.

План

  1. История создания произведения.
  2. Жанр.
  3. Композиция.
  4. Образная система.
  5. Тема.
  6. Язык героев.
  7. Связь с публицистикой. (Статья Солженицына “Жить не по лжи!”)

– Те сведения, тот фактический материал, который вы сейчас услышите, может быть использован вами для вступления к сочинению. (Сообщение.)

– Да, рассказ “Матрёнин двор” – произведение автобиографическое и достоверное. Это рассказ Солженицына о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года в Россию из пыльной горячей пустыни Казахстана.

– В. Астафьев назвал это произведение “вершиной русской новеллистики”. Сам же Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, “для художественного удовольствия”. Александр Исаевич писал: “В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя”.

В рассказе “Матрёнин двор” все грани отточены с блеском, и я думаю, что встреча с этим произведением стала большим наслаждением для вас.

– Мы знаем, что в основе любого рассказа обычно случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын.

Вы самостоятельно прочитали данное произведение. Что же собой представляет его композиция?

– Как вы уже заметили, Солженицын разделил свой рассказ на 3 части, обозначив тем самым обстоятельства, при которых ему постепенно открывался образ удивительной героини. И мы постараемся с вами по крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям, к скупым признаниям самой Матрёны, составить полный рассказ о нелёгком жизненном пути героини, то есть “Судьбе, принесённой в жертву”, будет и посвящена основная часть нашей работы. А помогут нам ваши сообщения, которые вы готовили заранее.

– 1 сообщение. Матрена в восприятии рассказчика.

– Что же изображает Солженицын в 1 части рассказа?

Здесь звучит не только осуждающий власть, а и горестный, сострадательный голос писателя. (Обращение к первому эпиграфу) Слышу боль.

– Если в 1 части рассказа всё повествование о Матрёне дано через восприятие рассказчика, то во второй – героиня сама рассказывает о себе, о своём прошлом, вспоминает молодость, любовь. Эта часть очень тесно связана с заключительной, третьей. Поэтому я предлагаю выслушать подряд два сообщения, подготовленные на их основе, а затем продолжить обсуждение.

– Почему же они такие разные – Фаддей и Матрёна?

– В рассказе нет явной антитезы, но мы замечаем, как в испытаниях жизни по-разному проявляется истинная человеческая сущность каждого из героев.

– А каково отношение к Матрёне людей? (Совершенно разное)

– Почему? (Потому что все поступки и помыслы Матрёны как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим).

– А кому именно? Зачитайте.

– Но такая чудная Матрёна хоть и немногим, но была дорога. Кому именно?

– А каково отношение к героине самого автора?

– Есть ли что-то общее в характере и поведении героини и её постояльца?

Я надеюсь, что вы поняли то, что образ рассказчика тесно связан с образом автора, родственен ему.

– В чём же состоит особенность этого рассказа?

– А чем достигается его впечатляющая сила?

– Какова же главная тема рассказа?

В самом деле: пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою “лучезарную улыбку”… Какие же душевные силы нужны для этого?! Всё это хочет понять и об этом хочет рассказать Солженицын.

– В образе Матрёны, и я думаю, вы со мной согласитесь, воплощены некие общие черты, искони присущие русской крестьянке.

– Напоминает ли вам Матрёна женщин из произведений Н.А.Некрасова?

Нам симпатичны эти героини своей человечностью, – эти женщины-труженицы, на которых земля держится.

– Кто же виноват в такой судьбе героини?

– Прав ли Александр Исаевич, назвав Матрёну праведником? Докажите тестом.

Думаю, не могут понять Матрёну только стяжатели, корыстные, завистливые люди:   фаддеи, иудушки Головлевы, гобсеки.

– По справедливому утверждению многих критиков, Солженицын – один из немногих современных нам знатоков русского языка. Уже с самых первых своих произведений он заявил о себе как блестящий мастер слова. Тогда, в 60-е, событием стали не только тематика, но и язык его произведений. В него “окунались с головой”, дочитывали фразу – и нередко возвращались к её началу. Это был великий и могучий и при том свободный язык. И я хочу обратить ваше внимание на речь героев, так как она помогает лучше понять их характеры, ощутить атмосферу, в которой происходит действие.

Сообщение. “Язык героев”.

Да, писатель очень внимательно относится к речи своих героев, используя её как дополнительную характеристику.

– Ещё автор рассказа предстаёт перед нами и как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. В общем плане повествования найдут себе место лирические зарисовки, проникновенные лирические миниатюры. Зачитайте их.

Всё в этих лирических миниатюрах – и природа, и человек – дышит гармонией.

– На уроке вы старались чаще обращаться к тексту рассказа, цитировать для того, чтобы почувствовать силу и красоту исконно русского языка, который Солженицын возвращает нам во всё скудеющую нашу речь. И мы восхищаемся глубинным чувством языка, верностью Солженицына народной правде.

– Я предлагала вам к уроку прочитать статью Солженицына “Жить не по лжи!”. Она была напечатана в журнале “Наш современник”, №9 за 1989 год.

– Что предлагал Солженицын, обращаясь к советской интеллигенции и молодёжи? К чему призывал?

– Могучим стремлением к правде и сильна проза Солженицына, хотя эта правда жестокая, порой безжалостная.

Рассказ в целом, и, я думаю, несмотря на трагизм событий, на то, что судьба Матрёны принесена в жертву, выдержан на какой-то очень тёплой, светлой, пронзительной ноте. Ведь удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрёна, а сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.

Вот поэтому Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту   необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права… (снова обращение к первому эпиграфу).

– Зачитайте концовку рассказа.

– Концовка рассказа “Матрёнин двор” перекликается с высказыванием Солженицына, которое отражает пафос всего его творчества: “Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу”.

Презентация