Цели урока:
- продолжить знакомство с фактами биографии писателя;
- учить анализу прочитанного рассказа;
- подготовить учащихся к написанию домашнего сочинения-рецензии по данному произведению;
- развивать навыки целостного анализа;
- воспитывать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям.
Эпиграфы:
1. Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу.
А.И.Солженицын
2. …Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права…
С.Залыгин
Оборудование: презентация.
Ход урока
– Обратите внимание на портрет писателя, имя которого долгое время было известно лишь узкому кругу людей, а творчество было под запретом. И только благодаря прогрессивным переменам в нашей стране, это имя по праву заняло своё место в истории русской литературы.
– Прочитайте первый эпиграф: “Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу”. Выпишите ключевые словосочетания.
– Посмотрите, какие словосочетания были выписаны мною. Совпадают ли они с вашими?
– Считаю, что следующее высказывание С.Залыгина можно взять вторым эпиграфом, так как на самом деле “…Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права…”
– Запишите эпиграфы в тетрадь.
– Как вы уже знаете из предыдущих уроков, Солженицын написал очень много замечательных произведений. Но сегодня на уроке нас интересуют его рассказы. Назовите известные вам рассказы Солженицына. (Проводится литературный аукцион)
– “Матрёнин двор” (1963), “Случай на станции Кочетовка” (1963), “Захар-Калита” (1966), “Крохотки” (1966) – эти рассказы появились на исходе хрущёвской “оттепели”, в преддверии периода застоя. В наследии великого писателя они остаются классикой. С одной стороны, классикой “лагерной прозы”, а с другой – классикой прозы “деревенской”.
– О писателе судят по его лучшим произведениям. Среди рассказов Солженицына, вышедших в 60-е годы, на первое место всегда ставили “Матрёнин двор”. Его называли “блистательным”, “подлинно гениальным произведением”. “Рассказ талантлив”, “рассказ правдив”, – отмечалось в критике.
– Вот поэтому вы дома будете писать рецензию именно на этот рассказ. А поможет вам материал сегодняшнего урока. (Запись домашнего задания: написать рецензию на рассказ А.И.Солженицына “Матрёнин двор”)
– Обратите внимание на план анализа рассказа “Матрёнин двор”. Запишите его в тетрадь.
План
- История создания произведения.
- Жанр.
- Композиция.
- Образная система.
- Тема.
- Язык героев.
- Связь с публицистикой. (Статья Солженицына “Жить не по лжи!”)
– Те сведения, тот фактический материал, который вы сейчас услышите, может быть использован вами для вступления к сочинению. (Сообщение.)
– Да, рассказ “Матрёнин двор” – произведение автобиографическое и достоверное. Это рассказ Солженицына о самом себе, о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись летом 1956 года в Россию из пыльной горячей пустыни Казахстана.
– В. Астафьев назвал это произведение “вершиной русской новеллистики”. Сам же Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, “для художественного удовольствия”. Александр Исаевич писал: “В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя”.
– В рассказе “Матрёнин двор” все грани отточены с блеском, и я думаю, что встреча с этим произведением стала большим наслаждением для вас.
– Мы знаем, что в основе любого рассказа обычно случай, раскрывающий характер главного героя. По этому принципу строит свой рассказ и Солженицын.
– Вы самостоятельно прочитали данное произведение. Что же собой представляет его композиция?
– Как вы уже заметили, Солженицын разделил свой рассказ на 3 части, обозначив тем самым обстоятельства, при которых ему постепенно открывался образ удивительной героини. И мы постараемся с вами по крупицам, обращаясь к разбросанным по всему рассказу авторским отступлениям, к скупым признаниям самой Матрёны, составить полный рассказ о нелёгком жизненном пути героини, то есть “Судьбе, принесённой в жертву”, будет и посвящена основная часть нашей работы. А помогут нам ваши сообщения, которые вы готовили заранее.
– 1 сообщение. Матрена в восприятии рассказчика.
– Что же изображает Солженицын в 1 части рассказа?
– Здесь звучит не только осуждающий власть, а и горестный, сострадательный голос писателя. (Обращение к первому эпиграфу) Слышу боль.
– Если в 1 части рассказа всё повествование о Матрёне дано через восприятие рассказчика, то во второй – героиня сама рассказывает о себе, о своём прошлом, вспоминает молодость, любовь. Эта часть очень тесно связана с заключительной, третьей. Поэтому я предлагаю выслушать подряд два сообщения, подготовленные на их основе, а затем продолжить обсуждение.
– Почему же они такие разные – Фаддей и Матрёна?
– В рассказе нет явной антитезы, но мы замечаем, как в испытаниях жизни по-разному проявляется истинная человеческая сущность каждого из героев.
– А каково отношение к Матрёне людей? (Совершенно разное)
– Почему? (Потому что все поступки и помыслы Матрёны как бы освящены особой святостью, не всегда понятной окружающим).
– А кому именно? Зачитайте.
– Но такая чудная Матрёна хоть и немногим, но была дорога. Кому именно?
– А каково отношение к героине самого автора?
– Есть ли что-то общее в характере и поведении героини и её постояльца?
– Я надеюсь, что вы поняли то, что образ рассказчика тесно связан с образом автора, родственен ему.
– В чём же состоит особенность этого рассказа?
– А чем достигается его впечатляющая сила?
– Какова же главная тема рассказа?
– В самом деле: пережить то, что пережила Матрёна, и остаться человеком бескорыстным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою “лучезарную улыбку”… Какие же душевные силы нужны для этого?! Всё это хочет понять и об этом хочет рассказать Солженицын.
– В образе Матрёны, и я думаю, вы со мной согласитесь, воплощены некие общие черты, искони присущие русской крестьянке.
– Напоминает ли вам Матрёна женщин из произведений Н.А.Некрасова?
– Нам симпатичны эти героини своей человечностью, – эти женщины-труженицы, на которых земля держится.
– Кто же виноват в такой судьбе героини?
– Прав ли Александр Исаевич, назвав Матрёну праведником? Докажите тестом.
– Думаю, не могут понять Матрёну только стяжатели, корыстные, завистливые люди: фаддеи, иудушки Головлевы, гобсеки.
– По справедливому утверждению многих критиков, Солженицын – один из немногих современных нам знатоков русского языка. Уже с самых первых своих произведений он заявил о себе как блестящий мастер слова. Тогда, в 60-е, событием стали не только тематика, но и язык его произведений. В него “окунались с головой”, дочитывали фразу – и нередко возвращались к её началу. Это был великий и могучий и при том свободный язык. И я хочу обратить ваше внимание на речь героев, так как она помогает лучше понять их характеры, ощутить атмосферу, в которой происходит действие.
Сообщение. “Язык героев”.
– Да, писатель очень внимательно относится к речи своих героев, используя её как дополнительную характеристику.
– Ещё автор рассказа предстаёт перед нами и как лирик тончайшего склада, с развитым чувством Прекрасного. В общем плане повествования найдут себе место лирические зарисовки, проникновенные лирические миниатюры. Зачитайте их.
– Всё в этих лирических миниатюрах – и природа, и человек – дышит гармонией.
– На уроке вы старались чаще обращаться к тексту рассказа, цитировать для того, чтобы почувствовать силу и красоту исконно русского языка, который Солженицын возвращает нам во всё скудеющую нашу речь. И мы восхищаемся глубинным чувством языка, верностью Солженицына народной правде.
– Я предлагала вам к уроку прочитать статью Солженицына “Жить не по лжи!”. Она была напечатана в журнале “Наш современник”, №9 за 1989 год.
– Что предлагал Солженицын, обращаясь к советской интеллигенции и молодёжи? К чему призывал?
– Могучим стремлением к правде и сильна проза Солженицына, хотя эта правда жестокая, порой безжалостная.
– Рассказ в целом, и, я думаю, несмотря на трагизм событий, на то, что судьба Матрёны принесена в жертву, выдержан на какой-то очень тёплой, светлой, пронзительной ноте. Ведь удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрёна, а сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим.
Вот поэтому Александр Солженицын с его непоколебимым упорством нам попросту необходим – мы должны его знать и слышать, а не слышать и не знать не имеем ни морального, ни умственного права… (снова обращение к первому эпиграфу).
– Зачитайте концовку рассказа.
– Концовка рассказа “Матрёнин двор” перекликается с высказыванием Солженицына, которое отражает пафос всего его творчества: “Под моими подошвами всю мою жизнь – земля Отечества, только её боль я слышу, только о ней пишу”.