Конспект открытого урока по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Разделы: Литература


Триединая дидактическая задача:

  • обучение умению сопоставлять, анализировать прочитанное, аргументировать ответ;
  • развитие коммуникативных свойств речи (точности, экспрессивности, выразительности);
  • воспитание чувства дружбы, ответственности.

Цели:

  • провести урок в форме литературной игры для знакомства со сказкой Сент-Экзюпери “Маленький принц”;
  • проверить усвоение и понимание произведения:
    • умение оценивать и анализировать прочитанное;
    • излагать мысли и рассуждать;
    • выборочно цитировать;
    • уметь обобщать и делать выводы;
  • развитие творческих способностей и самостоятельности мнения.

Методы:

  • словесные: рассказ, беседа;
  • наглядные: рисунки детей, эпиграф, фрагмент из песни “Вместе весело шагать…”, раздаточный материал.
  • практические:
  • эвристический (проблемно-поисковый),
  • исследовательский.

Оборудование:

  • ТСО;
  • карточки-информаторы.

Весь класс делится на три команды: ученики, аналитики и эксперты (последние с предварительной подготовкой). Оформлена доска: рисунки учащихся, эпиграф, термины (антонимы, синонимы).

Ход урока

  1. Оргмомент.
  2. Вступительное слово учителя (объявление темы и цели урока).
  3. Литературная игра.

Литературная игра

Учитель. Тема дружбы сама по себе не нова. С давних времён к ней обращались и в устном народном творчестве, и профессиональные поэты, и музыканты, и художники, и писатели. Человек не может жить один. И понимание это приходит уже в раннем детстве. У каждого из нас складывается своё представление о дружбе, о настоящем друге.

Какие качества вы цените в своём друге прежде всего?

Ответы учеников:

Вопросы учителя. Но всегда ли с такими мерками мы подходим к себе? Что нужно сделать, чтобы друг остался с вами на всю жизнь?

Ответы учеников:

Учитель. Замечательный французский писатель С-Экзюпери, автор известной сказки “Маленький принц”, отвечает на волнующие нас вопросы.

Зачитывается цитата, записанная на доске:

“Детство - это огромный край, откуда происходит каждый. Откуда я родом? Я родом из детства, словно из какой-нибудь страны”.

И это он вынес из своего жизненного опыта. Именно в детстве, считает С-Экзюпери, складываются первые представления о настоящей дружбе.

В работу включаются эксперты и аналитики.

Аналитик №1. Рассказ о писателе (вставка). Ист. справка.

Антуан де Сент-Экзюпери (1900-1944)

Экзюпери - французский писатель, отважный лётчик. Чего только не случалось с ним во время полётов! Его извлекали из дымящихся обломков самолёта после катастрофы в Гватемале, он падал со скалы в Северной Африке, садился на воды реки Мекон в Индокитае, погибал от жажды в Ливийской пустыне, пытался выкрасть пленных товарищей из враждебного африканского племени. О Сент-Экзюпери (так называли его товарищи) слагали “героические легенды”. Его называли рыцарем неба. Но нам он известен и как рыцарь пера. В книгах писателя-лётчика рассказывается о лётных приключениях, о мужестве товарищей, размышления о небе, о земле. Лечась после тяжёлой аварии, он написал в 1939 году “Планету людей”.

В начале 40-х гг. Экзюпери пришлось тяжелее всего. Франция была оккупирована фашистской Германией. Он вынужден был жить в эмиграции в Америке. Лишённый родной земли, неба, он мог только мечтать о полётах. Именно тогда, в 1943 году, он работал над сказкой “Маленький принц”. О чём сказка? Именно там, в детстве, он ищет ответы на самые волнующие его вопросы. Что есть дружба, верность, любовь? Автор говорит, что нельзя забывать собственное детство, нужно слышать его в себе постоянно, тогда и в поступках взрослого будет больше смысла и ответственности.

Но так ли всё благополучно в мире взрослых?

Учитель. Маленький герой сказки попадает в мир взрослых, и многое ему становится непонятным, вызывает недоумение и огорчение. Почему? Ответить на этот вопрос нам поможет работа аналитиков-исследователей путешествия Маленького принца. А эксперты помогут оценить проделанную работу и сделать выводы.

Вопрос. Когда и при каких обстоятельствах мы встречаемся с принцем?

Ответы детей

Учитель. А далее идёт очень важный эпизод в сказке, который требует вдумчивого и внимательного прочтения.

Эксперт. Рассказ о Розе

Объявляется мини-конкурс на внимательное прочтение текста и комментарии к рисункам с изображением цветка.

Эксперт. Принц получает свою планету и Розу, но при этом говорит, что он ещё не научился любить.

Вопрос. Не это ли стало причиной того, что Маленький принц отправляется в странствие. Каким предстаёт принц в этот момент?

Аналитик. Грустный, одинокий, потому что у него не было друга.

Эксперты оценивают работу аналитиков.

Роза доставляет много хлопот принцу, а ещё это происходит потому, что он не умел любить, ценить друга. Много ещё его ждёт разочарований, прежде чем он поймёт, кого оставил.

Учитель. Вместе с перелётными птицами Маленький принц отправляется на ближайшие от него планеты-астероиды, на которых встречается с их обитателями - взрослыми людьми.

Аналитик №1. (Планета 325)

На первой планете, на которой побывал Маленький принц, он встретил короля, который в каждом видит подданного и не может прожить минуты, не издавая приказов или постановлений. Король представляет этот мир упрощённо, ибо смотрит на него сверху вниз. Неограниченная власть и беспрекословное повиновение-предел его мечтаний. Маленький принц был вначале восхищён: “Вот бы мне такое могущество!” И когда король предлагает ему быть Министром правосудия, он отказывается. Судить некого, а самого себя можно где угодно, не обязательно на этой планете.

Главная черта короля - властолюбие, высокомерие.

Выходит к доске и после рассказа прикрепляет листочек с надписью “высокомерный”.

Аналитик №2. (Планета 326). Встреча с честолюбцем.

Обитатель этой планеты приходит в восторг от самого себя.

“Похлопай-ка в ладоши”, - говорит он Маленькому принцу.

“Я восхищаюсь, - сказал Маленький принц, слегка пожав плечами,- но какая тебе от этого радость?”

И он сбежал от честолюбца.

“Право же, взрослые - очень странные люди”, - только и подумал он, пускаясь в путь.

Главная отрицательная черта, я считаю, - честолюбие.

На листочке - честолюбивый, самовлюблённый.

Аналитик №3. (Планета 327)

Житель этой планеты поверг принца в уныние. Ему становится жаль горького пьяницу, который не может найти в себе силы, чтобы вырваться из порочного круга болезненного пристрастия. “Я хочу забыть, что мне совестно”, - признался пьяница и повесил голову. “Почему же тебе совестно?” - спросил принц. Ему очень хотелось помочь бедному человеку.

- Совестно жить!

- Да, право же, взрослые очень странный народ,- думал он, продолжая свой путь.

Главная черта - слабоволие.

На листочке - слабовольный.

Аналитик№4. (Планета 328)

Обитатель планеты занят бессмысленным подсчётом звёзд. Красоту звёзд он хочет превратить в собственность, упрятать её в сейф. По мнению героя, делец, занимающийся бессмысленным подсчётом звёзд, не может быть человеком. Он погиб, ибо за свою жизнь ни разу не нюхал цветка, никогда никого не любил, никогда ничего не делал.

- А для чего тебе владеть звёздами?

- Чтобы быть богатым.

- А для чего быть богатым?

- Чтобы покупать ещё новые звёзды.

- Я считаю их, пересчитываю.

На что Маленький принц отвечает: “Но звёздам от тебя нет никакой пользы”.

Главная черта обитателя планеты - алчность, жадность.

Аналитик №5. (Планета 329)

На этой планете происходит встреча Маленького принца с фонарщиком. Работа с ним вызывает восхищение у Маленького принца.

“Прекрасное занятие. Это по-настоящему полезно, потому что красиво”. Из встреченных малышом людей он выделяет фонарщика особо: за верность слову, за трудолюбие, вопреки лени он освещает людям путь, за то, что думает не только о себе. Но в то же время Маленький принц недоумевает:

- Зачем ты опять зажёг фонарь?

- Такой уговор.

- Не понимаю,- признался Маленький принц.

- И понимать нечего, - сказал фонарщик.- Уговор есть уговор.

И в конце Маленький принц говорит:

- Я бы остался, но у него планета крохотная. Нет места для двоих.

- Главная черта, я считаю, неблагоразумие.

Аналитик №6. (Планета 400)

Обитатель той планеты - географ. Сначала она малышу кажется настоящей, но очень скоро принц разочаровался в нём, потому что тот никогда не выходил из кабинета и обо всём интересном узнаёт понаслышке. Его даже не интересует собственная планета, т.к. он считает себя слишком важным лицом и ему некогда. Но именно географ заставляет Маленького принца вспомнить о его Розе, задуматься и пожалеть её. “Моя краса (цветок) и радость недолговечна, - сказал себе принц, - и ей нечем защищаться от мира: у неё только и есть что четыре шипа. А я бросил её, и она осталась на моей планете совсем одна”

Географ же советует принцу посетить планету Земля, “у которой неплохая репутация”.

Главная черта – безразличие ко всему прекрасному. Это – лже-учёный.

Учитель. С какими же чувствами покидал планеты Маленький принц?

Почему ему было там так одиноко? Неуютно?

Эксперт. За цифрами взрослые забыли о своём призвании делать добро. Они из всего делают выгоду. Взрослые неспособны увидеть мир глазами ребёнка.

Учитель. А какие чувства испытывает Маленький принц, оказавшись на планете Земля?

Учащиеся. Он видит, что здесь такие же люди, что и на тех планетах, на которых он побывал. Ему грустно и одиноко.

Аналитик. Какая странная планета. Совсем сухая, вся в иглах и солёная. И у людей не хватает воображения. Они повторяют лишь то, что скажут.

Учитель. Как помочь Маленькому принцу?

Давайте попробуем изменить его представление об обитателях планеты Земля. Проведём такую словарную работу. Подберём слова-антонимы к записанным на листочках словам. А эксперты проследят правильность подбора слов.

Учитель. А кто же приходит на помощь принцу на Земле?

Учащиеся. Лис.

Учитель. Почему Лис?

Учащиеся. Сказочный образ-народная мудрость.

Учитель. Эта встреча очень важна в сказке. Сейчас мы посмотрим инсценировку этого момента. А вы в это время будьте очень внимательны. И в тетрадочках по ходу просмотра запишите те два важных секрета, которые открывает Лис Маленькому принцу.

Итак:

  • “Мы в ответе за тех, кого приручили”.
  • “ Зорко одно лишь сердце”.

Как вы поняли эти секреты?

Эксперт. Экзюпери утверждает, что ничто не может помешать дружбе человека с человеком и другими живыми существами, кроме самого человека. Все хотят, чтобы их приручили. Лис вкрадчиво и настойчиво просит об этом Маленького принца, он даже учит его нежности и постепенности, верности и настойчивости. И принцу, и Лису эта дружба нужна в равной степени. И даже больше она нужна была Маленькому принцу, потому что именно Лис научил его любить. Научил тому, что “любовь не может быть абстрактна, любовь всегда конкретна”, и объяснил это (ему и читателям ) на примере любви самого Маленького принца к Розе. И когда он увидел много роз на земле, ему показалось, что ни одна из них не могла сравниться с его Розой. Она была взбалмошна и капризна, она привередничала и спорила, она даже обижала Маленького принца, вырастившего её. Но она была его Розой, он знал её привычки и глупости, её обиды и радости. Он любовью своей сделал её неповторимо прекрасной и единственной. Всё это понял Маленький принц благодаря дружбе Лиса, понял и почувствовал, и затосковал по своей Розе, и захотел вернуться к ней, чтобы больше никогда её не покидать.

Учитель. А сейчас он возвращается на свою планету. Почему? Там его Роза. И он за неё в ответе.

Итог: Моя Роза единственная, потому что я её приручил.

Домашнее задание: пожелания Маленькому принцу – письмо литературному герою.