Тип урока: урок формирования знаний, умений, навыков.
Цели урока: Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героя.
Образовательные:
- Раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни героя;
- Знакомимся с текстом произведения;
- Отмечаем логику развития тем в истории русской литературы.
Развивающие:
- Учимся анализировать текст с позиции темы;
- Учимся строить полный ответ и логику ответов на вопросы в разрешении проблемного вопроса.
Воспитательная:
- «Жить нужно для добра».
Задача урока: Проследить исторические процессы в стране через судьбу героя, его нравственные поиски смысла жизни.
Быть самим собою,
Отыскивать в глубине своей
Самого себя – в этом вся
Жизненная задача человека.
В. Вересаев
Оборудование: проектор, экран, презентация, диск с фильмом «Война и мир», текст романа «Война и мир».
Ход урока
Учитель: Впервые с Пьером Безуховым мы встречаемся в салоне Анны Павловны Шерер, и с первых же страниц романа обращаем внимание на противоречивый характер Пьера: какое же начало в нём победит. (1-й слайд)
– Как проявляются эти противоречия?
– На чём основана дружба Пьера и Андрея Болконского? (дружба героев строится на общности интересов, поэтому князь Андрей рекомендует Пьеру не дружить с Курагиным.)
– Каковы развлечения общества Курагина, Долохова? (сообщение ученика: развлечение светской молодёжи, участие Пьера в кутежах)
Итак: Сцены в салоне А.П. Шерер (проповедь Пьером вольнолюбивых взглядов) и развлечение светской молодёжи представляют собой психологическую завязку в развитии сюжетной линии Пьера.
– История борьбы за наследство умирающего графа Безухова. (сообщение учащегося)
– Что дают нам эти сцены для понимания характера Пьера? (Борьба за наследство имеет большое значение для понимания морального разложения, охватывающего высшие круги придворной аристократии. Не меньшее значение имеет эта сцена и для понимания характера Пьера, его неопытности, наивности, искренности и непосредственности, а вместе с тем она раскрывает и подобострастие, свойственное представителям аристократии (отношение окружающих к Пьеру-наследнику.)
– Женитьба Пьера на Элен Курагиной (сообщение учащегося) – 2-й слайд.
– Почему Пьер женился на Элен? (С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень богатым женихом. НО ЭТОТ БРАК БЫЛ ЗАКОНОМЕРЕН И ДЛЯ Пьера, потому что не только его должны были обмануть, Но и он сам должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера.)
– Назовите основные отличительные черты характера Пьера.
– Для Пьера свойственны истинная доброта и человечность.
– Вспомним эпизод дуэли между Пьером и Долоховым (краткий пересказ).
– Хотел ли Пьер этой дуэли? (Нет, не хотел)
– А Долохов? (Ему было всё равно, т.к. он гусар и привык к дуэлям)
– Как Пьер переживает ранение Долохова? Ведь он впервые стрелял в человека. (Ему грустно, тоскливо. И страдает он не только из-за того, что ранил Долохова, Но и оттого, что жизнь вообще нелепа, если не желая убивать, можно вдруг убить)
Вывод: – Пьер не может видеть чужого страдания, чужой беды, даже если их испытывает человек, которого он не любит, который перед ним виноват. Пьер испытывает первый духовный кризис: Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что я такое? Что такое жизнь? Что такое смерть? Какая сила управляет всем? – спрашивает он себя.
Пьер и масонское общество. (3-й слайд)
Учитель: Пьер после разрыва с женой хотел найти новую истину.
Поступление Пьера в масонское общество приходится на тяжёлый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Он считал себя виноватым, что женился не любя, что солгал сам, сказав Элен: « Я вас люблю». А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам виноват, женившись, не любя, подвергает Пьера в глубочайший кризис. Материально обеспеченному Пьеру кажется, что не в деньгах дело. Поэтому смысл жизни он находит в нравственном самоусовершенствовании как средстве устранения зла в себе и в мире. Эту цель подсказывает ему масон Баздеев, встретившийся с ним в дороге.
– Как изменился Пьер после разговора с Баздеевым? О чём они говорили? («он твёрдо верил в возможность братства, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели, и таким представлялось ему масонство.» Это разговор не только о Боге, но и о месте человека в жизни. Пьеру ненавистна его теперешняя жизнь, и Осип Алексеевич призывает: «…измени её, очисти себя…»)
Итак:
– Почему Пьер будучи атеистом и считая религию «несправедливою» вступает в масонское общество? (Пьера привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных членов общества, исправлять тем самым человеческий род. Пьер воспринял в масонстве не религию, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал.)
– Какую деятельность ведёт в нём П. Безухов? (рассказ ученика: том 1, ч. 2, гл 10.)
– Почему Пьер разочаровался в масонстве? (Убеждается. что большинство добиваются в масонстве своих личных целей: мундиров, крестов, связей в обществе. Он подозревал, что русское масонство пошло не по тому пути, и отправляется за границу. А когда вернулся и предложил братьям свою программу понял, что она не будет принята.)
Учитель: Толстой привёл своего героя в масонство не случайно. Передовые люди этой эпохи искали в масонстве более совершенных норм общественной жизни, пытались создать организованные предпосылки для социальной перестройки общества на разумных началах
Но масонство не оправдало надежд, возлагавшихся на него передовым дворянством.
Другой шаг, предпринятый Пьером почти одновременно со вступлением в масонский орден, – попытка «совершенного освобождения» крестьян его имений от крепостной зависимости. Однако эта попытка не только не увенчалась успехом, но и обнаружила полную несостоятельность Пьера в практических делах.
Толстой оставляет героя накануне событий 1812 года в том же тупике неразрешённых вопросов, как и в момент его разрыва с женой.
Весь путь, проделанный им самостоятельно в течение этих лет (1805-1812), не приводил ни к чему.
Но это не значит, что проблема жизни Пьера Безухова была вообще неразрешима. Возрождение героя было возможно, но не на пути личного самосовершенствования и либеральной деятельности…
1812 год. Бородино в жизни Пьера.
– Разговор с князем Андреем накануне Бородинского сражения.
– Сражение (фрагмент видеофильма. Диск).
Беседа по вопросам:
– Что происходит в душе Пьера по дороге на Бородинское поле?
– Почему день накануне Бородинской битвы Толстой показал глазами Пьера?
– Что такое, по Толстому, чувство патриотизма?
– О чём говорят Пьер и князь Андрей накануне Бородинского боя?
– Почему объяснения Болконского были так важны для Пьера?
– Что наблюдает Пьер на батарее Раевского?
– Почему Бородинское сражение дано в восприятии Пьера Безухова?
– Какие поступки собирался совершить Пьер оставаясь в Москве, и какие совершил?
– Почему поступки Пьера в осаждённой Москве рисуются в нелепом и смешном виде?
Вывод: Важным этапом на пути исканий Пьера является посещение им Бородинского поля в момент знаменитого сражения. Он понял здесь, что историю творит самая могущественная сила в мире – народ. Безухов одобрительно воспринимает мудрые слова неизвестного солдата: « Всем народом навалиться хотят, одно слово- Москва. Один конец сделать хотят».
Пьер теперь не просто наблюдает за происходящим, а размышляет, анализирует.
Под влиянием людей из народа решает участвовать в защите Москвы.
– Новым этапом исканий Пьера стало пребывание во французском плену, куда он попадает после драки с французскими солдатами., где он встречается с Платоном Каратаевым.
Беседа по вопросам.
– Почему Пьер оказался в плену?
– Почему после расстрела русских пленных у Пьера разрушилась вера в «благоустройство мира, и в человеческую, в свою душу»?
– Кто такой Платон Каратаев (сообщение уч-ся)
– Чем важна для Пьера встреча с Платоном Каратаевым?
– В чём Платон Каратаев видел смысл человеческой жизни?
– Может ли Каратаев стать народным вожаком?
– Почему Пьер говорит, что трудное время плена было для него самым счастливым?
– Что принимает и что не принимает Пьер в Каратаеве?
Вывод: Встреча с Каратаевым в плену позволила Пьеру обрести душевное равновесие. Тесное сближение с народом после освобождения из плена приводит Пьера к декабризму.
Платон Каратаев – воплощение «всего русского, доброго, круглого»: незыблемая вера в жизнь. Любовь к труду. Бескорыстная любовь ко всем людям. Терпение и служение. Смысл жизни в любовном единении людей. Жизнь отдельного человека – частица целого.
Пьер возрождается духовно. Он постигает истину: счастье заключено в самом человеке, надо любить жизнь. Смысл и назначение каждого человека в том, чтобы быть частью и отражением всего мира.
Эпилог.
Пьер после долгих и трудных поисков нашёл счастье в слиянии общественной деятельности и счастливой семейной жизни.
Главная мудрость, к которой он пришёл: «…ежели люди порочные связаны между собою и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь как просто».
Счастливый муж и отец. Человек, высказывающийся в споре с Николаем Ростовым убеждения, которые позволяют видеть в нём будущего декабриста.
– В чём смысл спора Пьера с Николаем Ростовым?
– Почему Пьер считает, что Каратаев не одобрил бы его?
Домашнее задание: Два полководца в романе « Война и мир». Кутузов и Наполеон. (т.3, ч.2, гл. 33 -38).