Цели.
- Показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе.
- Пробудить желание студентов философствовать на тему любви, учиться отстаивать свое мнение, приводя веские аргументы из текста и из жизни.
- Развивать навыки аналитико-исследовательской работы по тексту в единстве формы и содержания; культуру связной устной речи; навыки выразительного чтения; мышление.
- Создать условия для выражения эмоционально-личностных оценок поступков и судеб героев, формируя ценностное отношение к поставленной проблеме.
Оборудование. Портрет А.И.Куприна. Грамзапись Второй сонаты Л.В.Бетховена
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и цели урока
II. Вступительное слово учителя
«Что такое любовь? На протяжении веков ответ на этот вопрос искали и до сих пор продолжают искать философы, художники, композиторы, писатели, поэты и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви еще в ХVII веке известный драматург Ж.-Б.Мольер:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил…
Сам же Куприн говорил о любви: это чувство,
«которое до сих пор еще не нашло себе
истолкователя».
Вы видите высказывания о любви поэтов и
писателей разных времен. (Чтение студентами)
III. Запись эпиграфов
Словно солнце горит, не сгорая, любовь.
Словно птица небесного рая – любовь.
Но еще не любовь – соловьиные стоны,
Не стонать, от любви умирая, – любовь!Омар Хайям
Любовь – это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте.., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви.
А.И.Куприн. Письмо Ф.Д.Батюшкову (1906 г.)
Нет на земле любви, не знающей страданий,
Нет на земле любви, чтоб мук не принесла,
Нет на земле любви, чтоб скорбью не жила…
Луи Арагон, французский поэт
IV. Повторение изученного
1. Прочитайте, пожалуйста, любимые ваши стихотворения-размышления о любви.
Чтение студентами стихов Р.Рождественского, Ф.Тютчева, Н.Некрасова, Т.Снежиной и др. наизусть на фоне мелодии Второй сонаты Бетховена.
Чтение ассистентом стиха Николая Ленау, австрийского поэта первой половины ХIХ века: «Молчать и гибнуть…»
Учитель: «Молчать и гибнуть» – вот духовный обет влюбленного телеграфиста. Но все-таки он нарушает его, напоминая о себе своей единственной и недоступной Мадонне. Это поддерживает в его душе надежду, дает ему силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей, которую он готов унести с собой в потусторонний мир. Смерть не страшит героя. Любовь сильнее смерти. Именно такое чувство, не сметающее на своем пути все понятия о нравственности, не опьяняющее силой страсти, а созидающее, преобразующее душу человека описывает Куприн в «Гранатовом браслете». Именно такая любовь «движет солнце и светила».
2. Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» – чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?
Рассказ ассистента о факте из семейной хроники князей Туган-Барановских из воспоминаний Л.Любимова.
3. Как художественно преобразил Куприн реальную историю, услышанную им в семье высокопоставленного чиновника Любимова? (гл. VI, конец).
4. Так что же все-таки любовь? Как она изображена в произведениях Куприна?
Проверка домашнего задания. Чтение студентами эссе «Любовь в творчестве Куприна». (По произведениям «Поединок», «Суламифь», «Олеся», «Гранатовый браслет»).
V. Аналитико-исследовательская работа по тексту
1. Писатель рассматривает любовь как глубокое нравственно-психологическое чувство. Давайте вместе попробуем еще раз найти в тексте рассказа слова, выражающие взгляды Куприна на любовь. Как развивается тема любви в «Гранатовом браслете»?
– Чувство любви пародируется. Муж Веры смеется
над незнакомым ему Желтковым, показывая гостям
юмористический альбом с письмом телеграфиста
(гл. VI, стр.294–295).
– Рассказ Аносова о своей истории любви,
запомнившейся ему навсегда (гл. VII, стр.298–299).
– … «Не вижу настоящей любви. Да и в мое время не
видел!» – говорит генерал. Найдите примеры
обыкновенных пошлых союзов людей, заключенных по
тому или иному расчету. «А где же любовь-то»?
(гл.VIII, стр.300–301).
– «Любовь должна быть трагедией. Величайшей
тайной в мире…» Две притчи – о том, что есть не
любовь, а «так… какая-то кислятина…» (гл.VIII,
стр.302–304).
– В чем смысл историй о любви, рассказанных
генералом Аносовым? В чем причины несчастья во
всех 3-х вставных новеллах? (Для чувства любви
необходимо не меньше сил и духовного
дерзновения, чем для подвига. Человек должен быть
достоин любви, а не унижать её.)
– «Что это за история с телеграфистом?» –
спросил Верочку Аносов.
Пересказ (гл.VIII, стр. 305).
– Найдите слова, где генерал почувствовал истиность любви Желткова (гл.VIII, стр.305–306)
2. Как изображается автором Желтков и его любовь?
– Прочитайте письмо Желткова к Вере. Что мы
узнаем о молодом человеке из этого письма? (гл.V,
стр.290, конец). На основании прочитанного дайте
герою свою характеристику.
– Что значит гранатовый браслет для самого
Желткова? (гл.V, стр.290).
– Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую
ценную для него вещь? Каково символическое
звучание этой детали? (Это символ его
безнадежной восторженной, бескорыстной,
благоговейной любви.)
– А что он значит для Веры? Что видит она в
браслете? Что чувствует?
– Как меняется Желтков за 7 лет «безнадежной и
вежливой любви»? Расскажите о «трех шагах»
Желткова в последней попытке объясниться с
Шеиным (гл. Х, стр.312), с Верой (гл. ХI, стр.315–316) и
наконец, со всем миром. (Объяснением со всем
миром и со всеми, кто может слышать, является
бетховенская соната №2 – о жизни, о смерти и о
любви) (гл. ХII, стр.319)
3. Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос (гл. ХI, стр.316) (гл. Х, стр.313)
4. Почему автор дал главному герою имя Георгий? (Имя Георгий означает – победоносец.)
5. Прощание Веры с умершим Желтковым (гл. ХII):
– Как изображен мертвый Желтков? (с.318)
– Как вы думаете, почему Вера заплакала? Что
стало причиной ее слез – «впечатление смерти»
или что-то другое? (гл. ХII, с.318–319)
– А может быть, в её душе хоть на мгновение
пробудилось ответное чувство?
– Каким настроением проникнут финал рассказа? (Финал
рассказа элегический, проникнутый чувством
светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но
пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей
открылась та самая любовь, что бывает раз в
тысячу лет.)
6. Вторая соната Бетховена. Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII, стр.319) (В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.)
7. Подумаем над словами Куприна из письма к Ф.Д. Батюшкову (1906 г.) (Обращение к эпиграфу), слушая сонату Бетховена.
8. Звучит мелодия Второй сонаты Бетховена.
9. Чтение наизусть «молитвы» «Да святится имя Твое» (гл. ХIII, стр.320) на фоне мелодии.
VI. Обобщение изученного
1. В чем, на ваш взгляд, состоит сила любви?
2. Есть ли связь «Гранатового браслета» с ранее изученными произведениями Куприна «Олеся» и «Суламифь»?
3. Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще?
Студенты приводят примеры из жизни (с опорой на средства массовой информации).
4. Обобщение учителя.
Неисповедимы дороги любви, но есть в них
некоторая закономерность: каждый человек
проходит «испытание любовью», но не каждый его
выдерживает.
Теперь, как и тогда, в веке минувшем, уживаются в
одном мире подлинные человеческие ценности и
цинизм, душевная опустошенность, холодный
расчёт, убивающий душу прагматизм.
Любовь, обнаруживающая себя в трепете первого
чувства, теплоте и нежности, способности жалеть,
прощать, защищать и спасать – не партнерство (как
внушают нам СМИ), а прежде всего глубокая связь,
духовное единение.
VII. Итог урока
1. Выставление отметок.
2. Домашнее задание.
– Подготовится к сочинению. Темы:
1. Мои мысли о прочитанном в рассказе А.И.Куприна
«Гранатовый браслет».
2. « …что это было: любовь или сумасшествие?» (По
рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет».)
3. Мой Куприн.
Литература
1. Вахненко Е.Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» //Литература в школе. – 1995.– № 1.– с .37.
2. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Повести и рассказы – М.: Художественная литература, 1984. – с.335 (Классики и современники).
3. Куприн А.И. Повести и рассказы – М.: Олимп; Издательство АСТ, 1997.– с.688 (Статьи: Крутикова Л.В., Куприн А.И.; Паустовский К.Г. Поток жизни. Заметки о прозе).
4. Куприна К.А. Куприн – мой отец. – М., 1971.
5. Любимов Л.Н. На чужбине. – М., 1963.
6. Макарова С.А. Изучение рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет» // Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 22–27.
7. Марценюк С.Ф. «Да святится имя Твое». // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР. – 1990. – № 9 – с. 56–57.
8. Петрова Т.А. Рождение урока. //Литература в школе. – 1998.– № 3. – с.135.
9. Рассказова Л.В. Смысловая и композиционная роль сонаты Бетховена в рассказе А.И.Куприна «Гранатовый браслет» //Литература в школе. – 2007. – № 7.– с. 8–11.
10. Шапошников В.Н. От «серебряного века» до наших дней. Очерки русской литературы ХХ века. – Новосибирск: СО «ДЛ», – с.304
11. Шеханова Т. «Гранатовый браслет» в вопросах и ответах. //Литература. – 2007. – № 5. – с. 22–23.