Конспект урока "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П. Чехова как пример работы с цветом на уроках литературы

Разделы: Литература


Не секрет, что сегодня литература, даже если речь идет о художественных произведениях, ставших явлениями в мировой культуре, не воспринимается большей частью молодых людей как “сознание народа, плод и цвет его духовной жизни”. Этому есть немало причин. Одна из них в том, что читающий не находит на страницах классиков “личностных смыслов”, содержание книги воспринимается отстраненно, не вызывает эмоционального отклика, движения души и мысли. Учащийся отвлекается от темы урока, задумывается о чем-то своем и непроизвольно начинает водить ручкой по бумаге, иногда парте, возникают какие-то образы, символы. Эту особенность используют психологи, применяя графические, цвето-рисуночные тесты для диагностики эмоционального состояния, личностных особенностей. Рисование, работа с красками применяются в арт-терапии и позволяют преодолеть контроль сознания, отказаться от стереотипов, переосмыслить ситуацию, осознать по-новому себя и свою жизнь.

Экспериментирование с цветом на уроках литературы, поиски нужного оттенка для передачи состояния героя, темы произведения, своего настроения позволяют:

  • более глубоко прочувствовать повествование, дают возможность выйти на личностный уровень, “присоединить” учащихся к эмоциональному фону урока;
  • разнообразить учебные приемы, внести элемент новизны, а значит пробудить интерес-двигатель познавательной активности;
  • создавать на уроке не только звуковые, но и зрительные образы, видимые, в прямом смысле, итоги урока, включать учащегося в творческую деятельность по их созданию. Это не иллюстрации художественного произведения в традиционном смысле, а иллюстрации внутреннего состояния, ощущений читающего в виде цветовых полос, пятен, конкретных образов, сюжетных рисунков, которые позволяют не только диагностировать эффективность урока для каждого учащегося, но и выйти на личностный уровень осознания и самопознания;
  • учитывать такие особенности мышления большей части учащихся НПО как его предметно-деятельностный характер, направленность на практический результат; приоритет действия над размышлением, трудность восприятия абстрактных умозаключений;
  • способствовать обогащению эмоционально-чувственной сферы подростков;
  • актуализировать процессы самопознания и самосознания учащихся, когда литература становится сознанием, а не нагромождением фактов, образов, художественных средств.

Некоторые темы позволяют использовать цвет не только как вспомогательное средство, но и как основу урока, с помощью которого достигается его цели. Так, предлагаемый конспект урока-размышления “Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова “Ионыч” строится на основе комментированного чтения и ассоциативного рисования.

Цели:

1. Изучение рассказа А.П.Чехова “Ионыч”, духовной эволюции главного героя.
2. Развитие умения анализа художественного текста, понимания значения художественной детали.
3. Воспитание ответственности за собственную жизнь, осознание истинных жизненных ценностей.

Тип урока: урок-размышление.

Вид урока: комментированное чтение с ассоциативным рисованием.

Межпредметные связи: эстетика, тема: “Живопись”; дизайн, тема: “Цветовая теория”.

Оформление, оборудование:

1. Портрет А.П.Чехова.

2. Эпиграф урока:

Не успокаивайтесь,
не давайте усыплять себя!
Пока молоды, сильны, бодры
не уставайте делать добро.

А.П.Чехов
Рассказ “Крыжовник”

3. Демонстрационная книжка-раскладушка для опорных конспектов.

4. Репродукция картины И.И.Левитана “Осенний день. Сокольники”.

5. Акварельные краски, чистые листы.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя (введение в тему).

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П.Чехова, писателя, которому принадлежит фраза “Краткость – сестра таланта”. Чехов, опираясь на традиции классической русской литературы, создал “повествование с опущенными звеньями”, путь от художественной детали к обобщенному образу в его книгах необычайно короток. Например, драму крестьянского существования в повести “Мужики” он передает, замечая, что в доме Чикельдеевых жила кошка, глухая от побоев.

“Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам”, – писал Чехов.

Поблагодарим писателя за доверие к нам и постараемся оправдать его, внимательно вглядываясь в чеховские детали, вдумываясь в них, пытаясь понять то, о чем не говорит, а лишь намекает нам автор. Тема сегодняшнего урока: "Путь духовной эволюции главного героя рассказа А.П.Чехова “Ионыч”.

В словаре С.И.Ожегова слово “эволюция” определяется как развитие, процесс постепенного, непрерывного изменения кого-либо или чего-либо, подготавливающий качественные изменения.

Попытаемся проследить путь постепенного, непрерывного духовного изменения Дмитрия Ионыча Старцева, понять к каким качественным изменениям он привел, что приобрел и потерял главный герой рассказа на этом пути.

Для более полного понимания чеховского подтекста обратимся к краскам. Друг А.П.Чехова И.И.Левитан, напутствуя юных художников, говорил: “Старайся передать то, что чувствуешь, то настроение, которое создается у тебя при виде той или иной картины”. (Обращение к репродукции картины “Осенний день. Сокольники”, ее настроение, атмосфера).

Живопись Левитана – это живопись настроения. А П.П.Чистяков словно вторит Левитану: “Живопись цвета – дело душевное, дело чувства…”.

Прислушаемся к совету художников и попытаемся почувствовать настроение, внутреннюю жизнь рассказа Чехова, его героев и передать это настроение с помощью красок.

Итак, А.П.Чехов, рассказ “Ионыч”, 1898 год, город С…

II. Комментированное чтение глав рассказа и ассоциативное рисование.

После комментированного чтения каждой главы учащиеся составляют опорные конспекты. Из текста выписываются слова и словосочетания, характеризующие настроения, ощущения Ионыча (возможно проведение этого этапа в форме групповой работы по 4-5 человек). Предложенные варианты обсуждаются, вырабатывается итоговый конспект, который вносится на страницу книжки-раскладушки. Затем индивидуально учащиеся подбирают подходящий, по их мнению, цвет или цветовое сочетание, соответствующее состоянию героя. (Работа более эффективна при использовании музыкального сопровождения).

Например:

 

Опорный конспект

Цветовое сочетание

I глава

-Приятно,
-удобно,
-не чувствует усталости,
-смеется, напевает,
-“хорошие, покойные мысли”,
-“недурственно”.
Обычно подбираются спокойные, ясные, пастельные тона.

II глава

-Волнуется,
-страдает,
-мучается,
-“пьянит надежда”,
-восхищается,
-ждет любви,
-ужасается,
-“Ох, не надо бы полнеть”.
Сильные, контрастные, яркие сочетания.

 

III глава.

Противоречивые состояния и мысли героя встречаем в третьей главе. Здесь и “радостное мучительное чувство”, и стыд, и раздражение (“хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона”), и расчетливость (“приданого дадут должно быть немало”), и равнодушие (“сколько хлопот, однако”). И в рисунках рябят цветовая гамма меняется, становиться более контрастной, появляются белые пятна, темные штрихи.

-Ошеломлен,
-испытывает радостное, мучительное чувство,
-“перестало беспокойно биться сердце”,
-жаль любви,
-стыдно,
-успокоился.
Более контрастная, разноречивая цветовая гамма, появляются темные штрихи, белые пятна.

IV глава

-Спешно принимает больных,
-ни с кем не сходится,
-хочет говорить, жаловаться,
-“огонек в душе погас”,
-раздражается,
-“старимся, полнеем, опускаемся”
-“А хорошо, что я тогда не женился”.
Палитра все более темнеет, преобладают безрадостные краски.

V глава

-Пополнел, ожирел,
-“живется ему скучно”,
-“ничто его не интересует”,
-“жадность одолела”.
Светлые тона исчезают, мрачная, темная палитра

III. Мысли по поводу…

Анализ опорных конспектов и изменения цветовой палитры проводится в форме беседы по следующим вопросам:

Что произошло? Кто виноват? О чем рассказ А.П.Чехова?

Ответы учащихся обобщаются и появляются следующая запись в опорном конспекте:

Город С Ионыч
-скука,
-однообразие жизни,
-злое невежество,
-равнодушие,
-удовлетворенность “усеченным” существованием.
-стремление к покою,
-жажда наживы,
-лень души,
-отсутствие светлых идеалов.

Личностные качества героя, усугубленные бездуховной атмосферой города С, отсутствие высоких целей привели к деградации человеческой души. (Работа со словарем над понятием “деградация”) Перед каждым учащимся к концу урока оказывается символическая цветовая дорога жизни Ионыча, путь его духовной эволюции. И отвлеченное понятие “деградация” становится наглядным, почти осязаемым.

IV. Дорога собственной жизни
(осознание истинных ценностей, ответственности за собственную жизнь)

Постепенно приходим к мысли об ответственности за собственную жизнь, о необходимости труда души. Вновь обращаемся к словам А.П.Чехова, вынесенным в эпиграф урока, зачитывается отрывок из сочинения одного из выпускников:

“Чтобы вырастить даже самый обычный цветок, нужно приложить немало труда: выбрать наиболее соответствующее место, подготовить почву, внести подкормку, вовремя полить и прополоть. Тогда природа раскроет удивительный, радующий глаз и сердце бутон. Но если семена даже самых роскошных цветов бросить в неподготовленную землю, забыть о них, то они либо погибнут, либо будут хилыми, болезненными, выросшими на муку среди сорняков. Так и душа человека требует неустанной заботы, нельзя давать разрастаться плесени самодовольства, грубости, лени; как живая вода необходима душе красота, доброе дело…”

Затем учащимся предлагается подумать о собственной жизни, спроектировать в цвете свое будущее. Никто из них не хочет повторить путь героя рассказа, чаще всего подбираются ясные, жизнеутверждающие краски. Материальное благополучие не кажется уже столь привлекательным как прежде. Оказывается гораздо важнее любовь, дружба, высокая цель в жизни. По-новому осознаются слова А.П.Чехова: “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он смог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа”.

Так книга, написанная в 1898 году, становится важным этапом в расстановке приоритетов, осознании жизни подростками начала XXI века.