Тема: А.А.Фет. Поэт - музыкант. Поэт - художник.
Цели урока:
1. Формировать понятие о художественном методе поэта, его импрессионистическом видении мира;
2. Учить выявлять общие черты импрессионизма в произведениях живописи, музыки, литературы.
3. Развивать навыки стилистического анализа текста.
4. Воспитывать «чувство поэзии», восприятие и постижение прекрасного.
Оборудование:
- портрет А.А.Фета
- репродукции картин художников - импрессионистов;
- грамзаписи музыкальных произведений:
- « Слезы морские» Аренского (на стихи А.Фета);
- « К Элизе» Бетховена,
- К.Дебюсси « Образы» (« Отражение в воде»);
- рисунки учащихся к стихотворению «Над озером лебедь в тростник протянул…»
- плакат « Импрессионизм» (отличительные признаки).
Подготовка к уроку
- Выучить наизусть стихотворения «Шепот, робкое дыхание», «Сияла ночь…», «Над озером лебедь в тростник протянул…»
- Сделать иллюстрации к стихотворению «Над озером лебедь в тростник протянул…», «Шепот робкое дыханье…»
- Индивидуальное задание «Импрессионизм как направление в искусстве».
Ход урока
Как беден наш язык! – Хочу и не могу. –
Не передать того ни другу, ни врагу,
Что буйствует в груди прозрачною волною…»
(Слово учителя. Внимание на портрет!)
С портрета на вас смотрит суровый бородатый человек. Взгляд его строг, может показаться, даже самоуверен. Кто он? Незнающий ответил бы, судья, профессор-медик, а, может, просто управляющий имением. Видно, что это прижимистый, хозяйственный, серьезный человек.
Невозможно себе представить, что за этой непроницаемой внешней оболочкой скрывалось легко ранимое сердце одного из нежных русских лириков, сердце восторженного и доверчивого поэта.
Но Фет не просто поэт, а поэт-музыкант, поэт-художник. Удивительно редкий сплав дарований. Вся его поэзия есть отражение удивительнейшего слияния звука - слова - красок.
Наша задача - выявить это своеобразие фетовских стихов.
(Зачитать и записать эпиграф).
А ведь Фет прав! Мир ощущений, впечатлений, переживаний настолько велик, что порой, кажется, слова теряют вес, значимость.
«Фет лучшие свои минуты выходил из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область…,- заметил Чайковский,- это не просто поэт, а скорее, поэт – музыкант, как бы избегающий даже таких тем, которые поддаются выражению словом». На что Фет ответил: «Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда из определенной области слов тянуло в неопределенную область музыки, в которую уходил, насколько хватало сил моих».
Один из критиков Дружинин сказал: «Мы не знаем стихотворений Фета, составленных немузыкально».
В чем заключается эта «музыкальная» особенность, разберемся на примере стихотворения «Сияла ночь». (Чтение наизусть стихотворения «Сияла ночь».)
Вот история создания этого стихотворения.
Посвящено оно Татьяне Андреевне Кузьминской, знакомой Фета, женщине обаятельной и живой, с красивым голосом, вошедшей в русскую литературу еще и как одним из реальных прототипов толстовской Наташи Ростовой («Война и мир»). В книге воспоминаний осталась запись: «Уже стемнело, и лунный майский свет ложился полосами на полутемную гостиную. Соловьи, как я начинала петь, перекрикивали меня. Первый раз в жизни я испытывала это. Я пела Глинку, «Крошку» Булахова на слова Фета. Фет подошел и попросил повторить. Подали чай, и мы пошли в залу. Эта чудная большая зала с большими открытыми окнами в сад. В зале стоял рояль. Зашел разговор о музыке. Фет сказал, что музыка на него действует так же, как красивая природа, и слова выигрывают в пении.
- Вы пели, слова простые, а вышло сильно.
На утро со словами «Это вам в память вчерашнего эдемского вечера» он подарил мне это стихотворение. Позже на них положена музыка».
(Анализ стихотворения.)
Вы заметили, что это стихотворение начинается как лирическая пьеса: сцена - затемненная гостиная, за ее окнами в лунном сиянии сад. Видим рояль, слышим музыку. Хотя в стихотворении ничего не говорится, мы ее слышим в звукописи.
Фет часто использует древнейший поэтический прием – аллитерацию (повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков).
Сонорные - самые звучные, именно они - [л], [н] - повторяются чаще других согласных. Певучесть тесту придают гласные: [и], [а], [о].
Это ассонанс (симметрический повтор гласных звуков).
Очаровывают внутренние созвучия «ла», «но», «лу», «но», «оло», «ли» - в каждой строке.
Вот как писал о звукописи один из первых символистов Валерий Брюсов: «…вся поэзия - в сочетании слов, в комбинации гласных и согласных, в аллитерациях, внутренних созвучиях и т.д. Только это дает стихам, поэзии ту силу, что она говорит более, чем вообще могут сказать слова. Без этого остается проза, пусть «художественная», но проза. Как говорит Фет:
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак, и венец.
Это правда поэзии особого рода – музыкальной.
Фет очень ценил игру звуков, звуковые повторы, повторы интонационные. Анафора (одинаковое начало строк) употреблена в третьей строфе. Союз «и» не только объединяет синтаксические конструкции в одно целое предложение, но и придает напевность стихотворению. Напряженность растет, о чем свидетельствует следующая анафора - повтор союза «что».
Мы наблюдаем динамику чувств: от конкретного образа женщины и конкретной музыки – к любви к женщине вообще и любви к искусству.
Конец стихотворения - его кульминация.
Действительно, стихи Фета мелодичны, сочиняли мелодии к ним многие композиторы: Чайковский, Танеев, Варламов, Ребиков, Римский - Корсаков, Балакирев, Золотарев, Аренский и другие.
А стихотворение «Слезы людские» было положено на музыку тридцатью тремя композиторами. (Слушаем запись романса «Слезы людские».)
Удивительные стихи у Фета! Когда читаешь, кажется, что слышишь в душе музыкальное сопровождение или сам слагаешь какой-то напев.
Когда читаю стихотворение «Я полон дум…», слышу мелодию Бетховена « К Элизе». Оказалось, что Бетховен - любимый композитор Фета!
(Чтение учителем под музыку Бетховена « К Элизе» стихотворение «Я полон дум…»)
Стихи Фета своеобразны. Зазвучавшие музыкальные образы он воплощает в своеобразную словесную форму. Друзья - критики обвиняли его в «грамматическом неряшестве», что, мол, пишет, нарушая законы грамматики. Были нападки, были и шутки, как у Тургенева, который говорил, что ждет от Фета стихотворения, в «котором окончательный куплет надо будет передавать безмолвным шевелением губ».
Блистательная победа над традиционной грамматикой была одержана в стихотворении «Шепот, робкое дыханье…» (Чтение наизусть.)
Это самое известное фетовское стихотворение, его шедевр.
- О чем стихотворение?
В нем нарисовано ночное свидание. Хоть и нет слова «свидание», но есть ряд ключевых слов, передающих чувства влюбленных. (Обратиться к рисункам учащихся.)
Подчеркнуть ключевые слова как члены предложения. Вывод: нетрадиционность, своеобразие стихотворения заключается в том, что состоит оно из одного предложения, нет ни одного сказуемого.
«Непостижимо непонятный стих…», «до судороги не понимаю»,- так отозвался об этом стихотворении Тургенев.
Ничего конкретного! О чем конкретном можно говорить, на чем можно остановиться, когда задачей поэта было запечатлеть момент тончайшего движения души: влюбленные наедине – замирает от счастья душа и тело, боясь спугнуть таинственность момента,- словами невыразимо то, что чувствуют сердца! Весь мир у ног влюбленных!
Непонимание друзей Фет позднее объяснил расхождением их во взглядах на сущность искусства.
Реалист Тургенев считал, что к оценке поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения «разума». Романтик Фет противопоставлял «разуму» «бессознательный инстинкт (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты».
Поэтическая манера стихотворения «Шепот, робкое дыханье...» импрессионистская! Вот что не принял Тургенев.
Что такое «импрессионизм? (Индивидуальное задание – сообщение учащихся о его возникновении.)
Все началось в 60-е годы XIX века в Париже. В Салоне (знаменитой выставке) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, а французская пресса – «бандой сумасшедших»: Клода Моне, Эдуарда Моне, Эдгара Дега, Огюста енуара. (Демонстрация слайдов: И.Грабарь «Февральская лазурь», К.Моне «Впечатление. Восход солнца» (1872), Э.Дега «Голубые танцовщицы» под музыку К.Дебюсси «Облака».)
Живопись, поэтическое слово, музыка и природа. «Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Только музыканты обладают преимуществом уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба, воссоздать их атмосферу и ритмически передать их необъятную пульсацию»,- эти слова принадлежат композитору, музыка которого звучит на уроке. Его считают основным представителем импрессионизма в музыке. Это француз Клод Дебюсси. Красочность текуче-подвижных моментов, любовь к пейзажу, воздушная тревожность пространства – вот черты импрессионизма в музыке Дебюсси. Свои музыкальные пьесы он называет «Облака», «Снег идет», «Отражения в воде».
Кажущаяся неуравновешенность, неожиданные ракурсы, раздельные мазки, наложенные на холст, создавали беспримерно трепетную, светлую, воздушную живопись, передающую динамику и сложность современного городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.
Долго не приходило название новому направлению, работы критика называла «мазней». Но вот в Салоне была показана работа К.Моне «Впечатление. Восход солнца», и всем вдруг стало понятно, что в своих работах эти художники передают впечатления от жизни. От французского слова «impression» - «впечатление» и пошло название направления в искусстве XIX века – первой половины ХХ века – «импрессионизм».
(Обратить внимание учащихся на таблицу «Импрессионизм (характерные особенности)». Запись признаков в рабочую тетрадь.)
Импрессионизм (характерные особенности)
1 |
- фиксация момента, впечатления от увиденного |
2 |
- необычная композиция, расположение фигур |
3 |
- нечеткие, «размытые» линии |
4 |
- внесли пленэр, т.е. воздух, прозрачность, легкость |
5 |
- чистые, яркие цвета |
6 |
- запечатлена вибрация воздуха и света |
Отметить признаки, указанные в таблицы, в картинах «Февральская лазурь» и «Мартовский снег» И.Грабаря.
- Что изобразил художник? Об истории создания картины он писал: «Настали чудесные солнечные февральские дни. Утром, как всегда, я вышел побродить вокруг усадьбы и понаблюдать. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу». Художник запечатлел праздник в природе.
- Можно ли сказать, что на картине «Мартовский снег» есть предмет изображения? Нет. Художника привлекло состояние снега. Не подгоняя тона, он мазками густыми наложил на холст краски.
Импрессионизм широко распространился в мировом искусстве: в живописи, музыке (представитель К.Дебюсси, музыку которого сегодня вы слушали), в литературе. Среди русских художников можно назвать и Игоря Грабаря, и Константина Коровина. Черты импрессионизма встречаются в работах В.Серова, И.Левитана и др.
Импрессионизм не сложился в литературе в направление, о нем можно говорить как о явлении, стиле того или иного писателя, поэта. Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Он первым уловил это новое веяние жизни и в своих стихах предвосхитил ХХ век, начав удивительную игру со словом, которой еще не знала поэзия.
Итак, первая особенность, которая роднит импрессионизм в живописи и лирику Фета,- стремление зафиксировать впечатление от мгновения, «трепет жизни».
Вторая особенность – предмет изображения. Как и в живописи, импрессионизм в поэзии – это отражение предметов не в целостности, а будто бы в случайных снимках памяти. Перед читателем проходят отдельные обрывки события, но вместе взятые эти отрывки образуют неожиданную цельную, психологически достоверную картину. Получается, примерно, так, как сказал Л.Н. Толстой: «Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками, и никакого, как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдешь на некоторое расстояние, посмотришь – и, в общем, получается цельное впечатление».
- Можно ли сказать, что стихотворение «Шепот робкое дыханье…» написано «мазками»?
Строится оно на отдельных обрывках события, фиксации окружающих предметов, а получается поэтический рассказ о состоянии влюбленных. Предметы не предметны, есть эскиз, конкретности нет. В поэзии это выражено с помощью особого приема – психологического параллелизма.
Стихотворение не закончено, концовка – кульминация. Стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» положила на музыку Полина Виардо.
Поиск новых способов художественной выразительности – это одна из важных сторон импрессионизма.
Послушайте музыку К.Дебюсси «Отражение в воде» и стихотворение А.Фета «Над озером лебедь в тростник протянул…» (Читает наизусть).
А.Фет внес в поэзию новые находки, свое самоценное слово, «непонятную лирическую дерзость» (Л.Толстой).
(Анализ стихотворения «Над озером лебедь в тростник протянул…» Обратить внимание на рисунки.)
Трудно ли было иллюстрировать данное произведение? Да. Стихотворение отражает динамику в природе, в поведении и состоянии человека. Нет четкости в изображении, необычный ракурс предметов.
- Назовите лексику цветообозначения. («Река, блестя чешуей, бежала змеей золотой», «путь краснел» - краски яркие, чистые, сочные. Цвета красный и золотой передают вечерний колорит.)
Способность передать яркость, красочность природы – это следующая общая черта стихов Фета и полотен импрессионистов.
Художники – импрессионисты чаще изображали день, чтобы показать буйство красочной природы. Фет же чаще изображал сумерки, ночь. Но удивляет то, что у Фета, как и у художников, ночь не темная, тем более не черная (этот цвет Левитан назвал «трупом краски»).
Глагол «краснел» передает вибрацию цвета. Сочетания «Вечерние тени - вечерний мой путь краснел», «Начали звезды мелькать в небесах» отражают игру света и тени. Психологический параллелизм помогает почувствовать состояние двух людей как единое целое: «А мы-мы на лодке сидели…»
Эпитет «чуткий воздух» опять свидетельствует об импрессионистической манере письма, передает вибрацию воздуха. В литературоведении есть термин – фетовский пленэр. Его пейзажи воздушны, в них много света.
Эпитеты «усталая грудь», «покорный руль» можно назвать метафоричными (т.е. построенные на переносном значении слова). Река, по которой плывут двое в лодке, тоже метафора – жизнь «быстро» бегущая. Динамику подчеркивает дважды употребленный безличный глагол «несло». Напряженность стихотворению придает анафора в последней строфе «Не помню». Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает вершины, кульминации.
Подводим итог уроку.
- Что в лирике А.А.Фета позволяет назвать его поэтом – музыкантом? Это, конечно же, удивительная звукопись: аллитерация, ассонанс, внутренние созвучия, анафора.
- Что в лирике А.А.Фета позволяет назвать его стиль импрессионистским видением мира?
Это стремление передать впечатление от мимолетных явлений жизни, показать мир в его подвижности, изменчивости; тождество состояния природы и внутреннего мира человека; способность передать красочную прелесть природы и богатство человеческой души; поиск новых способов поэтической выразительности.
Мир ощущений, впечатлений, переживаний безграничен. Действительно, порой слова молчат, кажутся не такими верными, и то, что порой происходит в душе, в рамках слова вместить невозможно. Так чувствуем мы, а у поэта это чувство еще острее и тоньше:
Как мошки зарею,
Крылатые звуки толпятся;
С любимой мечтою
Не хочется сердцу расстаться.Но цвет вдохновенья
Печален средь буднишних терний;
Былое стремленье
Далеко, как отблеск вечерний.Но память былого
Все крадется в сердце тревожно…
О, если б без слова
Сказаться душой было можно!
Использованная литература
- Благой Д. Мир как красота. О «Вечерних огнях» А.Фета.- М., 1975.
- Маймин Е.А. Афанасий Афанасьевич Фет: Кн.для учащихся.- М.: Просвещение, 1989.- 159с.
- Русская литература XIX века. 10 кл.: Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.2 /Под ред. В.И.Коровина.- М.: Просвещение, 2004.- 319с.
- Фет А.А. Стихотворения. Проза. Письма.- М.: Советская Россия, 1988.