Конспект открытого урока по теме «Философская новелла А.П. Чехова "Студент"»

Разделы: Литература


Цели:

  • Совершенствование навыков анализов художественного текста (показать ребятам те элементарные приемы, которыми они могут пользоваться при анализе художественного текста, формировать умение видеть деталь в художественном тексте, связать ее с авторской мыслью).
  • Пробуждение творческого потенциала учащихся (через побуждение их к размышлениям, осмыслению прочитанного, обмену мнениями). В конце урока - проведение творческой работы, отражающей степень осмысления художественного текста.
  • Расширение представлений учащихся о А.П. Чехове - художнике, философе, развитие потребности в чтении, воспитание чувства сопереживания, духовной культуры.

Оборудование: медиопрезентация (портрет А.П. Чехова, картины художников-авангардистов, эпиграфы, определения, таблицы) <Приложение 1>.

Ход урока

I. Организация внимания  
Запись числа, темы.

Мы продолжаем работу над небольшой новеллой А.П. Чехова "Студент". Дома вы ознакомились со статьей А.Михеева <Приложение 2> и размышляли о прочитанном по предложенным вопросам и заданиям <Приложение 3>.

На слайде - портрет А.П. Чехова.
Выберите и запишите эпиграф урока из числа предложенных (на экране):

(запись эпиграфа)

На слайде даны эпиграфы к уроку
Цель урока:  
Сегодня мы говорим о философской новелле А.П.Чехова "Студент". К философскому аспекту произведений мы обращались, когда изучали произведения Тургенева И.С., Достоевского Ф.М., Толстого Л.Н. Попробуем раскрыть смысл этой небольшой новеллы. Обратимся к определению жанра. На слайде дано определение новеллы
Никто ни до Чехова, ни после него не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческую жизнь. Л.Толстой считал, что Чехов в создании короткой новеллы превзошел Мопассана.  
Приглашаю Вас к открытому обсуждению, свободному обмену мнениями о прочитанной новелле, и пусть девизом нашего сегодняшнего разговора станут слова В.Г.Белинского: "Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Нельзя заставить всех думать одинаково".  
II. Подготовка к усвоению новых знаний  
Работа с иллюстрациями.  
Посмотрите на репродукцию картины "Дерево". Автор картины - художник - авангардист И.Ганиковский (конец 80-х годов нашего века). Попробуйте выразить философскую концепцию автора. Как вы воспринимаете эту картину? Попробуйте охарактеризовать репродукцию одной фразой, что приходит на ум? На слайде - репродукция картины И.Ганиковского "Дерево", 1988г.
(Цветовая гамма - темная, черная, мрачная. Приличный хаос, красивое месиво, изображение целого мира, через нагромождение стволов и веток. Мир, в котором все дополняет друг друга.

Мир - хаос и он разнообразен и един; и все в нем, и плохое и хорошее, и жизнь и смерть, взаимосвязано. Зеленый листочек справа - символ зарождения новой жизни, надежды на возрождение, зерно новой жизни.)

Перед вами репродукция картины Е.Горчаковой "Ангел пересек мою душу", 1989г.

Каков философский смысл этой картины? Загляните в свою душу. В каких цветах написана картина?

На слайде - репродукция картины Е.Горчаковой "Ангел пересек мою душу", 1989г.
(Цветовая гамма - теплая, жизнерадостная. Прекрасное в наших душах - это что-то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений. Но прекрасное - это и сама жизнь, её истинная сущность, без постижения которой человек нравственно гибнет. Встреча с ангелом наполняет душу прекрасными, возвышенными чувствами.)
Определите идею автора, философский аспект картины Е.Келлер "Поцелуй Иуды", 1989 г. На слайде - репродукция картины Е.Келлер "Поцелуй Иуды", 1989 г.
(Цветовая гамма холодная; зеленый - ядовитый. Идея предательства - укус змеи, предательство строится на расчете, отсюда цифры на картине, предательство превращает человека в нуль. Бесцветный предатель (змея - белого цвета, т.е. никакая) - его трудно выделить в толпе, он безликий, он трудно узнаваем. Предательство бывает добровольное (Иуда) и невольное (от слабости человеческой); обыкновенный человек считает себя достаточно сильным для того, чтобы жить честно, достойно; ни какая корысть не может быть истинным и достаточным мотивом для предательства; оно, предательство, от сатаны; фон - черный, ибо с молчаливого согласия окружающих, от их равнодушия совершаются все предательства).
Работа с философскими понятиями.  
Определите основные понятия, без которых выстроить философскую концепцию нельзя?  
Самое главное, интересное и важное для человека в этой жизни что или кто? (он сам - человек). Где живет человек в мире? (вселенная, земля, дом). Как он взаимодействует с миром? (через чувства, сознание, мироощущение).  
Человек - мир - вселенная - мироощущение. На слайде дана философская концепция
Значит, прежде всего мы, выстраивая философскую концепцию, говорим о взаимоотношениях личности (человека) и мира. Эта та сторона духовной жизни, которая волнует каждого.
Чем воспользовались художники, чтобы донести до нас смысл своих картин?  
(краски, цвет, сочетание цветов, контраст; композиция - расположение объектов, фигур; содержание - то, что изображено)  
Все это особые средства, которые помогают нам осмыслить увиденную картину. Эти средства есть в распоряжении не только у художника, но и у писателя. Сегодня мы будем размышлять о проблеме взаимоотношения человека и окружающего мира, как они связанны между собой, о духовной жизни героев. Обратимся к рассказу А.П.Чехова.  
III. Беседа на выявление восприятия  
Чехов больше всех своих рассказов любил "Студента", а героя - студента - больше всех своих героев. Чехов считал этот рассказ "своей лучшей и самой отделанной вещью". Какие проблемы легли в основу данной новеллы? (раздумье о смысле жизни, взаимосвязи прошлого и настоящего, о назначении человека, о преемственности духовных ценностей, о многообразных связях человека с окружающим миром) Проследим, какими же средствами пользуется Чехов, чтобы лучше передать нам смысл рассказа. Взаимосвязь событий в художественном произведении, каким литературным понятием определяется? (Сюжет) На слайде дано определение темы

На слайде дано определение сюжета

Какие события изображены в рассказе "Студент"? Кто и что является предметом изображения в новелле?  
(Студент духовной академии, сын дьячка, Иван Великопольский возвращается "с тяги домой", на вдовьих огородах замечает огонек костра и, немного погревшись у костра, поговорив с хранительницами огня, отправляется своей дорогой.)  
Что находится в центре внимания автора на протяжении этого маленького рассказа? (чувства, настроение героя, т.е. мироощущение)  
Сочетание безысходности и надежды характерно для многих героев Чехова. Одинаково ли мироощущение героя в начале и в конце рассказа?  
(меняется, причем кардинальным образом)  
Проследим, как и почему оно меняется, обратимся к экспозиции произведения? Какой прием использует автор? Прочитайте пейзажную зарисовку в начале рассказа. Как пейзаж помогает нам понять состояние души героя? Слайд "Прием"
(Чеховский пейзаж неоднороден, налицо столкновение двух стихий, двух начал Добра и Зла)  
Дома вы проследили за этими природными стихиями. Что у вас получилось? (ответы детей, далее на экране - таблица) Слайд "Силы Добра и Зла"
Что перевешивает на чаше природных весов, добро или зло?
(Силы зла, мрака и холода значительно перевешивают на чаше природных весов)
Когда происходит действие рассказа?  
(Действие происходит в страстную пятницу, накануне великого церковного праздника - Пасхи. В день светлого Христова воскресения силы добра, света, человеколюбия возьмут реванш, а пока ... "Дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха". Кажется, будто стихия зла, предчувствуя близкое поражение, предпринимает последнюю решительную атаку. И далеко не сладко должно быть человеку, попавшему в эту земную круговерть)  
IV. Анализ рассказа  
Какие ощущения испытывает Иван Великопольский, устало бредущий "с тяги домой" и по воле автора оказавшийся на арене борьбы двух стихий? Состояние его души с каким понятием можно соотнести? На слайде даны определения гармонии и дисгармонии.
(Мир природы дисгармоничен, и внутреннее состояние героя также далеко от умиротворенности. Душевное равновесие покинуло героя, ему зябко, неуютно, его охватывает мрачное настроение)
Почему возникла дисгармония в душе героя? На слайде дано определение пессимизма

На слайде - великие деятели русской истории - Рюрик, Иван Грозный.

(Герой размышляет об одиночестве и беззащитности человека перед стихией мрака и холода. Пессимистическое настроение нарастает в душе героя. Это связано с представлением о вселенском миропорядке как победоносном шествии зла. Зло, ему видится, не только лежит в основе общественного устройства, печатью несовершенства отмечен также царственный мир природы: "Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко... До слов: пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше".

"Точно так же в холодную ночь гнулся у костра апостол Петр. Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь..."

Зло, по мысли студента, неискоренимо, оно вечно и вездесуще. И открытие это в буквальном смысле слова леденит душу, сердце героя пуще всякой непогоды.)

В любом произведении герои взаимодействуют друг с другом. Главный и второстепенные герои составляют систему образов произведения. Как происходит их взаимодействие? Слайд "Система образов"
Но вот в океане холодной мглы забрезжил огонек костра, горевшего "жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю".  
Посмотрим согреет ли он душу нашего неприкаянного героя. Подойдем вместе с ним к огню, вглядимся в лица женщин. Что подчеркивает писатель в облике вдовы и ее дочери: сходство или различие? (ответы детей, далее слайд) Слайд "Василиса и Лукерья"
Вывод: внешний облик женщин изображен контрастно.  
Как вы думаете, зачем автор заостряет наше внимание на различиях внешнего облика и интеллектуального уровня этих персонажей?  
(За внешней противопоставленностью прослеживается внутреннее единство образов. Благодаря контрасту внешнего облика острее воспринимается момент их духовного единения)  
Когда, под влиянием чего возникло это духовное единение героинь?  
(Работа с эпизодом, где Иван Великопольский выступает в роли сказителя. Кульминация рассказа. Герои испытывают здесь "момент истины": легенда, ранее много раз слышанная, явилась откровением для всех троих)
Что их сближает?
(Духовное родство, способность сопереживать: Василиса "всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра", выражение у Лукерьи "стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль")
С какой целью Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье легенду об апостоле Петре? Какой смысл он вкладывает в легенду? Обратимся к картине Н.Ге "Тайная вечеря". (Ответ ученика, подготовившего сообщение по картине <Приложение 4>) На слайде репродукция картины Н.Н.Ге "Тайная вечеря", 1863г.
(Существует три точки отсчета: подлость, героизм, норма. Невозможно пасть ниже Иуды (подлость). Невозможно подняться выше Христа (героизм в страдании, бесконечное самопожертвование, окончательная победа над злом путем его искупления). Петр - обыкновенный человек, который не может знать, какие жертвы (плоть, дух, совесть) придется положить на алтарь судьбы, но верит в небессмысленность этих жертв, и вера облегчает его жизнь, его муки, его слезы. Эпизод отречения Петра рассказывается Иваном очень эмоционально, он чувствует какую-то связь между собой и Петром, между той и этой ночью:

неизменность людских несчастий вне зависимости от времени (повторяет сходные синтаксические конструкции: "точно такой же ветер", "точно такая же лютая бедность" "такие же дырявые соломенные крыши", "такая же пустыня кругом").

Прошлое, настоящее, будущее объединены ветром, голодом, страданием. Иван стремится доказать своим собеседницам, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности. Если даже "страстно, без памяти" любящий Иисуса ученик трижды отрекается от своего учителя, значит, утрачены важнейшие общечеловеческие представления о нравственности, без которых человек перестает быть человеком. Вспомним 10 нравственных заповедей. (Ответы учащихся, далее слайд) Слайд "10 заповедей"
Иван изнеможен и замучен тоской и тревогой так же, как Петр.

Иван ищет отклик в душах своих слушательниц, обращается к ним: "если помнишь...", "ты слышала...", "понимаешь ли ..."

Иван трогательно сочувствует Петру.

 
Какова же реакция на рассказанную легенду двух различных во всех отношениях женщин? Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице? Удалось ли передать в рисунке настроение героев? Какое оно? (Ответ ученицы, выполнившей рисунок, анализ сцены духовного единения у костра)

Вывод: Всех героев объединяет необыкновенная чуткость, сострадание, острое восприятие событий далекого прошлого и чувство своей личной сопричастности к ним.

На слайде рисунок ученицы к рассказу.
Каждый прием, герой несут конкретную нагрузку, и сопряжение их раскрывает нам идейно-образный смысл произведения. Слайд "Идейно-образный смысл произведения".
История о том, что имело место несколько веков тому назад, одинаково потрясла этих таких непохожих друг на друга женщин. События далекого прошлого в легенде о Петре, воспринимаются Василисой и Лукерьей как явление сегодняшнего дня. Душевные страдания Петра для них не историческое "далеко", не мифологическое прошлое. Муки Петра тревожат их так же, как заботы сегодняшнего дня. И Петр для них не вымышленный персонаж древней легенды, а живой грешный человек, достойный сострадания. Это тот самый "ближний", которого, по заповеди Христовой, следует "возлюбить как самого себя". Для них это непреложный жизненный принцип. Не мудрствуя лукаво и даже не осознавая в полной мере своей нравственной высоты, они живут в согласии с учением Христа. Исполнение первейших заповедей для них - нечто само собой разумеющееся, ведь они люди, поэтому должны жить и чувствовать по-людски.
(Нет больше безразличности, беспристрастности жизни, которая так угнетала Ивана в начале рассказа. Он осознает себя частью мира, частью истории.

Горькие рыдания Петра заставляют плакать Василису "крупными, изобильными слезами". Это плач не о Петре, не над его грехом. Женщина плачет именно вместе с ним. Такой элемент соучастия в чужой судьбе, сопереживания, сочувствия чужому горю помогает главному герою рассказа нащупать ту животрепещущую нить, которая связует в тугой узел реалии прошлого, настоящего и будущего и позволяет говорить об эстафете добра как магистральной линии общечеловеческого развития. Чтение эпизода от слов: "Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте..." до слов: "дотронулся до одного конца, как дрогнул другой".

 
Как и почему изменилось умонастроение героя?  
Только ощутив себя частью жизни, герой видит жизнь "восхитительной, чудесной и полной высокого смысла", обретает смысл жизни: жизнь - часть той цепи событий, что объединены правдой и красотой. Герой осознает себя частью мира, частью истории, активным создателем жизни, а не её пассивной жертвой. На слайде дано определение оптимизма
(Искра душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя, растопили лед его мучительных сомнений. Мир, казавшийся Ивану Великопольскому безобразным, хаотичным, вновь обретает в его глазах целостность и гармоничность. Нарушившуюся было, по мысли героя, связь времен собирают воедино человеколюбие и сострадание. Любовь к ближнему своему - вот сила, от века "направлявшая человеческую жизнь", составляющая "главное в человеческой жизни и вообще на земле". Радость ощущать себя причастным к цепи событий, которая есть история: "дотронулся до одного конца, как дрогнул второй").  
В чем заключаются особенности композиции данного рассказа? На слайде дано определение композиции
(Композиция рассказа кольцевая. Герой из мрака и отчаянья выходит к костру и от костра уходит снова во мрак. Движение героя в финале произведения - это движение в родную деревню, из пустоты одиночества - к людям, из мрака и холода ночи - навстречу рассвету. Багровая заря, засветившаяся узкой полоской на горизонте символизирует начало нового этапа в жизни студента духовной академии, торжество света над тьмой. Пессимистическое настроение сменяется лучезарными надеждами. Побеждает естественное для 22-х летнего молодого человека "чувство молодости, здоровья, силы ... и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья". Жизнь кажется теперь Ивану Великопольскому "восхитительной, чудесной и полной высокого смысла").
Повествование о Петре органически вплетается в основное действие: в разговоры и душевное состояние героев. Внутри новеллы о студенте самим героем рассказана причта о Петре. Как называется такой композиционный прием? (Это рассказ в рассказе). На слайде дано определение притчи
Что символизирует образ маленького костерка у реки?  
(Образ маленького костерка у реки приобретает в рассказе обобщенно-символическое значение, становясь олицетворением теплоты человеческих душ, связанных общим чувством сопереживания.)  
V. Самостоятельная письменная творческая работа учащихся  
Задание: пропишите в тетради концепцию этого рассказа. О чем хотел поведать миру А.П.Чехов, написав свою маленькую новеллу.  
VI. Чтение творческих работ учащимися вслух и запись на доску наиболее емких высказываний учащихся  
Давайте послушаем друг друга. (<Приложение 5> - выдержки из творческих работ учащихся)  
VII. Итог урока  
Если бы вам пришлось писать небольшой философский рассказ, с чего бы вы начали, что бы вы подобрали в свою мастерскую писателя? Слайд "Мастерская писателя"
Чтобы у вас получился шедевр, с чем надо соединить вашу активность? (с нравственным законом)  
Чехов говорит о необходимости нравственных исканий, духовного самосовершенствования человека. Нравственная идея должна стать близкой разуму и душе человека. Нравственный урок рассказа - в жизни важно умение понять и принять другого, умение сочувствовать, сопереживать, соучаствовать.  
Ведь настоящее искусство, настоящее произведение художественной литературы - это всегда сгусток духовности. Пусть художественный текст - не сама истина, пусть он отблеск её, но отблеск мгновенный, яркий, запоминающийся, который подчас "меняет жизнь, настраивает душу".

И.Эренбург

 
Я думаю, что вы немного изменились к лучшему, осмыслив произведение мастера.  
VIII. Домашнее задание  
Подготовить художественный пересказ рассказа А.П.Чехова "Студент".  

Список литературы:

  1. Звиняцковский В.Я. "Начинаю с Чехова" // Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР" №1, 1990г.
  2. Полоцкая Э.А. "Пути Чеховских героев": Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1983. - 96с., ил.
  3. Харитонова О.Н. "Философская новелла А.П. Чехова "Студент" на уроке литературы в Х классе" // Литература в школе №3. 1993г.