Образовательная область: «Речевое развитие».
Цель: создание условий для развития у детей познавательного интереса через вовлечение в сюжетно-игровую ситуацию.
Образовательные задачи:
- Добиваться хорошего запоминания отрывка из стихотворения И.З.Сурикова «Детство» с опорой на мнемотаблицу.
- Обогащать словарный запас детей по теме «Зима».
Развивающие задачи:
- Способствовать развитию психических процессов: памяти, внимания, наглядно-образного и словесно-логического мышления.
- Развивать связную речь, диалогическую речь, умение обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать умение слушать друг друга, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
Материалы: Ноутбук, проектор, презентация «Зима», магнитофон, аудио запись волшебной музыки. Бумажные изображения смайликов (грустного и веселого), тряпичные снежки, сладкое угощение, модель времен года: дерево.
Предварительная работа: Беседы с детьми о зиме, зимних явлениях, о жизни растений, животных и людей зимой. Чтение стихотворений о зиме, составление рассказа о зиме по мнемодорожкам, составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Ход занятия
1. Вводная часть
В: Здравствуйте, ребята, проходите. Смотрите, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся.
Ребята, что за музыка звучит? Давайте включим свою кнопку воображения (закрываем глаза и нажимаем пальчиком на живот) и подумаем, что мы можем представить под эту музыку?
Музыка заканчивается.
В: Какая музыка звучала? (Ответы детей: хрустальная, волшебная, загадочная).
В: А что вы представили, почему эта музыка вдруг заиграла? (Ответы детей: волшебство какое-то происходит, льдинки играют, Дед Мороз идет, Снегурочка).
В: Ребята, кажется, я поняла, это кто-то знак нам посылает, хочет что-то сказать. Сегодня на телефон мне пришло сообщение с просьбой выйти на видеосвязь. Может, это на самом деле Дед Мороз или Снегурочка? Давайте выйдем на видеосвязь и все узнаем? (Дети соглашаются). Проходите и садитесь на стульчики.
2. Основная часть.
Воспитатель открывает презентацию (2 слайд)
Загадка:
Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня... (дети - зима).
В: Ребята, вы угадали, это Зима. Что же она нам хочет сказать?
Воспитатель открывает 3 слайд презентации.
Ребята, Зима пишет, что музыка волшебная звучала потому, что в нашей группе появились ее подарки для вас. Зима сообщает, что подарки найти поможет ответ на загадку. Но прежде Зима просит нас помочь ей. Ребята, поможем? (Дети: Да).
Этап создания проблемной ситуации
В: Посмотрим, о чем она нас просит. Зима пишет, что в этом году после сестрицы Осени как обычно пришел черед ее и зимних братьев-месяцев.
Воспитатель открывает 4 слайд. Ребята знаете, как их зовут? (Дети: декабрь, январь и февраль.)
Воспитатель открывает 5 слайд: Но тут получила Зима странное письмо. В нем какие-то непонятные картинки с подписью «Зима плохая».
Сестрица Весна сразу захотела вперед Зимы прийти. Говорит Зиме, что ее снег и лед никому не нужны. На письмо странное указывает. А Зима и не знает, что сестрице Весне ответить, ведь письмо с картинками разгадать не может. Ребята, поможем Зиме разгадать картинки и прочитать, что там зашифровано?
Этап решения проблемной ситуации.
Словарная работа
Воспитатель дальше показывает презентацию (мнемокартинки к отрывку из стихотворения И. Сурикова «Детство», 6 слайд).
В: Смотрите, какой-то рисунок. Что на нем изображено?
Д: Дома.
В: А эти дома похожи на те, в которых вы живете?
Д: Нет, мы живем в больших, многоэтажных домах.
В: Мы живем с вами в городе. В городе чаще строят высокие, многоэтажные дома. А где бывают маленькие дома, одноэтажные?
Д: В деревне.
В: А на картинке какие дома?
Д: Маленькие, одноэтажные.
В: Значит, можно сказать, это деревня. А вот и еще один рисунок (открывает следующую картинку в презентации). Что здесь?
Д: Дом деревенский.
В: Третья картинка, посмотрите, что здесь?
Д: Человечек, санки, горка.
В: А что за человечек это может быть?
Д: Папа, мальчик.
В: Да, может быть это мальчик, который написал письмо Зиме? Что делает мальчик?
Д: На санках едет с горки.
В: А горка маленькая или большая? Крутая или пологая?
Д: Горка большая, крутая.
В: Значит, кто-то катится на санках по горе крутой. Что же дальше?
Д: Санки упали, и мальчик тоже с санок упал.
В: Да, санки свернули с горки, и мальчик на бок – хлоп! Ой, а тут что такое непонятное на другой картинке?
Д: Мальчик упал.
В: А куда он упал, как вы думаете? На что похоже?
Д: Сугроб.
В: А что за красная линия с середины горки и до места падения? Что она может обозначать?
Д: Ответы.
В: Наверное, этот мальчик кубарем катился в сугроб. А как вы понимаете катился кубарем?
Д: Ответы.
В: Кубарем – это значит «перевертываясь при движении». Кубарем можно катится вверх или вниз, на гору или под гору?
Д: Сверху вниз, под гору.
В: Да, похоже мальчик кубарем скатился под гору в сугроб. И еще картинка. Что на ней изображено?
Д: Другие человечки стоят. Мальчик лежит.
В: А как вы думаете, что это за человечки могут быть?
Д: Мама, папа, брат, друзья.
В: Наверное, это друзья-мальчишки этого мальчика, с которыми он гуляет. А что они делают?
Д: Смеются.
В: Да, похоже друзья мальчишки смеются. А знаете, как можно сказать по-другому? Громко смеяться – это значит хохотать. Значит друзья-мальчишки весело хохочут. А у мальчика какое настроение?
Д: Грустное, он лежит в сугробе.
В: Да у упавшего мальчика, похоже горе. Еще одна картинка – что тут?
Д: Лицо, руки, снег.
В: Ребята, а что случается, когда снег попадает нам на руки, лицо?
Д: Снег начинает таять.
В: Верно, наши руки и лицо теплые, а снег, попадая на них, начинает таять и прилипать, слипаться. Как вы думаете, что случилось с мальчиком, когда он упал?
Д: Снег прилип к рукам и лицу.
В: Можно сказать, что мальчику все лицо и руки залепил снег. И еще последняя картинка – что здесь, как вы думаете?
Д: Мальчик плачет, грустный.
В: Мальчику немного больно. Ведь снег мог поцарапать лицо, т.к. снежинки состоят из мелких кристалликов льда. Но такое случается, и это не так страшно. Мальчишки веселые, им смешно. Какие зимние забавы вы знаете и сами любите? Почему?
Д: Кататься с горки на санках, кататься на коньках и лыжах, играть в снежки, лепить снежную бабу. Это весело! Это здорово!
В: Да, у мальчика в сугробе горе, а у мальчишек – смех. Так иногда бывает. Вот и все картинки.
Беседа по содержанию картинок (развитие диалогической речи)
В: Ребята, давайте теперь еще раз посмотрим на картинки и попробуем понять, что за история тут зашифрована. Я буду задать вопросы, а вы мне на них отвечайте, только полным ответом.
- Кто главный герой? (Главный герой мальчик)
- Где живет мальчик? (Мальчик живет в деревне)
- Что делает мальчик? (Мальчик катается на санках с горки)
- Что произошло с мальчиком на горке? (Мальчик упал с горки)
- Почему мальчик упал с горки? (Мальчик упал с горки, потому что санки свернули)
- Куда покатился мальчик? (Мальчик покатился под гору в сугроб)
- Какое настроение у мальчика? (У мальчика грустное настроение)
- Почему у мальчика грустное настроение? (У мальчика грустное настроение, потому что его лицо и руки в снегу)
- Кто еще с мальчиком был на горке? (С мальчиком на горке были его друзья-мальчишки)
- Какое настроение у мальчишек? (У мальчишек веселое настроение, они хохочут)
Составление рассказа с наглядной опорой на рисунки (развитие связной речи)
В: Ребята, давайте теперь свяжем все картинки в один рассказ о том, как мальчик катался зимой на санках. Может, мы тогда расшифруем письмо, которое получила Зима? Кто теперь сможет полностью нам рассказать, что случилось?
Воспитатель просит одного-двух ребят составить рассказ по картинкам. Воспитатель в конце подводит итог с последовательным указанием на картинки. Предлагаю вам поиграть и немножко отдохнуть. Снеговика лепить будете?
Подвижная игра «Снег руками нагребаем» (воспитатель включает следующий 7 слайд с подвижной игрой «Снег руками нагребаем…»)
После игры воспитатель предлагает вернуться на стульчики.
В: Ну что, ребята, расшифровали мы непонятные картинки? Помогли Зиме? Что же нам она скажет?
Прослушивание стихотворения в художественном исполнении
Воспитатель открывает 8 слайд. Зима говорит вам спасибо, ребята, за то, что вы расшифровали картинки. Теперь она догадалась, что это не просто картинки, а интересное стихотворение, которое написал поэт Иван Суриков. А называется стихотворение «Детство». В нем поэт вспоминает о своем детстве в деревне, как он катался с горки на санках. И вспоминает он об этом с любовью. Давайте послушаем это стихотворение.
Воспитатель открывает 9 слайд презентации с художественным чтением стихотворения. Дети слушают.
Вот моя деревня;
Вот мой дом родной;
Вот качусь я в санках
По горе крутой;Вот свернулись санки,
И я на бок - хлоп!
Кубарем качуся
Под гору, в сугроб.И друзья-мальчишки,
Стоя надо мной,
Весело хохочут
Над моей бедой.Всё лицо и руки
Залепил мне снег...
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Следующий 10 слайд презентации. Ребята, зима пишет, что ей это стихотворение понравилось. А Вам?
Д: Понравилось.
Установка на запоминание стихотворения
В: Зима пишет, что ей очень хочется, чтобы мы его выучили и рассказали всем - мамам, папам, бабушкам, друзьям. И тогда сможем им рассказать, как весело можно зимой кататься на санках с горки и не обижаться ни на друзей, ни на холодный снег и лед. Ребята, давайте выучим.
Заучивание стихотворения
Воспитатель читает стихотворение с установкой на запоминание, с показом мнемотаблицы (11 слайд). Затем предлагает прочитать стихотворение, используя разные приемы:
- Ребята, я начинаю строчку, а вы попробуете продолжить.
- А теперь наоборот. Кто может начинать строчки, а я продолжу.
- Ребята, я буду читать, а те, кто запомнил слова, вместе со мной повторяет.
- Кто может рассказать стихотворение по первым трем картинкам? Кто дальше может продолжить по следующим двум картинкам? Кто по пятой картинке? Кто по последним двум?
- Кто запомнил и попробует рассказать все стихотворение?
Воспитатель предлагает детям декламировать стихотворение перед ребятами.
В: Давайте порадуем Зиму и расскажем все стихотворение еще раз. Дети вместе с воспитателем читают.
Воспитатель открывает 12 слайд презентации.
В: Ребята, Зима снова на связь вышла. Что она нам пишет? Хвалит вас и благодарит за помощь. Вы разгадали непонятные картинки, которые оказались таким чудесным стихотворением.
Теперь Зима уверена, что зимние забавы со снегом и льдом – это интересно и весело. Еще раз благодарит за помощь и говорит, что пришло время получить ее сладкие подарки. Разгадайте загадку – и сможете найти подарки: «Четыре сестрицы друг за другом пробегают круг за кругом. Водят сестры хоровод каждый год, каждый год. Вы сестричек тех найдите, и под древо загляните». Зима прощается и уходит.
Дети отгадывают загадку и находят под макетом дерева «Времена года», расположенного в группе, угощения (сладкие конфеты-снежки).
3. Рефлексивный этап (подведения итогов, самооценка детей)
- Кто нам прислал подарки?
- О чем попросила нас Зима?
- Как мы помогли Зиме?
- Кому сегодня было сложно, кому легко?
Воспитатель рассыпает тряпичные снежки и предлагает разложить их по корзинкам.
Если было интересно, и у вас сейчас хорошее настроение – кладем снежок к веселому смайлику, если нет – к грустному (дети собирают снежки и кладут их на стол с веселым смайликом или на стол с грустным смайликом).