Доля ты! – русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.Н. А. Некрасов
Цели урока:
- Раскрыть богатство, противоречивость мира русского крестьянства; сложность судьбы русской женщины в пореформенной России на примере поэмы Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”.
- Продолжить работу над формированием у учащихся навыков самостоятельного анализа прочитанного; умения давать оценку на основе личностного восприятия и осмысления художественных особенностей произведения; развитие навыков выразительного чтения, монологической и диалогической форм речи; обогащение словарного запаса.
- Формировать у учащихся систему нравственных отношений: умения сострадать и сопереживать; быть чуткими и гуманными, уважать женщину.
Ход урока
I. Организация начала урока: приветствие, определение отсутствующих; сообщение темы, раскрытие общей цели урока.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение поэмы Н. А Некрасова “Кому на Руси жить…”, акцентируя внимания на судьбе русской женщины, русской крестьянки, в пореформенной России XIX века, постараемся ответить на вопросы: хорошо ли ей жилось на Руси? В чем для неё заключается счастье? Что она вкладывает в это понятие?
Урок мы построим следующим образом: сначала традиционная л/в разминка, затем повторение ранее изученного материала, после перейдем к рассмотрению 3-й части поэмы “Крестьянка”.
II. Актуализация опорных знаний (повторение изученного материала как подготовка для освоения нового).
1. Литературоведческая разминка.
(дайте определение л/в терминам)
Реализм -…. Народность -… Поэма -… Эпопея -… Тема -… Идея -… Троп -… |
Теория литературы: знать и уметь оперировать основными л/в терминами |
2. “Адресный вопрос”
“Адресный вопрос” как проверка д/з (работа в парах).
III. Изучение нового в соответствии с заявленной темой урока.
1. Вступительное слово учителя (Подготовка уч-ся к диалогу – обсуждению)
У:
В каком году рассчитывай.
В какой земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков.
У: Для чего?
Чтобы узнать:
Кому живется весело,
Вольготно на Руси…,
2. Беседа на основе прочитанного.
* У: Какую проблему исследует автор в поэме? (Проблема народного счастья в пореформенной России XIX).
У: Народ свободен, но счастлив ли он? В связи с чем возник этот вопрос во II-ой половине XIX века? (Историческая справка. )
У: Идут семь странников искать счастливого, убежденные в том, у кого есть “покой, богатство, честь”, тот и счастлив.
У: Кого они сразу же, еще в начале своего странствия, причисляют к счастливцам?
Помещик, чиновник, поп,
Купчина толстопузый,
Вельможный боярин,
Министр государев, царь…
У: Но оказывается (по мере их продвижения все дальше и дальше) трудно сыскать счастливого на Руси; не так спокойно и сладко живётся попу (гл. I “Поп”). И для помещика прошло завидное житье; а крестьянское счастье и того хуже.
Эгей, счастье мужицкое!
Дырявое с заплатами,
Горбатое с мозолями.
У: И мужики приходят к выводу:
Порвалась цепь великая,
Порвалась – расскочилася:
Одним концом по барину
Другим по мужику……
У: Но все же странники не оставляют надежду найти счастливого.
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь –
Колом ее оттудова
Не выбьешь.
И они решают не искать
Чиновника, купца, министра,
Царя (“еще допустят ли нас, мужиченков, царь?”) а…
Не все между мужчинами
Отыскивать счастливого,
Пощупаем-ка баб!
Указывают им на Счастливую Матрену Тимофеевну Корчагину из села Клин, которая “губернаторша”.
3. Комментирование текста (часть третья “Крестьянка”)
Давайте послушаем, что же рассказала им о своей “счастливой” жизни сама Матрена Тимофеевна. (Выступление ученицы в народном костюме: чтение наизусть фрагментов 3-й части поэмы)
У: Что еще вы узнали о судьбе героини из текста поэмы?
Как вы заметили, “Крестьянка” - единственная часть поэмы, написанная от 1-го лица. Как вы думаете, почему Некрасов использует в этой части 1 лицо в повествовании, от лица самой героини?
У: Теперь, давайте попробуем охарактеризовать Матрену Тимофеевну.
На доске выписаны основные качества ее характера. Подтвердите это текстом.
На доске
ИВС? | внешняя красота |
Эпитеты | трудолюбивая |
Сравнения | решительная |
Метафоры | волевая |
самостоятельная | |
сильная духом | |
умная | |
талантливая |
У: Но Матрена Тимофеевна не только сильная духом, она очень одаренная, талантливая женщина
(выступление творческой группы с сообщением о речи Матрены Тимофеевны)
Песни, плачи, причитания (фольклорные танцы) усиливают эмоции, впечатление; помогают выразить боль, тоску, ярче показать, как судьба ее горька.
Песни, которые она поет, воспринимаются как общеизвестные, их знают и “подхватывают” странники.
У: Голос Матрены Тимофеевны – это голос самого народа. Рассказ о своей судьбе – рассказ о судьбе молодой героини. В ее образе отражены одновременно и сила, могучая воля народа, и бессилие, терпение.
Я потупленную голову,
Сердце гневное ношу?
У: В гл “Крестьянка” Матрена Тимофеевна рассказывает странникам о Савелие – богатыре свято-русском.
У: Каким он представляется в поэме?
(чтение наизусть описание Савелия)
У: Почему, как вы думаете, героиня рассказывает о Савелие?
Для Матрены Тимофеевны он является олицетворением независимости “клейменый, да не раб”, чувство ненависти к угнетателям, непокорности судьбе, и умение противостоять злу, выжить и не согнуться.
Цель автора – показать, как, велика сила зреющего гнева и протеста русского народа.
4. Проведение сравнительного анализ судьбы Матрены Тимофеевны Корчагиной (“Кому на Руси…”) и Дарьи (“Мороз Красный нос”1863 г. ).
Использ. ндуктивн. метода (от частного к общему)
Как характеризует автор этих женщин ?
(чтение отрывков учащимися наизусть)
У: Вы заметили, что строки, которые сейчас прозвучали, вы непременно уже слышали:
Пройдет словно солнце светит,
Посмотрит – рублем подарит.
Коня на скаку остановит.
В горящую избу войдет.
Какие ИВС Некрасов использует в данных характеристиках?
Что общего можно выделить в образах этих героинь?
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Творческая работа учащихся (“цветовая гамма”)
Задание: Ребята, постарайтесь в цвете в альбомах изобразить образ Матрены Тимофеевны. - Русская крестьянка. Какие цвета возникают у вас в воображении после рассмотрения этого образа?
(3-4 ученика поясняют свои работы, демонстрируя их классу)
2. Типчность в образе героинь Некрасова
У: Значит, какой можно сделать вывод из сказанного о жизни и судьбе русской крестьянки в пореформенной России.
Образ Матрены Тимофеевны – это типичный образ русской женщины, русской крестьянки в пореформенной России XIX в.
Её судьба – это типичная судьба русской женщины, многострадальная, терпеливая, полная забот, тревог, а порой горя и слез.
V. Подведение итогов.
1. Анализ работы класса.
2. Объявление оценок.
У: Составьте словесный портрет Матрены Тимофеевны.
Красивая, статная, умная, величественная, трудолюбивая, волевая, решительная женщина, талантливая, одаренная, с большим добрым сердцем, умеющим прощать, гордая, терпеливая. С чувством собственного достоинства, способная на самопожертвование, преодолевает все житейские беды, невзгоды, лишения, которые тяжелым грузом ложатся на ее плечи, тем самым заслуживает уважение окружающих и со стороны кажется счастливой.
На уроке, на мой взгляд, мы достигли поставленных вначале целей: рассмотрели, проанализировали, сделали вывод о судьбе русской женщины.
VI. Домашнее задание.
1. Инструктаж учителя
2. Постановка новой цели к следующему уроку.
Дома к следующему уроку напишите на отдельном листе мини-сочинение о судьбе и характерных чертах женщины современности (какова она?). С этого мы начнем следующий урок.