Конспект открытого урока по литературе в 6-м классе по теме: "Николай Васильевич Гоголь — создатель "Вечеров на хуторе близ Диканьки"

Разделы: Литература


Цель:

  • Знать сведения о Н.В.Гоголя из прошлых классов.
  • Уметь выразительно читать, анализировать прочитанное, учиться делать обобщение и выводы.
  • Задумываться над поставленными автором проблемами.
  • Воспитание патриотизма, такта в обращении между ровесниками.

Оборудование:

  • Портрет Н.В.Гоголя, рядом рушник, украинские сувениры, рисунки детей к повести.
  • На доске портрет Н.В.Гоголя, рядом рушник, слева украинские слова из повести, справа эпиграф.

...человек, который своим именем означил эпоху в истории нашей литературы; человек, которым мы гордимся как одной из слав наших.

И.С.Тургенев

(Слова из некролога на смерть писателя)

Урок начинается со слов учителя о Н.В.Гоголе.

- Среди великих, знаменитых, известных писателей России одним из первых стоит имя Н.В.Гоголя. Его творчество, действительно, целая эпоха в нашей литературе.

Мы уже раннее читали с вами повесть “Майская ночь”, а ещё вы познакомитесь с господином Чичиковым, с Хлестаковым и другими героями произведений писателя.

Но сегодня мы с вами будем говорить о Гоголе - создателе “Вечеров на хуторе близ Диканьки”. Её написал молодой Гоголь. Мы узнаём о его мыслях и чувствах в период до и во время создания повести. А когда вы её всю прочитаете, вы много узнаете из малороссийского быта (Малороссия - официальное название Украины в царской России). А узнать правду нам помогут письма Гоголя и воспоминания людей, близко знавших его.

- Ребята, чужие письма читать нельзя, неприлично. Но письма великого человека принадлежат миру, людям, потому что всю свою жизнь и творчество он отдал этим людям.

- Ребята, перед прослушиванием запишите вопрос, на который вы дадите ответы.

- Каким был или, по крайней мере, каким представляется вам молодой Гоголь?

Группа учеников выходят к доске, у них в руках переписанные письма Гоголя и воспоминания о нём. Выразительно читают с места.

1 ученик: Скрипку и другие присланные вами мне вещи исправно получил. Но вы еще писали, что присылаете мне деньги на смычок, которых я не получил и не могу до сих пор узнать, почему они не дошли ко мне, или вы забыли, или что-нибудь другое.

Извините, что я вам не посылаю картин. Вы, видно, не поняли, что я вам говорил, потому что эти картины, которые я вам хочу послать, были рисованы пастельными карандашами и не могут никак дня пробыть, чтоб не потереться, ежели сейчас не вставить в рамки...

Уведомляю вас, что я учусь хорошо, по крайней мере сколько дозволяют силы. Вы пишете, что я вас не извещаю о том, что у нас делается и случается со мною. Позвольте мне вам сказать, что мне бы самому очень бы было любопытно знать, что делается как с вами, так и с посторонними лицами. Например, к величайшему моему сожалению, узнал я о смерти Василия Васильевича Капниста. Но вы мне об этом ничего не сказали. Как будто бы еще о сю пору я ребенок и еще но в совершенных летах и будто бы на меня ничего нельзя положиться. Я думаю, дражайший папенька, ежели бы меня увидели, то точно бы сказали, что я переменился как в нравственности, так и успехах. Ежели бы вы увидели, как я теперь рисую! (Я говорю о себе без всякого самолюбия)...

Машеньку вы отдали в пансион или нет? Что делает Анинька и Лизанька? Надеюсь, что вы на это мне дадите ответ. Ожидая ж оного, остаюсь вашим послушнейшим и искренно Вас любящим сыном.

(ГОГОЛЬ В. А. и М. И. ГОГОЛЯМ-ЯНОВСКИМ, 22 января 1824 г., Нежин)

2 ученик: ...Вы знаете, какой я охотник до всего радостного? Вы одни только видели, что под видом иногда для других холодным, угрюмым таилось кипучее желание веселости (разумеется, но буйной) и часто в часы задумчивости, когда другим казался я печальным, когда они видели или хотели видеть во мне признаки сентиментальной мечтательности, я разгадывал науку веселой, счастливой жизни, удивлялся, как люди, жадные счастья, немедленно убегают его, встретясь с ним.

Ежели об чем я теперь думаю, так это все о будущей жизни моей. Во сне и наяву мне грезится Петербург, с ним вместе и служба государству.

(ГОГОЛЬ М. М. ГОГОЛЬ, 26 февраля 1827 г.)

3 ученик: Мой план жизни теперь удивительно строг и точен во всех отношениях; каждая копейка теперь имеет у меня место. Я отказываю себе даже в самых крайних нуждах, с тем чтобы иметь хотя малейшую возможность поддержать себя в таком состоянии, в каком нахожусь, чтобы иметь возможность удовлетворить моей жажде видеть и чувствовать прекрасное. Для него-то я с трудом величайшим собираю все годовое свое жалование откладывая малую часть на нужнейшие издержки. За Шиллера, которого я выписал из Лемберта, дал я 40 рублей - деньги весьма немаловажные, по моему состоянию, но я награжден с излишком и теперь несколько часов в день провожу с величайшей приятностью. Но забываю также и русских и выписываю что только выходит самого отличного. Разумеется, что я ограничиваюсь одним только чем-либо; в целые полгода я не приобретаю более одной книжки, и это меня крушит чрезвычайно.

(Гогол ь- М.И. Гоголь, 6 апреля 1827 г.)

4 ученик: В эти годы эти долговременные думы свои я затаил и: себе. Недоверчивый ни к кому, скрытный, я никому не поверял своих тайных помышлений, не делал ничего, что бы могло выявить глубь души моей. — Да и кому бы я поверил и для чего бы высказал себя,— не для того ли, чтобы смеялись над моим сумасбродством, чтобы считали пылким мечтателем, пустым человеком? — Никому, и даже из своих товарищей, я не открывался, хотя между ними было много истинно достойных. Я не знаю, почему я проговорился теперь перед вами,— оттого ли, что вы, может быть, принимали во мне более других участия, или по связи близкого родства, этого не скажу; что-то непонятное двигало пером моим, какая-то невидимая сила натолкнула меня, предчувствие вошло в грудь мою, что вы не почтете ничтожным мечтателем того, который около трех лет неуклонно держится одной цепи и которого насмешки, намеки более заставят укрепить в предположенном начертании. — Ежели же вы и не поучаствуете во мне, по крайней мере вы затаите мое письмо, так же как я затаил в себе одном свои упрямые предначертания. Доказательством сему может быть, что во все время бытия моего с вами я ни разу не давал себя узнать, занимался игрушками и никогда почти не заводил речь о выборе будущей своей службы, о моих планах и пр.

(ГОГОЛЬ П. П. КОСЯРОВСКОМУ , 3 октября 1827 г.)

5 ученик: Я еду в Петербург непременно в начало зимы… меня самого не берет охота ворочаться когда-либо домой, особливо бывши несколько раз свидетелем, как эта необыкновенная мать наша бьется, мучится, иногда даже об какой-нибудь копейке, как эти беспокойства убийственно разрушают ее здоровье, и все для того, чтобы доставить нужное нам и удовлетворить даже прихотям нашим…

Я с своей стороны все сделал, денег беру с собой немного, чтобы стало на проезд и на первое обзаведение, а для обеспечения ее состояния отказываюсь от своего наследия и теперь занимаюсь составлением дарственной записи, по которой часть имения, принадлежащего по завещанию мне, с домом, садом, лесом и прудами, оставляется матери моей в вечное пользование.

(ГОГОЛЬ П. П. КОСЯРОВСКОМУ, 8 сентября 1828 г.)

6 ученик: Нынешние известия письма моего не будут слишком утешительны для вас, почтеннейшая маменька...

Мне предлагают место с 1000 рублей жалованья в год. Но за цену ли, едва могущую выкупить годовой наем квартиры и стола, мне должно продать свое здоровье и драгоценное время? и на совершенные пустяки, на что это похоже? в день иметь свободного времени не более, как два часа, а прочее время не отходить от стола и переписывать старые бредни и глупости господ столоначальников и проч., в которых мне столько пользы, сколько Елисею Васильевичу Надержинскому в сухом дереве, на котором нет ни хорошего листу, не рясных ветвей. Итак, я стою в раздумья на жизненном пути, ожидая решения еще некоторым моим ожиданиям. Может быть, на днях откроется место немного выгоднее и благороднее, но признаюсь, ежели и там мне нужно будет употребить столько времени на глупые занятия, то я — слуга покорный.

Наконец я принужден снова просить у вас, добрая, великодушная моя маменька, вспомоществования. Чувствую, что в это время это будет почти невозможно вам, но всеми силами постараюсь не докучать вам более, дайте только мне еще несколько времени укорениться здесь, тогда надеюсь как-нибудь зажить своим состоянием. денег мне необходимо теперь нужно 300 рублей...

(ГОГОЛЬ М. И. ГОГОЛЬ, 22 мая 1829 г.)

7 ученик: ...Жалованья получаю сущую безделицу. Весь мой доход состоит в том, что иногда напишу или переведу какую-нибудь статейку дома для г.г. журналистов, и потому вы не сердитесь, моя Великодушная маменька, если я вас часто беспокою просьбою доставлять мне сведения о Малороссии или что-либо подобное. Это составляет мой хлеб... В столице нельзя пропасть с голоду имеющему хотя скудный от бога талант. Одного только нужно опасаться здесь бедняку - заболеть. Тогда-то уж ему почти нет спасения: источники его доходов прекращаются, издержки на лекарства и лекарей для него совершенно невозможны, и ему остается одно средство — умереть... Как бы хотелось мне хотя на мгновение оторваться от душных стен столицы и подышать хоть на мгновение воздухом деревни! Н неумолимая судьба истребляет даже надежду на то. Как подумаю о будущем лете, теперь даже томительная грусть залегает в душу. Вы помните, я думаю, как всегда я рвался в это время на Вольный Воздух, как для меня убийственны были стены даже маленького Нежина. Что же теперь должно происходить в это время, когда столица пуста и мертва, как могила, когда почти живой души не остается в обширных улицах, когда громады домов с вечно раскаленными крышами одно только кидаются в глаза, И ни деревца, ни зелени...

(ГОГОЛЬ М. И. ГОГОЛЬ, 2 феврали 1830 г.)

8 ученик: ...Литературные мои занятия и участие в журналах я давно оставил, хотя одна из статей моих доставила мне место, ныне занимаемое. Теперь я собираю материал и в тишине обдумываю свой обширный труд... Судьба никаким образом не захотела свести меня с высоты моего пятого этажа в низменный домик на каком-нибудь из островов. Необходимости должно повиноваться. Но я всячески стараюсь услаждать свое заключение. Мне советуют делать сколько можно больше движения, и я каждый день почти прогуливаюсь по дачам и прекрасным окрестностям. Нельзя надивиться, как здесь научаешься ходить. Прошлый год, я помню, сделать верст пять в день была для меня большая трудность; теперь же я делаю свободно ворот 20 и более и не чувствую никакой усталости.

(ГОГОЛЬ - М. И. ГОГОЛЬ, 30 июня 1830 г.)

9 ученик: Сейчас прочел “Вечера близ Диканьки”. Они изумили меня. Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Какая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился. Мне сказывали, что когда издатель вошел в типографию, где печатались “Вечера”, то наборщики начали прыскать и фыркать, зажимая рот рукою. Фактор объяснил их веселость, признавшись ему, что наборщики помирали со смеху, набирая его книгу. Мольер и Фильдинг, вероятно, были бы рады рассмешить своих наборщиков. Поздравляю публику с истинно веселою книгою, а автору сердечно желаю дальнейших успехов. Ради бога, возьмите его сторону, если журналисты, по своему обыкновенно, нападут на неприличие его выражений, на дурной тон и проч. Пора, пора нам осмеять 1еs ргёсiuses гidiсu1es нашей словесности, людей, толкующих вечно о прекрасных читательницах, которых у них не бывало, о высшем обществе, куда их не просят, и все это слогом камердинера профессора Тредьяковекого.

(ПУШКИН А. Ф. ВОЕЙКОВУ, конец августа 1831 г.)

10 ученик: В 1832 году, кажется весною, когда мы жили в доме Слепцова на Сивцевом Вражке, Погодин привез ко мне в первый раз и совершенно неожиданно Николая Васильевича Гоголя. “Вечера на хуторе близ Диканькие” были давно уже прочтены, и мы все восхищались ими. Я прочел, впрочем, “Диканьку” нечаянно: я получил ее из книжной лавки, вместе с другими книгами, для чтения вслух моей жене, по случаю ее нездоровья. Можно себе представить нашу радость при таком сюрпризе. Не вдруг узнали мы настоящее имя сочинителя; но Погодин ездил зачем-то в Петербург, узнал там, кто такой был “Рудый Панько”, познакомился с ним и привез нам известие, что “Диканьку” написал Гоголь-Яновский. Итак, это имя было уже нам известно и драгоценно...

Наружный вид Гоголя был тогда совершенно другой и невыгодный для него: хохол на голове, гладко подстриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу: нам показалось, что в нем было что-то хохлацкое и плутоватое. В платье Гоголя приметка была претензия на щегольство, У меня осталось в памяти, что на нем был пестрый светлый жилет с большой цепочкой...

К сожалению, я совершенно не помню моих разговоров с Гоголем в первое наше свидание; но помню, что я часто заговаривал с ним. Через час он ушел, сказан, что побывает у меня на днях, как-нибудь поранее утром, и попросит сводить его к Загоскину, с которым ему очень хотелось познакомиться и который жил очень близко от меня...

Через несколько дней, в продолжение которых я уже предупредил Загоскина, что Гоголь хочет с ним познакомиться и что я приведу его к нему, явился ко мне довольно рано Николай Васильевич. Я обратился к нему с искренними похвалами его “Диканьке” но, видно, слова мои показались ему обыкновенными комплиментами, и он принял их очень сухо.

11 ученик: В его преследовании темных сторон человеческого существования была страсть, которая и составляла истинное нравственное выражение его физиономии... Он ненавидел пошлость откровенно и наносил ей удары, к каким только была способна его рука, с единственной целью: потрясти ее, если можно, в основании. Этот род одушевления сказывался тогда во всей его особе, составляя и существенную часть нравственной красоты ее. Честь бескорыстной борьбы за добро, во имя только самого добра и по одному только отвращению к извращенной и опошленной жизни, должна быть удержана за Гоголем этой эпохи, даже и против него самого, если бы нужно было...

...Но кроме вдохновенных часов, каких Гоголь просил у своего гения, и кроме положительной деятельности, к какой приводило чувство кипящей жизни и силы, он еще, по характеру своему, старался действовать на толпу и внешним своим существованием; он любил показать себя в некоторой таинственной перспективе и скрыть от нее некоторые мелочи, которые особенно на нее действуют. Так, после издания “Вечеров”, проезжая через Москву, где, между прочим, он был принят с большим почетом тамошними литераторами, он на заставе устроил дело так, чтоб прописаться и попасть в “Московские ведомости” не “коллежским регистратором”, каковым был, а “коллежским асессором”. — Это надо... — говорил он приятелю, его сопровождавшему.

Таким был или, но крайней мере, таким представлялся нам молодой Гоголь.

(П. В. АННЕНКОВ. “Н. В. Гоголь в Риме летом 1841 года)

После прослушивания ученики, дополняя друг друга, в тетради по литературе записывают: “Молодой писатель Н.В. Гоголь в письмах к матери, в воспоминаниях друзей представляется нам внимательным к родителям, заботливым, любящим сыном. Пишет он доверчиво, искренне. Мы узнали, что Гоголь любил читать, не жалея денег на книги, чувствовал прекрасное. Он верный товарищ. Постоянно стремился к знаниям. Особенно трогает в письмах любовь к маменьке. Видно, что он честен во всём. Так открыто, искренне звучат слова Гоголя.

Поражает, что он восхищается талантом, настоящим талантом, других людей, но без зависти, по-доброму. Сам остается, холоден к комплементам.

А Анненков П. В. подчеркнул главное в Гоголе: бескорыстную борьбу за добро против пошлости жизни, высокую нравственность Н. В. Гоголя.

Учитель: “А теперь познакомился с героями повести “Ночь перед рождеством” Солохой, Вакулой и Оксаной”.

К доске выходят ученики в костюмах героев. Ученица Романова Лена играет отрывок из текста о Солохе.

Затем ученик Лыков Юра и Казначеева Лена разыгрывают сценку “Вакула в хате Оксаны”. После слов Оксаны: “Ой, стук в дверь. Это хлопцы и девчата пришли”. К доске выходят четверо учеников, которые исполняют украинскую народную песню “Мiсяiгь на небi”.

Мiсяц на небi, зiроньки сяють,
Тихо по морю човен пливе
В човнi дiвчiна пiсню спiвае,
А козак Чуе, сердекько мре…

Далее по тексту.

Песня исполняется под фонограмму магнитофона (использование технического средства на уроке).

Учитель: “А теперь я прочитаю повести “Ночь перед рождеством”. Какие Выразительные средства языка использовал Н В. Гоголь?”

Далее учитель читает первый абзац повести. На вопрос учителя ученики дают правильный ответ, что использовано олицетворение. Одни ученик из учебника зачитывает определение термина.

Учитель: “Ребята, на доске записаны слова: парубок, рушник, голова и т. д.”.

Н. В. Гоголь очень уважал своего будущего читателя и внизу каждой страницы давал пояснение слов, которые не поняли бы русские читатели. При чтения повести вы с ними познакомитесь. Но дня нас, жителей Белгородской области, многие из них понятны, некоторые являются диалектами, потому что мы соседи этого великого братского народа, нашей общей праматери - Украины, которая подарила миру великого русского писателя - Николая Васильевича Гоголя. Далее учитель подводит итоги урока, отмечает лучшие ответы, активных учеников, выставляет оценки.

Домашнее задание классу. Прочитать повесть до конца, озаглавить.