"Я тружусь всю жизнь".
Слайд 1 и 2.
Задачи урока: познакомить учащихся с новым автором; определить своеобразие его творчества, выражающееся в отражении проблем эпохи; показать новаторство и традиции в творчестве А.Н. Островского, своеобразие его стиля.
Слайд 3.
Ход урока
I. Лекция учителя с презентацией.
Слайд 4.
1. Страницы истории русского театра до А.Н. Островского (информация). Своеобразие тем драматических произведений; особенности героев (сословия); принципы раскрытия характеров. Предшественники А. Островского: Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь.
Слайд 5.
2. Особенности пьес Островского. Новый герой, которого до него не знала русская литература. "Он открыл миру человека новой формации: купца-старообрядца и купца-капиталиста, купца в армяке и купца в тройке, ездящего за границу и занимающегося своим бизнесом. Островский распахнул настежь дверь в мир, доселе запертый за высокими заборами от чужих любопытных глаз" – писал В.Г. Маранцман. Новый герой Островского определяет своеобразие проблем и тематику пьес, особенности характеров героев.
Слайды 6-13
3. Страницы биографии драматурга: семья, Замоскворечье, учеба, служба. Жизнь в Замоскворечье, работа в совестном и коммерческом судах, где основные "клиенты" – купцы, позволили драматургу наблюдать за жизнью купечества. Все это нашло отражение в пьесах Островского, герои которых как будто взяты из жизни. Невероятная трудоспособность писателя способствовала рождению 48 произведений, в которых действуют 547 героев.
Слайды 14-19
4. Начало литературной деятельности.
Творческий путь А. Островского.
Первое произведение – пьеса "Несостоятельный должник" – появилась в 1847 году в газете "Московский городской листок". В 1850 году это же произведение, доработанное автором, напечатано в журнале "Москвитянин". Потом оно 10 лет находилось под арестом, потому что в нем, по словам Добролюбова, "…повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда".
"Этим-то я теперь занимаюсь, соединяя высокое с комическим", – писал Островский в 1853 году, определяя появление нового героя, героя с "горячим сердцем", честного, прямодушного. Одна за другой появляются пьесы "Бедность не порок", "Не в свои сани не садись", "Доходное место", "Лес", "Горячее сердце", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые" и другие. "И такой во мне дух сделался: ничего я не боюсь! Кажется, вот режь меня на части, я все-таки на своем поставлю", – говорит героиня пьесы "Воспитанница". "Ничего я не боюсь" – вот главное в новом герое Островского.
Слайд 20
"Гроза" (1860) – пьеса о пробуждающейся, протестующей личности, которая больше не хочет жить по законам, подавляющим личность.
Слайд 21
"Лес" (1870) – пьеса ставит вечные вопросы человеческих взаимоотношений, пытается решить проблему нравственного и безнравственного.
Слайд 22
"Снегурочка (1873) – взгляд на древний, патриархальный, сказочный мир, в котором тоже господствуют материальные отношения (Бобыль и Бобылиха).
Слайд 23
"Бесприданница" (1879) – взгляд драматурга через 20 лет на проблемы, поднятые в драме "Гроза".
II. Выступления учащихся. Индивидуальные задания к уроку.
Слайды 24-38
1. Особенности стиля Островского (Индивидуальные задания)
- Говорящие фамилии;
- Необычное представление героев в афише, определяющее конфликт, который будет развиваться в пьесе;
- Специфические авторские ремарки;
- Роль декораций, представленных автором, в определении пространства драмы и времени действия
- Своеобразие названий (часто из русских пословиц и поговорок);
- Фольклорные моменты;
- Параллельное рассмотрение сопоставляемых героев;
- Значимость первой реплики героя;
- "Подготовленное появление", главные герои появляются не сразу, о них вначале говорят другие;
- Своеобразие речевой характеристики героев.
Итоговые вопросы
Слайд 39
- Можно ли говорить о современности пьес Островского? Докажите свою точку зрения.
- Почему современные театры постоянно обращаются к пьесам драматурга?
- Почему так сложно "осовременивать" пьесы А. Н. Островского?
III. Итог урока.
Слайды 40-42
А.Н. Островский открыл незнакомую зрителю страницу, выведя на сцену нового героя – купца. До него русская театральная история насчитывала лишь несколько имен. Драматург внес огромный вклад в развитие русского театра. Его творчество, продолжая традиции Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя, отличается новаторством в изображении героев, в языке персонажей и в поднятых социально-нравственных проблемах.
Домашнее задание:
Драма "Гроза". История создания, система образов, приемы раскрытия характеров героев. Своеобразие конфликта. Смысл названия.
Группа 1. История создания пьесы. Сообщения учащихся (домашняя работа с дополнительной литературой).
Группа 2. Смысл названия пьесы "Гроза".
Группа 3. Система действующих лиц пьесы
Группа 4. Особенности раскрытия характеров героев.