Цели урока:
· закрепить художественные особенности фольклора. Показать его роль в жизни и культуре человека;
· закрепить знания учащихся о художественных отличиях жанров фольклора;
· расширить понимание детьми воспитательной и образовательной функций фольклора;
· углубить представления пятиклассников о национальном своеобразии и общечеловеческом значении фольклора народов мира;
· воспитывать любовь к устному народному творчеству русского народа.
Форма урока: синтетический урок.
Оборудование: карточки, фрагменты к/ф (отрывки из сказок), иллюстрации сказок.
Ход урока.
1. Орг. момент.
а) Проверяю готовность класса к уроку.
б) Рапорт дежурного.
2. Слово учителя с элементами беседы.
Фольклор – творчество коллективное. Часто сказку, легенду или песню придумывал не один человек, а сразу несколько. Один начинал, другой подхватывал, третий продолжал. Вы уже знаете, что такое творчество получило название устного народного творчества или фольклора (от англ. Folk + lore- «народ» + «знания»).
- О каких знаниях идет речь в фольклоре?
- Приведите примеры таких фольклорных произведений, которые, например, чему-либо учат.
- Можно ли устное народное творчество назвать «учебником жизни»?
- Попробуйте придумать примерные названия разделов этого «учебника».
(Мудрые наказы, воспитание умений, человеческих качеств, полезные советы)
3. Представление команд
Делю класс на две команды.
На столе лежат карточки с вопросами, представители команд вытягивают
карточку и команда отвечает.
Карточка №1
Устное творчество народа –
(фольклор)
Карточка №2
Один из видов фольклора.
Вошедшее в нашу речь образное краткое выражение.
(поговорка)
Карточка №3
Один из видов фольклора.
Передаёт оценку определённого явления, события, человека.
Обычно бывает краткой и выразительной.
(пословица)
Карточка№4
Небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения.
В фольклоре автор обычно сочиняет слова вместе с мелодией.
(песня)
За каждый правильный ответ команда получает кружок (вырезать)
4. Конкурс «Пословица народом молвится»
Слово учителя. Пословицы сложены народом давным-давно и живут до сих пор.
Создаются они и теперь. В них отражены различные стороны жизни.
Это искусство возникло в речи людей самых нужных на земле профессий-пахарей,
охотников, плотников, кузнецов, портных, стряпух, слесарей, торговцев.
О мастерах-умельцах народ говорил шутливо, но с восхищением.
Например: «Хороший кузнец и лягушку подкуёт», «Кто любит трудиться, тому есть чем гордиться, «Кто любит трудиться, тому без дела не сидится», бездельников обижает и высмеивает : «Лодырь да бездельник празднуют и в понедельник»
Многие пословицы вы знаете, а вспомнить их вам помогут игры, которые будут состоять из пословиц.
(элементы пантомимы)
Представители 1-й команды показывают 2-й команде, 2-я команда должна отгадать.
а) Предлагаю разгадать значение пословиц, которые изобразят учащиеся.
(ученики жестами и мимикой раскрывают содержание пословиц)
б) Стол. На нём разложен материал. Мальчик собирается его резать. Но, подумав, берёт сантиметр и начинает его измерять.
Это повторяется семь раз.
Наконец режет.
(«Семь раз отмерь, один раз отрежь»)
Представители 2-й команды показывают первой команде, 1-я команда должна отгадать.
в) Сидит мальчик с удочкой. Рядом ведро. Мальчик насаживает на крючок червяка (или хлеб), забрасывает удочку и ждёт. Вытаскивает – пусто.
Повторяется несколько раз.
(«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.»)
Представители 1-й команды показывают 2-й команде, 2-я должна отгадать.
г) Спиной к ребятам стоят два мальчика. На их спинах наклеены нарисованные
зайцы. Выбегает девочка и гонится за обоими сразу. Мальчики разбегаются.
Девочка в недоумении разводит руками.
(« За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»)
Представители 2-й команды показывают первой команде, 1-я команда должна отгадать.
д) Выходит девочка и пишет на доске предложение.
Выходит мальчик, замахивается топором и рубит.
(«Что написано пером, того не вырубишь топором».)
5 тур. Конкурс загадок.
а) Слово учителя. В загадках в образной форме отображаются различные явления природы, животные и предметы. В основе каждой из них образные сравнения , характеризующие главные или второстепенные признаки или явления. Отгадывание загадок требует внимания, наблюдательности, сообразительности, находчивости.
б) I команда показывает рисунок с загадкой II команде, II команда – I команде.
в) Загадки для I команды.
1) Взглянешь – заплачешь, а краше его на свете нет.
(Солнце)
2) Весной веселит, летом холодит, осенью питает, летом согревает.
(Дерево)
3) Черный конь залез в огонь.
(Уголь в печи)
г) Загадки для II команды.
1) Сестра к брату в гости идет, а он от неё прячется.
(Луна и солнце)
2) Меня все просят, ждут, а только появлюсь, прятаться начнут.
(Дождь)
3) Черен, да не ворон, рогат, да не бык, шесть ног без копыт.
(Жук)
Две загадки задает учитель.
I команде. Что за страна, где видны города, реки и моря, горы и озера?
Моря, реки и озера в той стране – без воды, города и горы – без земли.
(Географическая карта)
II команде Что может в одно и то же время: стоять и ходить,
висеть и стоять,
ходить и лежать.
(Часы).
6 тур. «Кто лучше знает сказки».
На доске записан эпиграф:
«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
Слово учителя: Как вы понимаете смысл эпиграфа?
( В сказках происходят всякие сказочные вещи, которых в жизни не бывает. Но каждая сказка что-то высмеивает, осуждает, чему-то учит нас).
Сказки разных народов – серьёзные и весёлые, печальные и насмешливые – делают нас владельцами бесценного сокровища – мудрости наших предков.
В сказках они оставили для нас много заветов: как надо человеку жить. Чтобы жизнь его была счастливой и достойной, чтобы люди уважали и любили его.
Один из главных заветов – умей трудиться. О трудолюбии в народных сказках говорится как о самом большом богатстве человека.
Задания.
Задание 1.
1) Посмотрите на фрагменты из кинофильмов. Назовите сказки и главных героев сказки.
2) Как называются следующие художественные приемы, используемые в сказках:
· бурый конь
·добрый молодец
·цветы с травами целуются
·березы слезы льют.
3) Какие виды сказок вам известны?
Задание 2. Ответьте на вопросы.
- Как позвать Сивку-Бурку?
- Как Иванушка звал на помощь сестрицу Алёнушку?
- Какую песню пел колобок?
- Как Иван-царевич обращался к избушке Бабы-Яги?
- С какими словами глядела в зеркало царевна?
- Какую песенку пела коза своим детям?
Задание 3. Назовите:
а) сказки, в которых действующее лицо – лиса;
( «Откуда ветер дует», «Лиса и журавль», «Волк и Лиса», «Лиса и Тетерев», «Колобок»,
б) сказки, в которых действующее лицо Баба-Яга?
(«Василиса Прекрасная», «Кащей
в) Назвать зачин сказки:
(Жили-были…)
г) Концовка сказки
(Я там был, мед, пиво пил, по усам текло - а в рот не попало).
Задание 4.
Ответьте, из каких сказок данные отрывки.
а) «… Скоро послышался в лесу страшный шум: деревья трещали, сухие листья хрустели, выехала из лесу Баба-Яга – в ступе едет, пестом погоняет, помелом след заметает. Подъехала к воротам, остановилась и, обнюхав вокруг себя, закричала:
-Фу-фу! Русским духом пахнет. Кто здесь?...»
(Василиса Прекрасная)
б) «… Давай вместе ляжем спать, а кто прежде встанет и скорее придет к морю Хованскому, та из нас и умнее и сильнее и почету достойнее.»
(Вазуза и Волга)
в) « - Ваше Величество! Я ничем не виновен, потому – боярину рассказал я при вашем царском лице…»
(Загадка)
г) «…Тут идет кума Лиса Патрикеевна. Увидала, что медведь тетереву во рту держит, и сдогадалась, как же обмануть его, чтобы эта тетерева у него вылетела изо рта-то…»
(Откуда ветер дует)
д) «…-Вот молодец, так молодец! Сумел всем поровну разделить, и себя не забыл. Тут наградил он бедного мужика своею казною, а богатого выгнал вон».
(Сказка-анекдот)
е) «…Было у бедняка трое сыновей. Подросли сыновья, отец им и говорит:
- Идите-ка вы учиться ремеслу, без ремесла и уменья худо вам в жизни придется»
( «Три ловких сына». Француз.)
ж) «…Меня зовут Хасан-ювелир, - ответил человек. Мы находимся в земле Египетской, недалеко от славного города Каира, а это река – Нил. Пойдем ко мне в дом, я хочу наградить тебя за твоё доброе дело…»
Учитель. Ребята, мы получили телеграммы. Но все они без подписи. Вы должны ответить, от каких они героев и из каких сказок.
а) «Спасите! Нас съел Серый волк!»
б) Простое яичко уже снесла.
в) Живу без всякой славы средь зеленыя дубравы у семи богатырей.
Учитель: Сегодня мы вспоминаем ранее прочитанные сказки разных народов. Сочиняли их люди разных национальностей, но как мы убедились, понятия о добре и зле у всех народов одинаковые. Поэтому сказки разных народов понятны и интересны всем, они учат нас, каким надо быть, что хорошо, а что плохо. Все народы земли всегда мечтают о хорошей жизни, о торжестве справедливости и добра на земле. Вот поэтому в сказках всегда хороший конец, а добро всегда побеждает зло.
К сожалению, в жизни это бывает не всегда. Но если мы хотим стремиться к лучшей жизни, то должны жить по заветам наших предков, оставивших нам много мудрых сказок.
В каждой сказке обязательно содержится глубокий смысл, который надо разгадать и понять, и он поможет нам стать добрее, благороднее, сильнее духом.
Читайте как можно больше сказок, размышляйте над ними, не ленитесь, думайте и учитесь по ним жить.
Литература.
1.Хализев В.Е. Теория литературы.М.,2000г.
2.Энциклопедия для детей,Т.9. Русская литература.Ч.1,М.Аванта+,1998г.
3.Наравчашев С.С. Необычное литературоведение. Изд.3-е.М.,1998г.
4.Пименрова И.К. История Руси Великой от начала веков;
Пособие для развивающего обучения М.,2001г.
5.Сказки. Кн.3 (Сост., вступ.ст., подгот. текстов и комплект. Ю.Г.Круглова, Б-ка русского фольклора,т.2, М., 1989г.
6.Хрестоматия по литературе 5-7 кл. (Под редакцией Н.Е.Кужейниковой.М.,1998г. и др.издания.)
7.Энциклопедический словарь юного филолога.М.,1984г.