Эпиграф к уроку:
Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.
А.В.Луначарский
Цель урока: выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок, словарная работа над литературными терминами, развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность и в наши дни.
Оформление: Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина, выставка изданий произведений писателя, на доске эпиграф.
Предварительное домашнее задание:
1. Прочитать сказки “Вяленая вобла”, “Дикий помещик”, “Премудрый пискарь”.
2. Подобрать синонимы и антонимы к слову “премудрый”, объяснить смысл названия сказки “Премудрый пискарь”.
3. Выделить в сказке “Дикий помещик” сказочные формулы: зачин, присказку; пословицы и поговорки.
4. Выделить в сказке “Вяленая вобла” 1–2 приметы реально-исторического времени, конкретно-бытовые детали.
Ход урока
1. Орг. момент. Сообщение темы.
2. Давайте подумаем, что мы уже знаем о сказках Салтыкова-Щедрина (составляем схему)
3. На основе ответов составляем таблицу ЗХУ, которую заполняем на протяжении всего урока. (Первые две колонки заполняются сразу)
Что уже знаем |
Что хотим знать |
Что мы узнали |
4. Вступительное слово учителя.
Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно. Но среди огромного наследия сатирика едва ли не наибольшей популярностью пользуются его сказки. Форму народной сказки использовали многие писатели до Щедрина. Литературные сказки, написанные в стихах или прозе, воссоздавали мир народной поэзии, а иногда заключали в себе и сатирические элементы. Форма сказки отвечала задачам писателя, потому что она была доступна, близка простому народу, и потому, что сказке искони присущи дидактизм и сатирическая направленность, сатирик обратился к этому жанру и из-за цензурных преследований. Сказки Салтыкова-Щедрина в миниатюре содержат в себе проблемы и образы всего творчества великого сатирика. Из 32 сказок 29 были написаны в последнее десятилетие его жизни (с 1882 по 1886 г.), и лишь три сказки были созданы в 1869 г.
Сказки – это итог сорокалетней деятельности писателя, итог всего его творческого пути. В них сплетается комическое и трагическое, сочетаются фантастика с реальностью, широко используется гипербола, гротеск, эзопов язык. В сказках мы встречаем героев его эпохи: свирепых и невежественных правителей народа (“Медведь на воеводстве”, “Орел-меценат”); здесь и народ, могучий, талантливый, но вместе с тем покорный своим эксплуататорам (“Коняга”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”), сатира на либеральную интеллигенцию развернута в сказках “Премудрый пискарь”, “Карась-идеалист”, “Самоотверженный заяц”.
М.Е. Салтыков-Щедрин вводит в мир сказки злободневные политические мотивы, раскрывает сложные проблемы современности. Можно сказать, что и идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения к народу и гражданских чувств в русских людях.
5. Работа над литературными терминами.
САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.
ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.
ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.
ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.
6. Работа над сказками проводится по рядам.
Первый ряд работает над сказкой “Вяленая вобла” 1884 год. Раскрыть следующие вопросы:
– История создания
(Сказка была написана для февральского журнала “Отечественные записки”, 1884 г., но изъята по требованию цензуры. Писатель трижды пытался напечатать сказку в России, но безуспешно. И лишь в 1906 году удалось ее напечатать в смягченной редакции под заглавие “Мала рыбка, а лучше большого таракана”)
– Краткий пересказ.
– Как жила вобла? Как объясняет свой ум-разум?
(Умна, что вовремя провялили, лишили чувств, мыслей, совести. “Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести – ничего такого не будет!)
– Какие пороки современности высмеивает сатирик в этой сказке? (Своей проповедью, своими спасительными речами вобла оправдывает и прославляет низменное существование трусливых и жалких “премудрых пискарей”. Процесс “вяления”, омертвения и опошления душ показывает сатирик. Пошлые речи и призывы воблы помогали людям, утратившим гражданское достоинство, “жить”, ни о чем не думая, не заглядывая в будущее.)
Второй ряд работает над сказкой “Дикий помещик” 1869 год. Раскрыть следующие вопросы:
– Краткий пересказ.
– Что сближает сказки Салтыкова-Щедрина с народными сказками?
(Типичные сказочные зачины: “В некотором царстве, в некотором государстве...”, присказки: “По щучьему велению”, “Много ли, мало ли времени прошло...”; характерные для народной речи обороты: “думал-думал”, “сказано-сделано”; постоянные эпитеты: “туча черная”, “тело белое”; троекратные повторения, лексика народных сказок: глядючи, молвит, кишмя-кишат; сказочные персонажи – Медведь Михаило Иванович)
– Какие пороки обличает писатель? О чем сетует?
(Жизнь за счет народного труда превратила помещика в паразита. С исчезновением мужика наступают всяческие лишения, после которых помещик превращается в дикого зверя. Салтыков-Щедрин убеждает в том, что народ-создатель основных материальных и духовных ценностей, опора государства. Горечью проникнуты слова сатирика, посвященные народу. Терпит он притеснения помещика и только к богу обращается за помощью.)
– Выписать из текста сказки примеры: иронии, гиперболы, гротеска.
Третий ряд работает над сказкой “Премудрый пискарь”, 1883 год.
Раскрыть следующие вопросы:
– История создания.
(Время написания и публикации сказки- трудная пора реакции и террора в стране, после удавшегося покушения народовольцев на царя Александра II. В нравственную среду жизни проникают подозрительность, недоверие, равнодушие, трусость. В эту пору сатирик и берется своей сказкой “Премудрый пискарь” напомнить современникам о человеческом достоинстве, о чести и стыде, о мудрости, истинной и мнимой).
– Краткий пересказ.
– Как вы понимаете смысл заглавия сказки “Премудрый пискарь”?
(Премудрый – синонимы умный, рассудительный. Смысл, который вкладывает писатель в слово “премудрый”, бесспорно, ироничный. Учитель знакомит ребят с понятием “анафриз” – языковое явление, при котором слово употребляется в противоположном значении.)
– Какова жизненная позиция пескаря? Над какими пороками размышляет автор?
(Перед нами предстает образ до смерти перепуганного обывателя, “остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет”. Щедрин исследует в этой сказке вопрос: а в чем смысл и назначение жизни человека? Премудрый пескарь стал олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины. Писатель напомнил современникам о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести)
7. Сообщения учащихся по данным вопросам.
8. Работа с таблицей.
– Узнали ли вы то, что хотели узнать? (Отвечая на этот вопрос, учащиеся комментируют записи таблицы.)
9. В заключение делаем вывод и записываем его в тетрадь.
Салтыков-Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно-тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова-Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально-исторический, бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно-исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы – гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
10. Заключительное слово учителя.
Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок Салтыкова-Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Уже кажется ничего не может вывести из нашей жизни ни премудрого пескаря, ни вяленой воблы, ни медведя на воеводстве и т.д. Так кто же эти герои? Часть нашей русской судьбы или все-таки явление временное. Поразмышляйте об этом и напишите дома сочинение-эссе “О существовании героев Салтыкова-Щедрина в наше время” или сочинение на тему: “Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина”.