Ключевые слова: добро и зло, злословие, злоязычие, добросердечность; рассуждение, типы и стили речи.
Key words: the good and the evil, slander, evil-speaking, kind-heartedness, reasoning, types and styles of discourse.
В конспекте урока рассматриваются особенности подготовки к сочинению-рассуждению. Предварительная работа по созданию собственного текста на основе видеороликов, прочтения произведений на заданную тему, опроса молодежи на улицах города, анализа картин, музыкальных произведений способствует качественной подготовке к части “С” ЕГЭ.
The outline of the school lesson deals with the peculiarities of preparing students for a reasoning essay. Preparatory work to create one's own text on the basis of watching films, reading stories and novels on a specific topic, polling young people in the streets, analysing paintings and pieces of music adds to the qualitative preparation for Part C of the Uniform State Examination.
Урок развития речи
Цели:
- отработка навыков работы с текстом;
- демонстрация межпредметных связей русского языка, литературы, истории, этики, основ нравственности, мировой художественной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- Повторение теоретических сведений из разных разделов курса русского языка (лексика: синонимы и антонимы, омонимы, многозначные слова; орфография: правописание н и нн в существительных и прилагательных; стилистика: стили речи, типы речи; этимология: история и происхождение слов; словообразование: составление словообразовательного гнезда и словообразовательной цепочки).
- Анализ двух предложенных текстов.
- Формулирование плана сочинения-рассуждения.
Развивающие:
- Развитие связной речи, логического мышления.
- Знакомство учащихся с образцами художественной культуры.
Воспитательные: развитие чувства прекрасного посредством общения с произведениями искусства.
Оборудование:
- репродукции картин: Врубель “Демон”, Диодоров “Полет Фауста и Мефистофеля”, Глазунов “Мистерия XX в.” и др.;
- раздаточный материал;
- компьютер, мультимедийный проектор, музыкальный центр;
- фонограмма;
- словари (толковые, этимологический, словообразовательный и др.).
Ход урока
I. Актуализация знаний.
1. Обобщение по темам “Текст”, “Типы и стили речи”.
На этом этапе урока учащиеся работают с таблицами и схемами “Признаки текста”, “Типы и стили речи”
1) Вспомните признаки текста.
(Тематическое единство, развернутость, последовательность, связность, завершенность).
2) Назовите основные типы речи (повествование, описание, рассуждение).
2. Работа с текстами С. Лагерлеф. Добро и зло;В. Никифоров-Волгин. Добро и зло.
Понять поведение того или иного человека помогают рассказы В. Никифорова-Волгина. Его книги заставляют задуматься над тем, что способствовало изменению в отношении человека к миру и другим людям; над тем, что могло склонить молодых крестьянских парней топить в проруби приходского священника, поджигать храм, который строили их отцы и деды; над тем, почему “внук Пашка из иконы покрышку сделал в своем нужнике”.
1) К какому стилю и типу речи относятся тексты?
(Художественный стиль. Рассуждение).
2) Какая общая мысль объединяет их? (Необходимо чаще делать добро, быть терпимее к окружающим).
3) Выпишите ключевые слова из двух текстов (добро, зло, злословие, насилие, нечестность).
4) Как вы думаете, почему мальчику в рассказе С. Лагерлеф “ Добро и зло” удалось пройти сквозь препятствия (Глас Князя Мира, Райский Мост, Врата Справедливости)? (Он хотел помочь юноше, чья жизнь была в опасности; бедной вдове, которая должна отдать своих дочерей в рабыни; мысли мальчика были заняты бедняком).
5) Так что же надо делать для того, чтобы преодолеть препятствия? (Помогать обездоленным).
6) Средства выразительности, встретившиеся в тексте:
а) “лезвие тоньше солнечного луча” – сравнение;
б) “стальное лезвие в несколько локтей длиной” – сравнение;
в) “воздух нес его, как будто он был птицей…” – сравнение
3. Орфоэпическая минутка
– Запомните: локтей.
Слово учителя. (Приложение 1)
– Взаимную борьбу добра и зла человек обычно характеризует упрощенно, представляя зло вне себя. И все-таки часто “ линия фронта” добра и зла находится в самой личности, когда конфликтуют долг и влечения человека, разум и чувства, человечность и минутная выгода.
В истории этики зло характеризуется трояко: как глупость (недостаток ума), как слабость (недостаток воли и самостоятельности), как испорченность.
В литературе и в быту трактуется как нечестность, как насилие, грех без покаяния, произвол, паразитирование за счет добра и т.д.
А как в толковых словарях представлены эти слова? (Толковый словарь русского языка под ред. Д. Н. Ушакова)
Зло:
- дурное, греховное, вредное;
- беда, напасть, несчастье;
- злость, досада.
Добро:
- положительное начало в нравственности;
- то, что хорошо, полезно;
- доброе дело, добрые поступки;
- личное имущество, пожитки;
- дрянь, что-н. негодное.
Слово учителя.
– Сегодня мы “сконструируем макет” сочинения-рассуждения на тему “Поединок
добра и зла”, для этого необходимо разделиться на 2 команды, первая будет на
стороне добра, вторая – на стороне зла.
– Помните, что цельным можно назвать такой текст, которому присущи как
тематическое единство, развернутость, так и стилистическое единообразие языковых
средств, отобранных для реализации коммуникативной задачи высказывания,
авторского замысла.
– Если бы вы были авторами толкового словаря, как бы вы истолковали слова:
Добро – (статика, покой).
Зло – (динамика, движение).
II. Презентация словаря “добро” и “зло”. (Приложение 4)
– А какие бы вы еще внесли слова в свой словарь? (Добросердечность,
злоязычие).
– Составьте словообразовательные цепочки с этими словами
Добросердечность (доброе сердце – добросердечный – добросердечность).
Злоязычие (злой язык – злоязычие).
– Есть ли у данных слов омонимы, синонимы?
– Какие ассоциации вызывают у вас эти слова?
III. Составление полей-смыслов. (При составлении полей-смыслов использовалось анкетирование среди учащихся 11-х классов.) (Приложение 3).
Слово | Слова-братья | Слова-враги | Слова-друзья |
Добро | доброта добросердечие добросердечность добродушие доброжелательность добропорядочность |
зло | отвага помощь другу или даже врагу порядочность гордость, но не гордыня смелость самопожертвование принятие решения не только за себя, но и за других, если потребуется кротость чуткость |
Зло | злоключение злокозненный злостный злоба злость злобный зловоние злодеяние злонамеренный злополучие злоречивый злоязычный злоумышленник злюка злыдень злючка злословие |
добро | беспредел равнодушие глупость слабость испорченность нечестность тирания насилие произвол паразитирование за счет добра стремление к разрушению |
Задание:1) Объяснить написание слов, вспомнив орфограмму “Правописание н и нн в существительных и прилагательных”
злоумышленник
злонамеренный
2) Каким способом образованы данные слова? (Сложение с суффиксацией).
3) Есть ли среди “слов-друзей” такие, которые с корнем – зло – ? (Беззлобие, незлобивость, незлобие (устар.))
IV. Поединок.
Вопросы для поединка:
А) Тема 1. Доброта и благотворительность
– Как вы понимаете высказывания:
а) Доброта должна быть профессиональной. (Добрый (непрофессионал) садится за руль, что получается – зло!)
б) Если видишь перед собой доброго человека, нужно быть очень осторожным (представители сект);
в) Добрые люди творят зло ничуть не реже, чем злые;
г) Доброта – это лишь признак, который характеризует намерения человека, а сфера намерений и сфера действия очень часто существуют параллельно друг другу. (По словам психологов, половина тех, кто набивается к нам в волонтеры, – это люди, которые за счет благотворительности хотят решить какие-то свои проблемки. Или сами себе что-то доказать, или окружающим, или сбежать от тягот семейной жизни, или еще что-нибудь. Благотворительность – как митинг).
Проецируется 1-й аргумент: Добрые дела объединяют людей.
Речевые формулировки: С позицией автора нельзя не согласиться. Действительно, в последнее время…
С одной стороны, добрый человек – хороший.
С другой стороны, добрые люди творят зло ничуть не реже, чем злые
Б) Тема 2. Доброта и бизнес.
а) Совместимы ли понятия “доброта и бизнес” (Да. Тот факт, что за его доброе дело платят, делает его (бизнесмена) дисциплинированным, позволяет смотреть на себя со стороны, повышать свои способности);
б) Если не соблюдается такт, необходимая мера культуры, человечности, сдержанности, то до какой степени мы способны быть добрыми?
Проецируется 2-й аргумент: Волонтеры, бизнесмены помогают людям преодолеть одиночество.
В) Тема 3. СМИ добро несут или зло? (Роль зарубежных мультфильмов, статьи в газетах, видеофильмы; высказывание в журнале “Наследник”.)
Г) Тема 4. “Линия фронта” между добром и злом.
а) Находили ли вы в себе “линию фронта” между добром и злом? Постарайтесь вспомнить, когда это было?
б) Согласны ли вы с И.В. Гете, который сказал, что “нет ничего более смертельного для разума, чем признание, что все хорошо”? Аргументируйте свою точку зрения.
в) Какие доказательства вы приведете в подтверждение тезиса о том, что “ не верить в добро есть нравственная смерть, верить в себя самого как источник добра есть безумие”? (Слова принадлежат русскому философу В.С. Соловьеву).
г) А что думают по этому поводу “люди с улицы”?
е) Какие произведения затрагивают тему добра и зла (Гете “Фауст”, Булгаков “Мастер и Маргарита”, Пришвин “Свет и тень”, Достоевский “Преступление и наказание” и др.)
V. Презентация видеороликов. (Приложение 5)
Слово учителя.
-“Во внутреннем мире человека доброта-это солнце”, – утверждал В.Гюго. В самом деле, вряд ли что-то еще может сравниться по силе воздействия с этим качеством. К доброму человеку тянутся все, греясь его теплом и вниманием, и сами потом становятся источником светлой душевной энергии. Это заметили и команды, которые, обратившись к примерам из своей жизни, заставляют нас серьезно задуматься над проблемой добра и зла. Злободневность этой морально-этической проблемы не вызывает сомнений. В последнее время ни один выпуск новостей не обходится без сообщений о том, какие злодеяния творятся в мире: мать убила или выбросила собственного ребенка, подростки издевались над инвалидом и т.д.
– Обозначив проблему и прокомментировав ее, мы переходим к следующему этапу
написания сочинения: авторская позиция (в качестве автора выступает учитель).
– Творить добро можно не только делом (поступками), но и словом. Согласны ли вы
со мной? (высказываются разные точки зрения)
1) “Автор убежден , что творить добро можно не только делом (поступками), но и словом, и подобная уверенность небезосновательна. Мы не задумываемся над обидными словами, которые сгоряча произнесли в адрес своих близких и родных .А ведь всего-навсего необходимо попросить прощение вовремя”.
2) “Я не знаю, как спасти Россию от зла,– знаю, как можно погубить ее. Своим равнодушием”.
– Как можно изобразить Добро и Зло?
VI. Презентация и защита:
а) своих рисунков (Приложение 2)
б) репродукций картин мировой художественной культуры;
в) музыкальные номера (песни, затрагивающие тему добра и зла).
Проецируется 3-й аргумент: Музыка и искусство творят чудеса, делают людей добрее, милосерднее…
Слово учителя.
Вывод: Вы многое поняли, почувствовали. Доброта не только разрешает существующие противоречия, но и , как ни странно, создает новые. Как часто мы бываем слепы и не способны отличить добро от зла, правду от лжи. Справедливость надо творить самому и спрашивать с других. Христианство утверждает жизнь, но не уход от нее. Суть заключается в изменении жизни, даже если это стоит небывалого труда. Ф. М. Достоевский считал, что “Никогда разум не в силах был определить зло и добро или даже отделить зло от добра хоть приблизительно”. И с этим невозможно не согласиться.
Очень важно, чтобы после таких уроков в ваши души запало зернышко нравственности, которое со временем может прорасти и дать плоды добра, любви, сострадания к ближнему.
VII. Подведение итогов урока.
VIII. Домашнее задание: написать сочинение на тему “Поединок добра и зла”. (Приложение 6).