Литература
-
Интегрированный урок (МХК + литература) на тему «2014 год – Год культуры в России. М.Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант» 2015
2014 год объявлен Годом культуры в России. В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям относится М.Ю. Лермонтов, чье 200-летие отмечалось 14 октября 2014 года. Урок МХК и литературы представлен в виде литературно-музыкальной гостиной.
-
Интегрированный урок (МХК + литература) по теме "Искусство начала ХХ века. Русские сезоны в Париже. Ранние балеты Игоря Стравинского и русская поэзия Серебряного века". 11-й класс 2016
Цель урока: дать учащимся представление о синтезе русского искусства начала XX века.
-
Интегрированный урок (ОБЖ + литература) о Полтавском сражении 2010
Интегрированный урок по ОБЖ и литературе расширяет кругозор учащихся, закрепляет знания учащихся о Полтавском сражении. Позволяет совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля, умения анализировать события и давать им оценку. Формирует чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины.
-
Интегрированный урок (обществознание + литература) по теме "Жизнь складывается не только из любви"? 2010
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике.
-
Интегрированный урок (психология + литература) "Конфликт". По рассказу В.Солоухина "Мститель" 2008
На данном занятии учащиеся повторяют литературоведческий материал (идея, сюжет, композиция литературного произведения) и знакомятся с понятием "конфликт", его признаками, физиологическими проявлениями; учатся диагностировать конфликт и устранять негативные для здоровья последствия.
-
Интегрированный урок (психология + литература) по теме "Я хочу научиться дружить" (по сказке С.Прокофьевой "Лоскутик и Облачко") 2009
Данный урок знакомит учащихся со сказкой С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облачко», учит детей анализировать художественные эпизоды произведения и характеризовать литературных героев. Особое внимание уделяется вопросам психологии: знакомству с психологическими терминами, проигрыванию и решению проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения.
-
Интегрированный урок (риторика + литература) в 5-м классе "Текст. Ключики-замочки" 2012
Урок ориентирован на учащихся 5-го класса, изучающих курс "Риторика" по учебнику Т.А. Ладыженской. Основная цель урока – обучение анализу поэтического текста. Учащиеся в игровой форме с помощью полюбившегося им героя учебника – Риторика – знакомятся с сильными позициями текста (заголовок, первое предложение, тема, ключевые слова, композиция, конечные слова текста) и полученные знания применяют при анализе стихотворения Н. Заболоцкого "Лебедь в зоопарке".
-
Интегрированный урок (родная литература + право) "Драма А.Софронова «Игра жизни» глазами закона" 2011
Связь литературы с жизнью показана с помощью деловой игры, в ходе которой дети сами доказывают невиновность главного героя драмы – Ефима. Перенося ситуацию драмы на современность, учащиеся убеждаются в необходимости знаний собственных прав, доказывают, что без достаточных доказательств и фактов суд не может принять решение – постановление.
-
Интегрированный урок (русская литература + башкирская (родная) литература) "Башкортостан – родная земля" 2011
На уроке учащиеся знакомятся с русским писателем С.Т. Аксаковым, с башкирским поэтом Г.Салямом, с картиной известного художника Нестерова М.В. "Родина Аксакова", творчество которых позволяет воспитывать через приобщение к природе чувство любви к своей Родине, учить видеть прекрасное, наблюдать красоту поэтического слова.
-
Интегрированный урок (русская литература + татарская (родная) литература) по теме "Звезда Пушкина, звезда Тукая" 2010
А.С.Пушкин – путеводная звезда для татарского народного поэта Г.Тукая, которому, как и Пушкину в русской поэзии, нет равного в татарской. Каждый из них заставил волноваться общественность своего времени, умы последующих поколений. С Пушкина начинается великий поворот… После Тукая возросли вес и значение национальной и татарской литературы в глазах других народов.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + география) в 6-м классе "Морская регата" 2009
Автор считает, что игровая форма урока повторения, сопровождаемого презентацией, способствует лучшему общению знаний об имени числительном, развитию творческого мышления учащихся, а обращение к материалу уроков географии позволит расширить кругозор детей.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха" 2008
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + математика) на тему «Cклонение количественных числительных"». 6-й класс 2015
Интегрированный урок русского языка и математики в 6-м классе является уроком систематизации полученных знаний. Выбор данной темы обусловлен тем, что имя числительное изучается только в 6-м классе, вызывает много трудностей при склонении и употреблении в речи. Все задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями обучающихся. Фрагменты урока можно использовать на уроке математики при отработке навыков устного счета.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) "Лингводилижанс" 2013
Интегрированный урок русского языка и литературы можно провести среди учащихся 7-8-х классов. Он построен в форме урока-путешествия. Ребята "проезжают" станцию Ономастика, город Фразеологизм, поселок Диалект, село Краснословие, станцию Подумайкино. Урок способствует закреплению знаний в области лексикологии, фразеологии, орфоэпии, морфологии, в области литературы, расширяет кругозор учащихся.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Весна". 5-й класс 2012
Этот интегрированный урок посвящен теме "Весна". По ходу урока перед учениками раскрывается яркость поэтического слова, его многозначность, звучат стихи о весне, ведется работа с картинами известных художников. Воспитательная роль урока заключается в том, чтобы учиться быть внимательными к поэтическому слову, понимать труд поэта, его душу, силу чувств. На примере видения весенней природы в стихах русских поэтов, у школьников формируется чувство гордости за русский язык.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Гласные в приставках пре–при". 6-й класс 2014
Урок разработан в соответствии с требованиями Федеральных государственных общеобразовательных стандартов, предполагающих использование технологий исследовательской деятельности, развитие творческих способностей, индивидуальной и коллективной проектной деятельности. Цель урока: на примере слов из литературного текста (А.С. Пушкин «Дубровский») определить условия написания гласных Е – И в приставках ПРЕ – ПРИ.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Значения глагола в поэтическом тексте Н.Рубцова" 2012
Интегрированный урок русского языка и литературы в 6-м классе помогает выявить различные значения глагола на материале поэзии Н.Рубцова, создает условия для развития творческих способностей, образного мышления учащихся, эмоционального восприятия поэтических произведений.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Имя прилагательное. Обобщение изученных знаний" (6-й класс) 2010
В данном интегрированном уроке объединены блоки знаний по русскому языку и литературе, что позволяет не только обобщить изученное об имени прилагательном, но и пробудить у учеников интерес к личности и творчеству С.А. Есенина.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Кому нужна совесть?" 2008
Предметом исследования является проблема совести, рассматриваемая на материале художественного произведения - сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина "Пропала совесть" и публицистической статьи Ф.Искандера "Откуда взялась человеческая совесть?..."
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Работа над ошибками" 2010
Цели и задачи урока: повторить и закрепить умения и навыки учащихся в определении времени глаголов, развивать орфографическую зоркость, навыки применения правил на письме; воспитывать любовь к родной природе, к зимним пейзажам, дать возможность почувствовать красоту русского слова, развивать коммуникативные функции речи.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Рукописи не горят". 11-й класс 2014
Урок в 11-м классе «Рукописи не горят» проводится на уроке русского языка после изучения романа М.А. Булгакова или на уроках литературы в конце первого полугодия и может стать уроком промежуточного контроля.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Стилистическая роль определений. Эпитет" 2010
Урок, основанный на материале художественной литературы (прозы и лирики И.А. Бунина), позволяет эмоционально и эстетически развивать ребенка, воспитывать в нем чувство прекрасного. На уроке активно используются важнейшие методы личностно-ориентированного обучения: проблемный, исследовательский, экспериментальный, игровой, творческий.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" 2014
Урок помогает на материале повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" систематизировать, обобщить и закрепить знания о причастии; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести; дать представление о репортаже как о жанре, учить писать репортаж.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме «Комплексный анализ текста. Философская сказка». 6-й класс 2014
Тексты Ф.Кривина служат для учащихся образцом того, как с помощью слова можно выразить не только мысли, но и чувства, особенности своего мировосприятия, отношения, оценки. На их материале можно выполнять речеведческие задания, заниматься орфографией, пунктуацией, выполнять разные виды разбора.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература): "Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Двусоставные предложения" 2010
Интегрированный урок русского языка и литературы с целью обобщить и закрепить знания о двусоставных предложениях на основе лирики М.Ю. Лермонтова, посвященной Кавказу; показать яркость и выразительность языка поэзии поэта.
-
Интегрированный урок (русский язык + риторика + экономическая география) по теме "Деловой этикет и рыночные отношения" 2014
Интегрированный урок по русскому языку, риторике и экономической географии проходит в форме заседания бизнес-клуба. Участники работают в группах, используются индивидуальные опережающие задания (работа с различными видами словарей и справочной литературой), отрабатываются этикетные формулы общения в различных жизненных ситуациях, проводится анализ текстов, представлена инсценировка по деловому этикету с последующим анализом языковых средств.
-
Интегрированный урок (русский язык и литература) в 10-м классе по теме "Комплексный анализ текста. Эпизод из романа И.А. Гончарова "Обломов"" 2010
Цели урока: повторение и обобщение темы "Лексика", которая по времени совпадает с работой над романом И.А. Гончарова; закрепление знаний о художественно-выразительных средствах языка на примере отрывка из произведения.
-
Интегрированный урок (русский язык по технологии Ю.А. Поташкиной + литература + православная культура) по теме "Комплексный анализ текста" 2008
Представлен конспект интегрированного урока русского языка, литературы и правосланой культуры по технологии Ю.А. Поташкиной, по теме "Комплексный анализ текста".
-
Интегрированный урок (русский язык+литература) в 9-м классе по теме "Виды сложных предложений" 2009
На данном уроке продолжается работа по формированию навыков анализа лирического текста, прививается чуткое отношение к слову, закрепляется умение работать со справочной литературой, ведется подготовка к сочинению по творчеству А.С. Пушкина, развивается умение работать самостоятельно.
-
Интегрированный урок (русского языка и литературы) в 11-м классе на тему "Уметь следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная" (А.С. Пушкин) 2010
Кроме уроков русского языка и литературы, у учителя есть уникальная возможность развивать логическое мышление учащихся, их речь, умение высказывать собственное мнение. Возможность эта представляется в виде уроков словесности. Именно эти уроки помогают в полной мере выявить тот творческий потенциал, который так часто остаётся незамеченным в том или ином ребёнке.