Интегрированный урок (русский язык + литература) "Лингводилижанс"

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 9

Ключевые слова: былины, пословицы, ономастика, фразеологизмы, диалектизмы, алфавит, А.П. Сумароков, В.И. Даль


Цель урока: духовно-нравственное становление личности подростков.

Задачи урока:

  • Образовательные: закрепление знаний в области лексикологии, фразеологии, орфоэпии, морфологии, в области литературы.
  • Развивающие: расширение кругозора учащихся.
  • Воспитательные: вызвать интерес к изучению родной истории, формирование навыков коллективного творчества.

Ход урока

Учитель. Мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие по загадочной стране Лингвистике, закрепим знания в области морфологии, фразеологии, лексикологии, литературы, попробуем с вами трудиться коллективно и дружно и постараемся узнать много интересного. А совершим мы это путешествие на необычном транспорте – дилижансе. (Презентация. Слайд 1, 2)

А кто из вас знает, что такое дилижанс?

(Жилижанс – это большая крытая повозка для перевозки багажа, почты, пассажиров, появилась в 16 веке в Англии.)

Прослушайте отрывок из известного романа Ш.Бронте “Джейн Эйр”: “Я услышала шум колес и увидела приближающийся дилижанс. Я встала и подняла руку. Дилижанс остановился, Я спросила кучера, куда он едет. Я спросила, сколько стоит проезд. Он сказал: тридцать шиллингов. Я вошла, кучер помог мне сесть. Внутри никого не было. Он захлопнул дверцу, и мы поехали”.

Итак, за проезд, как вы поняли, надо было платить. Платой за проезд будут ваши правильные ответы. Ну, что, поехали? (Музыка.) Слайд 3.

Посмотрите, как называется наша первая станция? (Слайд 4)

Ономастика.

“Река времен в своем стремленье уносит все дела людей

И топит в пропасти забвенья народы, царства и царей”.

В памяти остаются слова и от всего былого имена.

В языкознании есть особый раздел – ономастика. Название он взял от греческого языка onomastike – искусство давать имена. В этом разделе изучаются собственные имена: (Слайд 5)

1. АНТРОПОНИМЫ – собственные имена, относящиеся к людям;

2.ТОПОНИМЫ – географические названия;

3. ОИКОНИМЫ – названия населенных пунктов;

4.УРБАНОНИМЫ – названия внутригородских объектов (улиц, музеев и т.д.)

5.3ООНИМЫ – клички животных;

6. ХРОНОНИМЫ – собственные имена отрезков времени (8 Марта, День Победы ,Новый год, Отечественная война, Петровская эпоха, “золотой век” и т.д.).

Имена, имена, имена,
в нашей жизни звучат неслучайно...

Слайд 6.

Имя человеческое. Что оно значит в жизни каждого из нас? Казалось бы, всего несколько слогов, привычных созвучий, а за ними открываются целый мир и неповторимая судьба человека. Существует даже специальная наука, изучающая имена – антропонимика (от греческих слов antrhropos – “человек” и опута – “имя”).

Общим законом для всех языков является то, что личные имена имели все люди во все времена и во всех цивилизациях. Как и все на свете, имена имеют свою историю. Они рождаются, живут своей жизнью, умирают, а иногда воскресают вновь. Давайте мы с вами попробуем определить значение некоторых имен и фамилий.

1. Назовите фамилию и отчество Ивана Грозного. Что такое фамилия?

(Фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое более чем в двух поколениях. Иван Грозный жил в 16 веке, когда фамилий на Руси еще не было. Первые фамилии в России появились в конце 16 – начале 17 века.)

2. Фамилии образовывались по-разному, например, первый человек, получивший фамилию Кузнецов, был сыном кузнеца, Донской – жил на Дону. А как появились фамилии Татаринов или Свистунов?

(Первая – от этнонима; вторая – от действия.)

3. Палиндромы – это слова перевертыши. Назовите имена, которые одинаково читаются как слева -направо, так и справа – налево. (Анна, Алла, Тит ) (Слайд 7.)

Назовите строку о собаке и цветке – палиндром, составленный когда-то А. Фетом.

(А роза упала на лапу Азора.)

4. Почему колумбами называют первооткрывателей в любой области?

(Испанский мореплаватель Христофор Колумб в 1498 году первым открыл Америку.)

5. Назовите химические элементы, названные в честь известных всему миру ученых. (Курчатовий, кюрий, нильсборий, менделевий, резерфордий, фермий, эйнштейний.)

6. Очень много мифологических и литературных собственных имен перешло в разряд нарицательных. Какие это имена?

(Богиня ночи Никто имела двух сыновей, одного из них звали Гипнос. Римская богиня счастья, случая и удачи – Фортуна. Сын Гипноза – Морфей и др.)

Совсем незаметно мы с вами добрались до города Фразеологизм. Давайте пройдемся по его милым улочкам, (Слайд 8.)

Человек через слово всемогущ;
Язык всем знаниям и всей природы ключ.
Во слове всех существ содержится картина
Cообществ слов всех и действиев пружина.
Г.Р.Державин

Посмотрите, кто нас здесь встречает – Фразеологический словарь. Вспомним, что такое фразеологизмы. Давайте поработаем со слайдами, (Слайд 9.)

Продолжите фразу (голоден как волк... (Слайд 10.))

Следующая работа – восстанови фразеологизм. (Слайд 11.)

А теперь расширим наш словарный запас. Мы часто употребляем в своей речи такие выражения: бить баклуши, за тридевять земель, лясы точить. . . (Слайд 12.) А кто из вас знает, что такое лясы, баклуши, пядь? Тогда я вам подскажу. (Слайд 13,14.)

Следующее задание. Я буду вам читать предложения из произведений. Ваша задача: вычленить фразеологизм и объяснить его.

1 . “Да как же вы с ним жить можете, когда он чуть было вас на тот свет не отправил?” (Чуть не убил.) (Д.Фонвизин “Бригадир”.)

2. “Что делать, Вася! Сын – отрезанный ломоть. Он что сокол: захотел – прилетел, захотел – улетел” (Самостоятельный.) (И.Тургенев “Отцы и дети”.)

3. “Слушай, ты, Абрек! Честное слово, все с тобой согласны. Но... придержи язык” (Помолчи.) (А. Фадеев “Молодая гвардия”.)

4. “Григорий Иванович рассказал все, что случилось. Лиза не верила своим ушам” (Удивлялась.) (А. Пушкин “Барышня – крестьянка.)

5. “Налбандов начинает с места в карьер, без предисловий, не обращая внимания на гостей” (Сразу же). (Б.Катаев “Время, вперед!”)

6. “Все требуют машин, а у него их с гулькин нос” (Очень мало.) (А.Иванов “Тени исчезают в полдень”.)

7. “Надо украшать землю, обстраивать, а не лодыря гонять” (Лениться.) (В.Шишков “Угрюм-река”.)

А теперь угадайте, какие фразеологизмы изображены на рисунках? (Слайды 15–20.)

Ребята, посмотрите, за окнами нашего дилижанса появились дома. Куда же мы приехали?

Поселок Диалект, (Слайд 21.)

Не собирал я редкие словечки,
Но звук родной всегда в душе живет.
Вот место, где сливаются две речки,
Его назвал сутоками народ.
И что мне в том, что в словарях толковых
Такого слова не было и нет,
В нем пенье струй я слышу родниковых,
На шелест трав, на шум лесов ответ.
Его истоки глубоки и чисты,
Я сам его прозрачности дивлюсь.
Так пусть дополнят словари лингвисты,
Твердя стихи поэтов наизусть.
Н.Рыленков. Из книги “Сказка моего детства”

Посмотрите, да здесь настоящее гуляние идет. (Просмотр клипа 3м. 26 с.)

Есть такая русская пословица: “Что ни село, то говор”. В каждой местности, где бытует русский язык, существует свой “ набор” местных языковых особенностей, свой говор или диалект. А какие диалектные слова вы услышали в песне?

Прядиво*, милая, мнем – ПРЯЖА

А, милая, мы от красна** ткем ОСОБЫЙ МЕТОД ТКАЧЕСТВА

Еще один вопрос, проверим вашу внимательность. Какие особенности костромского говора вы заметили?

(Оканье – Кострома, аканье – полячитеся.)

Я предлагаю вам посоревноваться в знании диалектов русского языка, многие диалектные слова вы встречали в книгах. Я назову вам общеизвестное слово, а вы скажете его диалектный вариант. Итак, начали:

1) говорить – сказывать, балакать, баять, гутарить, бахорить;

2) дом – изба, хоромы, хата, курень;

3) иней – куртевень, куржак, кухта;

4) дорога – большак, тракт, шмяк, зимняк, стежка, объездок, путик.

Молодцы, ребята! Вы действительно знаете русский язык. А кто может назвать первого составителя “Толкового словаря живого великорусского языка”?

(Владимир Иванович Даль (1801–1872) – русский писатель, лексикограф, этнограф, 50 лет работавший над созданием словаря ) (Слайд 22.)

В.И.Даль был моряком, врачом, писателем, натуралистом. Он плавал по морям, воевал, путешествовал, сочинял сказки и повести, делал сложные хирургические операции, написал для школьников учебники “Ботаника” и “Зоология”. (Слайд 23, 24.)

С детства Даль любил, по его собственному признанию, “копаться над какой-нибудь ручной работой”: он умел сколотить табурет и выточить на стане шахматы, построить модель корабля и изготовить тончайшее украшение из стекла. Но где бы ни был Даль, чем бы ни занимался, он прислушивался к речи людей – крестьян, ремесленников, солдат. Идут годы, десятилетия. Многое в жизни изменилось. Одни слова из нашей речи исчезли, другие в ней появились. Но так же, как и раньше, мы открываем замечательную книгу – “ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ ЖИВОГО ВЕЛИКОРУССКОГО ЯЗЫКА” и с благодарностью вспоминаем его автора – Владимира Ивановича Даля. Человека, который собирал слова. (Слайд 25, 26.)

Пока мы с вами беседовали, наш дилижанс незаметно подъехал к какому-то большому селу.

Село Краснословие. (Слайд 27.) Да здесь настоящая книжная ярмарка! Какие красивые, нарядные книги! Вы, наверное, догадались, что на этой остановке мы поговорим о сказках, пословицах, поговорках, песнях, т.е. о малых жанрах фольклора. (Слайд 28.)

“Что значит для народной жизни слово? Слово приравнивалось нашими предками к самой жизни. Слово порождало и объясняло жизнь, оно было для крестьянина хранителем памяти и залогом бесконечности будущего.

Вместе с этим оно утешало, помогало, двигало на подвиг, заступалось, лечило, вдохновляло...” (В.Белов “Лад”)

Насколько важно было чтение для простых русских людей, показывает нам картина Виктора Васнецова “Книжная лавочка”. Попробуйте ее описать. (Слайд 29)

Перед книжной лавочкой толпятся люди, и стар, и мал. Детишки с любопытством разглядывают яркие красочные рисунки. Важный старик в лаптях гордо держит в руках, видимо, календарь. Целая очередь выстроилась за ним. Всем хочется что-то приобрести.

Ну что, краснословцы, вы готовы показать свои знания?

1. Во многих русских народных сказках часто повторяются одни и те же фразы. Назовите такие сказки.

(“Репка”, “Колобок”, “Волк и коза”, “Петушок-золотой гребешок” и др.)

2. Назовите сказки, где есть волшебный конь.

(“Сивка – Бурка”, “Конек горбунок”.)

3. Что Морозко подарил Ленивице? (Сундук ворон.)

Вспомните пословицы и поговорки о дружбе.

*Без беды друга не узнаешь.

*Верному другу цены нет.

*Гусь свинье не товарищ.

*Для дружбы нет расстояний.

*Друга на деньги не купишь.

*Дружба дружбой, а служба службой.

*Дружбу помни, а зло забывай.

*Друг лучше старый, а платье новое.

*Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

*Неверный друг – опасный враг.

5. Объясните поговорки:

*душа в пятки ушла (испугался)

*своя рука – владыка (хозяин)

*мелким бесом рассыпается (льстит)

*по заслугам и честь (соответствие)

*у лжи короткие ноги (выйдет наружу).

Посмотрите, какие иллюстрации к пословицам я подготовила. Узнаете пословицы? (Слайды 30–32.)

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Много выбирать – женатым не бывать.

Вижу, с малыми жанрами вы хорошо знакомы, а как с такими, например, как былины? Даже 1000 лет назад на Руси не мог никто точно сказать, с каких пор повелось петь былины и рассказывать сказки. Посмотрим, что вы знаете о былинах.

1. Объясните литературоведческий термин “былина”.

(Жанр русского фольклора, героико-патриотическая песня-сказание о богатырях и исторических событиях Древней Руси.) А кто исполнял былины? (Баян Слайд 33.)

2. Былины вдохновляли многих мастеров искусства на создание оригинальных творений. Кто автор этой картины? (показываются репродукции картин В.Васнецова “Богатыри”, “Витязь на распутье”, И.Репина “Садко”.) Кстати, у композитора Римского-Корсакова есть одноименная опера “Садко”. Заслушаем отрывок? (Песня варяжского гостя) (Слайды 34, 35, 36.)

3. Кем по роду деятельности были былинные герои Микула и Вольга?

(Микула – землепашец, Вольга – князь.)

4. Назовите имя прославленного воина – богатыря, который дважды одерживал победу в схватке с огненным змеем. (Добрыня Никитич.)

Если вы любите веселиться, то наверняка хорошо знаете шутки, прибаутки, песни, Я буду зачитывать вам начало старинных обрядовых песен, а вы – заканчивать строку. Начали.

*На Муромской дорожке стояли три сосны. Прощался со мной милый до будущей ... (весны)

Не ходите, девки, замуж, замужем невесело. Моя мама замуж вышла, голову... (повесила)

* Прощай, Масленица, прощай, красная! Наступает великий пост. Дадут нам редьки... (хвост)

*Котышко-мурлышко, Серый лобишко, не лезь в сметану, оставь ...(Степану)

*Катилась торба с высокого горба. В этой торбе хлеб , соль, пшеница. С кем ты хочешь ...(поделиться).

*Не плачь – дам калач. Не вой – дам другой, не реви – ... (дам три)

*Радуга – дуга, не давай дождя, давай солнышка... (колоколнышка).

*Коси, коса, пока роса. Роса долой, косец... (домой)

* Бегал заяц по болоту, он искал себе работу, да работы не нашел, сам заплакал и... (пошел).

Вот мы добрались до Подумайкино. (Слайд 37.)

“Язык разум открывает”, “Недолго думал, да хорошо молвил”. “Кто говорит, тот сеет, кто слушает, тот собирает”. Вот какие пословицы сложил народ о разуме человеческом. Богат наш язык, велик и могуч! У Валерия Брюсова есть строки, дающие прекрасный образ родного языка: “Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык!” В этом образе все: и удивительное богатство нашего языка, и трудности овладения его тонкостями, и то, что каждый человек – хозяин своего языка, и то, что он обязан подчиняться законам этого языка. В вопросах и ответах конкурса мы, надеюсь, увидим необъятность, прелесть и изумительную красоту русского языка.

В языках разных народов очень много заимствованных слов. Например, в период 1812–1814 годов Европа встречала русскую армию. В Париже на Монмартре на стене одного из ресторанчиков сделана мемориальная доска с надписью: “30 марта 1814 года казаки выкрикнули здесь впервые свое прославленное “быстро”, таким образом, родился предшественник современных французских маленьких кафе. Как они называются? (Бистро – bistro.)

2. Почему в русском языке только 33 буквы, хотя звуков 42?(Потому что согласных букв 21, а согласных звуков – 36,гласных букв 10,гласных звуков – 6.)

3. Корень мой находится в “ цене”, в “очерке” найди приставку мне, суффикс мой в “тетрадке” все встречали, вся же – в дневнике я и в журнале.(О-цен-к-а)

4. Нас пригласили в гости в Салон хорошего произношения. Встречает хозяйка салона Орфоэпия. Почему ее так зовут? (Греч. orthos– правильный и ероs – речь; раздел языкознания, изучающий нормативное литературное произношение.)

Внимание! Черный ящик.

Вы знаете, что омонимы – это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по значению, (Слайд 38, 39, 40) я назову первое слово, а вы должны узнать, что лежит в сундучке.

Вода была очень холодной, чистой, недаром родник носил такое название – Хрустальный ключ. (В ящике – ключ от замка.)

Стрелок отличался исключительной меткостью, но немаловажно было и то, что лук его был изготовлен первоклассным мастером. (В ящике – репчатый лук.)

Галстук бабочка прекрасно дополнит ваш костюм, и вы будете подобающе выглядеть, но в то же время его не надо завязывать. Галстук бабочка – идеальный вариант для тех, кто не умеет завязывать галстуки. (В ящике – бабочка.)

А теперь вопросы посложнее. Угадайте, что изображено па этих слайдах?(финка, литовка) Составьте с ними словосочетания, чтобы было понятно, что это действительно разные по смыслу слова. (Слайды 41, 42.)

Итак, подошло к концу наше путешествие по дороге Лингвистики. Хочу закончить его словами Этибор Ахуновой, узбекской поэтессы:

На столе моем – книги, много радостных книг!
Их открыл мне учитель – мудрый русский язык!
Он к сокровищам знаний – ключ волшебный в руке.
Говорю с целым миром я на том языке!

Нелегкое путешествие было у нас. На Руси водилось после трудов праведных отдохнуть и повеселиться.

Для начала мои помощники расскажут вам интересные сведения о языках

1. Самый распространенный на Земле язык – китайский. Им пользуются 700 млн. человек. На английском говорят свыше 250 млн., на индийских – хинди и урду -280 млн. Общее же количество языков мира превышает 2700. К ним надо прибавить еще 3000 диалектов.

2. Самое маленькое количество букв в алфавите самод –15.

3. Финский и итальянский алфавиты имеют по 21 знаку.

4. Самым длинным географическим названием обладает одна из деревень Новой Зеландии. В этом названии 80 букв: “Туаматавхакататангихпнгакоууауатама-теапокаивхенуакитанатахука-пикамаунгахоргита”. В переводе с языка маори на русский это означает: “Гребень холма, куда забрался Таматеа, человек с большими коленями, поскользнулся, но прошел через гребень и открыл новую землю, где стал играть на флейте для своих родных”.

5. Самое длинное в мире слово – это название одного химического элемента. В нем – 1913 букв. Самая древняя письменность в нашей стране – это колхидское письмо. Ему свыше трех тысяч лет.

Хочется обратить ваше внимание на факты, которые свидетельствуют о “засорении” языка.

Еще в середине 18 века поэт и драматург Александр Сумароков написал небольшую пьесу – “Пустая ссора”. В ней действуют щеголи того времени и их дамы. Посмотрите сцену из нее. (Слайд 43.)

Деламида: Вы так флатируете мне.

Дюмин: Вы не поверите, что я вас адорирую.

Деламида: Я этого, сударь, не меретирую.

Дюмин: Я думаю, что вы достаточно ремаркированы быть могли, что я оставил вас в конфузин.

Деламида: Я этой пансэ не имею, чтобы в ваших глазах эмабль имела.

Ну как вы поняли, о чем идет речь? А вот если вы узнаете, что “флатировать” – это льстить, “адорировать” – обожать, “пансэ” – мысль, то поймете смысл услышанного,

“Восприятие чужих слов, а особенно без необходимости, есть порча языка”, – писал Сумароков.

Такая же чепуха может, случиться и с вами, если весь словесный запас ограничивать такими словечками, как “клево”, “жесть”, “классно”. Надеюсь, у вас все иначе?

Наш дилижанс возвращает вас в стены родной школы. Хочется верить, что вам понравилось наше путешествие? (Слайд 44)

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3