Цели урока:
- закрепление навыков склонения и употребления количественных числительных;
- развитие памяти и логического мышления;
- воспитание гордости за свою страну и героев российского спорта.
Оборудование: мультимедиа, презентация, учебник, листы самооценивания, тетради, изготовленные медали.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и целей урока.
Работаем с листом самооценивания. (Приложение 1)
II. Задание на развитие памяти
13, 6, 20, 16, 17, 10, 19, 30
Получившееся у вас слово ЛЕТОПИСЬ
III. Закрепление изученного материала
– Вспомните, пожалуйста, что такое летопись.
ЛЕТОПИСЬ – погодная запись исторических событий, производимая современником.
– Сегодня на уроке это слово будет ключевым, а
мы с вами – летописцами, то есть составителями
летописи.
– Свидетелями какого знаменательного события мы
с вами стали на прошлой неделе? (Открытие
Олимпийских игр в Сочи)
– Давайте сделаем первую запись:
7 февраля 2014 года состоялось открытие XXII Зимних Олимпийских игр в Сочи.
– Какие числительные по разряду были
употреблены? Докажите. (Порядковые, отвечают на
вопрос какой? и обозначают порядок предметов при
счёте.)
– Какую синтаксическую функцию они выполняют
в данном предложении?
(Обстоятельство и определение)
– Сколько стран-участников прибыло в столицу
Зимней Олимпиады?
– Какую орфограмму должны помнить при написании
числительных 35 и 88?
(В числительных от 5 до 20 и 30 – мягкий знак
пишется на конце, а в числительных от 50 до 80 и от 500
до 900 – в середине)
– Делаем вторую запись в нашей летописи в
тетрадях и на доске:
В Сочи прибыли 35 тысяч спортсменов из 88 стран мира.
– Просклоняем словосочетание 88 стран. (Один работает на закрытой доске)
Учащиеся работают самостоятельно в тетради.
И.п. восемьдесят восемь стран
Р.п. восьмИдесятИ восьмИ стран
Д.п. восьмИдесятИ восьмИ странам
В.п. восемьдесят восемь стран
Т.п. восемьЮдесятьЮ восемьЮ странами
П.п. восьмИдесятИ восьмИ странах
– Давайте сравним наши записи.
– Что помним о склонении числительных от 5 до 20 и
30? (Склоняются как существительные 3-го
склонения)
– А сложные числительные от 50 до 80? (Склоняются
обе части)
– Какое числительное вы употребили в своём
ответе? (Обе – количественное, собирательное)
– Чем закончилась церемония открытия Олимпиады? (Был
зажжён Олимпийский огонь)
– Кто был удостоен этой великой чести? (Владислав
Третьяк и Ирина Роднина)
Спорт – это огромный труд. В этом мы убедились,
наблюдая за нашими спортсменами в первые дни
Олимпиады.
– Назовите имена тех спортсменов, кто принес
нашей стране первые медали.
Делаем следующую запись:
В конькобежном спорте Ольга Граф на
дистанции 3,5 километров завоевала бронзовую
медаль.
Ольга Вилухина в спринте на 7,5 километров
получила «серебро».
– Какие числительные употребили в данных
предложениях? (Дробные)
– Как они склоняются?
Ещё одну серебряную медаль принес в нашу копилку саночник Альберт Демченко.
– Но самую долгожданную победу завевали наши
фигуристы. В командном соревновании Россия стала
обладательницей золотых медалей.
– Сколько фигуристов защищали честь нашей
страны? (10 человек)
– Чем заканчивается церемонии награждения? (Звучит
гимн и поднимается флаг страны-победительницы)
– Ребята, а вы хорошо помните, как выглядит наш
флаг?
– А кто нес флаг команды РФ на церемонии
открытия? (Наш с вами прославленный земляк
Александр Зубков.)
IV. Это интересно
Загадка Российского флага
Российский флаг представляет собой полотнище
из трех цветных полос: белой, синей и красной.
Полосы кажутся одинаковой ширины, но это далеко
не так. Без точного расчета и числительных и
здесь не обошлось. Дело в том, что глаз человека
воспринимает белый цвет объемнее, чем черный или
синий. Поэтому белую полоску надо сделать
немного уже, чем синюю. А красный цвет – это цвет
опасности, он сразу бросается в глаза и кажется
уже, чем на самом деле, поэтому красную надо
сделать шире.
Эти три полосы на самом деле имеют разную ширину.
– А чтобы узнать, в каком соотношении находятся эти полосы, учитель математики предлагает вам выполнить следующие арифметические действия.
Кто быстрее?
Из 100 вычесть произведение 7 и 10, получится…
К 30 прибавить частное 999 и 333, получится…
От 176 отнять сумму 98 и 41, равняется…
(Ребята записывают цифрами примеры и решают их.)
100 – 7 * 10 = 30
30 + 999 : 333 = 33
176 – (98 + 41) = 37
Таким образом, полосы разного цвета на
Российском флаге соотносятся так: 30:33:37
Именно в таком соотношении они кажутся
одинаковыми.
V. Минутка отдыха
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.
VI. Самостоятельная работа учащихся
– А теперь запишем эти примеры словами и определим форму употребленных числительных.
Из ста (р. п.) вычесть произведение семи (р.
п.) десяти(р. п.), получится тридцать (и. п.)
К тридцати (д. п.) прибавить частное девятисот
девяноста девяти (р. п.) и трехсот тридцати трёх(р.
п.), получится тридцать три (и. п.)
От ста семидесяти шести (р. п.) отнять сумму
девяноста восьми (р. п.) и сорока одного (р. п.),
равняется тридцати семи (д. п.)
Не забываем про лист самооценивания.
Подсчитаем количество баллов, заработанных на
уроке, и определим, какую медаль каждый из вас
заработал на уроке. (Вручение учителем медалей)
VII. Подведение итогов урока
– Давайте подведем итог. Что нового вы узнали?
– Что мы вспомнили на уроке?
– Как вы справились с этой работой?
– Какое у вас настроение?
– Желаю удачи!
Презентация (Приложение 2)
Использованная литература
- Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М., Тростенцова Л. А., Дейкина А. Д. Рабочие программы. Русский язык – Москва: «Просвещение», 2011
- Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И. Русский язык [учебник] – Москва: «Просвещение», 2011
- 1 Канал [электронный ресурс]// http://www.1tv.ru/prj/olimp2012/vypusk/17407