Интегрированный урок (русский язык + литература + математика) на тему «Cклонение количественных числительных"». 6-й класс

Разделы: Математика, Русский язык, Литература

Класс: 6


Цели урока:

  • закрепление навыков склонения и употребления количественных числительных;
  • развитие памяти и логического мышления;
  • воспитание гордости за свою страну и героев российского спорта.

Оборудование: мультимедиа, презентация, учебник, листы самооценивания, тетради, изготовленные медали.

ХОД УРОКА

I. Сообщение темы и целей урока.

Работаем с листом самооценивания.  (Приложение 1)

II. Задание на развитие памяти

13, 6, 20, 16, 17, 10, 19, 30

Получившееся у вас слово ЛЕТОПИСЬ

III. Закрепление изученного материала

– Вспомните, пожалуйста, что такое летопись.

ЛЕТОПИСЬ – погодная запись исторических событий, производимая современником.

– Сегодня на уроке это слово будет ключевым, а мы с вами – летописцами, то есть составителями летописи.
– Свидетелями какого знаменательного события мы с вами стали на прошлой неделе? (Открытие Олимпийских игр в Сочи)
– Давайте сделаем первую запись:

7 февраля 2014 года состоялось открытие XXII  Зимних Олимпийских игр в Сочи.

– Какие числительные по разряду были употреблены? Докажите. (Порядковые, отвечают на вопрос какой? и обозначают порядок предметов при счёте.)
– Какую синтаксическую функцию они  выполняют в данном предложении?
(Обстоятельство и определение)
– Сколько стран-участников прибыло в столицу Зимней Олимпиады?
– Какую орфограмму должны помнить при написании числительных 35 и  88?
(В числительных от 5 до 20 и 30 – мягкий знак пишется на конце, а в числительных от 50 до 80 и от 500 до 900 – в середине)
– Делаем вторую запись в нашей летописи в тетрадях и на доске:

В Сочи прибыли 35 тысяч спортсменов из 88 стран мира.

– Просклоняем словосочетание   88 стран. (Один работает на закрытой доске)

Учащиеся работают самостоятельно в тетради.

И.п. восемьдесят восемь стран
Р.п. восьмИдесятИ восьмИ стран
Д.п. восьмИдесятИ восьмИ странам
В.п. восемьдесят восемь стран
Т.п. восемьЮдесятьЮ восемьЮ странами
П.п. восьмИдесятИ восьмИ странах

– Давайте сравним наши записи.
– Что помним о склонении числительных от 5 до 20 и 30? (Склоняются как существительные 3-го склонения)
– А сложные числительные от 50 до 80? (Склоняются обе части)
– Какое числительное вы употребили в своём ответе? (Обе – количественное, собирательное)
– Чем закончилась церемония открытия Олимпиады? (Был зажжён Олимпийский огонь)
– Кто был удостоен этой великой чести? (Владислав Третьяк и Ирина Роднина)

Спорт – это огромный труд. В этом мы убедились, наблюдая за нашими спортсменами в первые дни Олимпиады.
– Назовите  имена тех спортсменов, кто принес нашей стране первые медали.
Делаем следующую запись:

В конькобежном спорте Ольга Граф на дистанции 3,5 километров завоевала бронзовую медаль.
Ольга Вилухина в спринте на 7,5 километров получила «серебро».

– Какие числительные употребили в данных предложениях? (Дробные)
– Как они склоняются?

Ещё одну серебряную медаль принес в нашу копилку саночник Альберт Демченко.

– Но самую долгожданную победу завевали наши фигуристы. В командном соревновании Россия стала обладательницей золотых медалей.
– Сколько фигуристов защищали честь нашей страны? (10 человек)
– Чем заканчивается  церемонии награждения? (Звучит гимн и поднимается флаг страны-победительницы)
– Ребята, а вы хорошо помните, как выглядит наш флаг?
– А кто нес флаг команды РФ на церемонии открытия? (Наш с вами прославленный земляк Александр Зубков.)

IV. Это интересно

Загадка Российского флага

Российский флаг представляет собой полотнище из трех цветных полос: белой, синей и красной. Полосы кажутся одинаковой ширины, но это далеко не так. Без точного расчета и числительных и здесь не обошлось. Дело в том, что глаз человека воспринимает белый цвет объемнее, чем черный или синий. Поэтому белую полоску надо сделать немного уже, чем синюю. А красный цвет – это цвет опасности, он сразу бросается в глаза и кажется уже, чем на самом деле, поэтому красную надо сделать шире.
Эти три полосы на самом деле имеют разную ширину.

– А чтобы узнать, в каком соотношении находятся эти полосы, учитель математики предлагает вам выполнить следующие арифметические действия.

Кто быстрее?

Из 100 вычесть произведение 7 и 10, получится…
К 30 прибавить частное 999 и 333, получится…
От 176 отнять сумму 98 и 41, равняется…

(Ребята записывают  цифрами примеры и решают их.)

100 – 7 * 10 = 30
30 + 999 : 333 = 33
176 – (98 + 41) =  37

Таким образом, полосы разного цвета на Российском флаге соотносятся так: 30:33:37
Именно в таком соотношении они кажутся одинаковыми.

V. Минутка отдыха

Раз  – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – на место тихо сесть.

VI. Самостоятельная работа учащихся

– А теперь запишем эти примеры словами и определим форму употребленных числительных.

Из ста (р. п.)  вычесть произведение семи (р. п.) десяти(р. п.), получится тридцать (и. п.)
К тридцати (д. п.) прибавить частное девятисот девяноста девяти (р. п.) и трехсот тридцати трёх(р. п.), получится тридцать три (и. п.)
От ста семидесяти шести (р. п.) отнять сумму девяноста восьми (р. п.) и сорока одного (р. п.), равняется тридцати семи (д. п.)

Не забываем про лист самооценивания.
Подсчитаем количество баллов, заработанных на уроке, и определим, какую медаль каждый из вас заработал на уроке. (Вручение учителем медалей)

VII. Подведение итогов урока

– Давайте подведем итог. Что нового вы узнали?
– Что мы вспомнили на уроке?
– Как вы справились с этой работой?
– Какое у вас настроение?
– Желаю удачи!

Презентация (Приложение 2)

Использованная литература

  1. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Шанский Н. М., Тростенцова Л. А., Дейкина А. Д. Рабочие программы. Русский язык – Москва: «Просвещение», 2011
  2. Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л. А., Григорян Л. Т., Кулибаба И. И.  Русский язык [учебник] – Москва: «Просвещение», 2011
  3. 1 Канал [электронный ресурс]// http://www.1tv.ru/prj/olimp2012/vypusk/17407