Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха"

Разделы: История и обществознание, Русский язык, Литература


Цели урока:

  1. Научить школьников писать свои поучения потомкам, младшим братьям и сестрам.
  2. Совершенствование навыков анализа текста.
  3. Способствовать развитию речи учащихся и расширить их кругозор.
  4. Воспитание нравственности и бережного отношения к слову.

Средства обучения:

Портрет Владимира Мономаха.

Запись на плакате:

“Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков”. (Владимир Мономах)

Домашнее задание к уроку:

1) повторить понятия – эпитет, сравнение, метафора, восклицание, обращение, повтор – стили речи.

2) индивидуальное задание: составить свои “Поучения” другу, сестре, брату.

На уроке у каждого учащегося на столе “Поучение” Владимира Мономаха.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа с текстом.

1. Вступительное слово учителя.

Все мы знаем имя великого киевского князя Владимира Мономаха. Запишите тему урока “Письма о Поучениях” Владимира Мономаха.

Мономах, как и все грамотные люди тогда, воспитывался на Священном Писании, Святоотеческой и житейской литературе, что, конечно, же проявляется и в “Поучении”. Псалтырь он всегда имел при себе, брал его даже в дорогу. Глубоко сокрушаясь о междоусобицах князей, он решается обратиться к своим детям, чтобы они или те, кому доведется читать его наставление, восприняли его всем сердцем и устремились на добрые дела.

Отказавшись от участия в войне против Ростиславичей и переживая княжеские распри, он в утешение берется за Псалтырь и вот какое место открывает: “Зачем печалишься, душа моя, зачем смущаешься?”, приводя далее почти весь 41-й псалом. Обращается Мономах и к поучению к юношеству Василия Великого: “…при старыхъ молчати, премудрыхъ слушати, старейшимъ покорятися, с равными и меньшими любовь имети” и т.д.

В этом тексте используются обращение, вопрос, восклицание (Душа моя, зачем печалишься? При старых молчать) и т.д.

2. Проверка домашнего задания.

Сообщения учеников, которые получили задание составить поучения своей сестре, брату.

1-й ученик: Никогда не обманывай своих родителей, все тайное непременно станет когда-нибудь явным.

2-й ученик: Будь добрым к людям; все хорошее, что ты делал им, вернется к тебе через этих и других людей.

3-й ученик: Береги природу, ибо даже во сне человек не может вообразить ничего прекраснее природы.

4-й ученик: Не обижай животных, ведь они не могут высказать печаль и боль свою.

5-й ученик: Не суди о других, научись судить о себе самом.

6-й ученик: Не смейся над старостью, т.к. все к ней придем.

7-й ученик: Не хвались. Дождись, чтобы тебя хвалил кто-нибудь другой.

II. Учитель: - Наша задача – анализ “Поучения” Владимира Мономаха.

- Как вы понимаете значение слова “поучение”? Подберите однокоренные слова.

Учащийся пишет на доске

III. Примерный анализ “Поучения”.

Поучение состоит из 3-х частей. Первая часть “Поучения” его автобиография. Вторая часть “Поучения” называется “Рассказ Мономаха о своей жизни”, третья часть представляет письмо двоюродному брату Олегу Святославовичу.

Исповедальность и автобиография “Поучения”, его “субъективность”. Диалогичность речевого строя, простодушие и доверительность интонации характерна для творений Владимира Мономаха, в которых он передает свое восхищение мудрым устройством мира, его красотой. “Что такое человек, если подумать? Велик ты, Господи, чудесны твои дела! Разум человеческий не может понять чудеса Твои!.. Как небо устроено; как солнце, или как луна, или как звезды, и тьма и свет?

И земля на водах положена Твоей волей, Господи; звери разнообразные и птицы и рыбы… и тому удивимся, как птицы небесные летят их теплых земель, чтобы попасть в наши руки, и не останавливаются в одной стране, но сильные и слабые идут по всем странам, по веленью Божью, чтобы наполнились лес и поля… И эти птицы небесные умудрены Тобой, Господи; по воле Твоей поют они и веселей человека, по воле Твоей умолкают, хотя имеют голос…”

В этом отрывке текста Владимир Мономах пользуется обращением, союзами – как, и, частицами – не и ни, восклицанием, вопросом, чтобы выразить свое восхищение устройством мира и создавшим мир Всевышним творцом.

Стиль текста близок к художественному. Благородство и мудрость “Поучения”, зов к добру, милосердию и просвещенности составляют основные линии в нравственно-философской идее творения. Осознание значения собственной жизни как примера современникам и потомкам. “Я” автора, его образ как основа “Поучения”.

- Найдите слово, которым можно было бы сказать о нем уже не только как о князе, мудром государственном деятеле. – Да, перед нами один из первых писателей Руси!

- Каковы его любимые слова и обороты и необходимы ли они в “Поучении”?

“Да, дети мои, или ин кто…”

“Научися, верный человече, быти благочестию делатель…”

Обращение к детям и читателю делает произведение исповедально-автобиографическим. Его интересно читать, оно запоминается ярким и образным.

Обороты речи с придаточными условиями и деепричастными оборотами придает речи Мономаха ненавязчивый, убедительный тон, вызывает благоговение:

“Если же вам придется крест целовать, то, проверив сердце свое, целуйте только на том, что можете выполнить, а целовав, соблюдайте свое слово, ибо, нарушив клятву, погубите душу свою”

Подкупают своим простодушием поучения с использованием слов (“приветить”, “молвить”, “почет”, “чтите”, “навестите”, “не пропустите”), которые и сегодня так необходимы молодому поколению и всем нам!

“Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не приветив его, и доброе слово ему молвите…”

Для речевого строя произведения характерно повествование-рассуждение. В тексте преобладают предложения безличной формы.

“Поучение” притягивает к себе ненавязчивостью, силой мудрости, ума, большого жизненного опыта, который определяется советами Владимира Мономаха: “Не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам”

Частица не и повторяющиеся частицы ни помогают представить образ мудрого человека, человека-праведника и такие наставления западают в душу.

Глаголы повелительного наклонения и противопоставления с союзом а “напойте и накормите просящего”, “убогих не забывайте”, “гордыни не имейте в сердце и в уме: смертны все, сегодня живы, а завтра в гробу” делают текст своеобразным, за которым виден автор мудрости и милосердия.

По своему жанру “Поучение” можно назвать исповедально-автобиографическим произведением. Доверительность интонации творения удивляет читателя. Это достигается при помощи связи предложений различными союзами, или союзными словами – откуда, более, если, частиц – бы, ни, ибо, же, или при помощи глаголов повелительного наклонения, эпитетов, сравнений “Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. Более же всего чтите гостя, откуда бы он к нам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можешь почтить его подарком, то угостите его пищей и питьем; ибо он, проходя, прославит человека по всем землям или добрым, или злым”.

Для текста характерен прямой и обратный порядок слов, смысловое ударение, которое падает в большинстве слов на первый слог, использование местоимений, лексический повтор.

Всегда деятельный, он и детей просит постоянно пребывать в делах, аз всем смотреть, и всему учить.

В этом наставлении используются союзы – что, и обороты речи с союзами – как: “Что знаете полезного, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь; вот как отец мой, дома сидя, овладевал пятью языками”.

Почти во всех наставлениях используются глаголы 1-го или 2-го лица (знаешь, забудешь, не знаешь, не выучишься), глаголы повелительного наклонения (не ленитесь, не допускайте):

“Лень – всему плохому мать: что знаешь, то забудешь, чего не знаешь, тому не выучишься”.

А потому почти к каждому наставлению он присоединяет просьбу не лениться: “…не допускайте лени ни в чем добром”, “В доме своем не ленитесь”, “на войне не ленитесь…”

Самостоятельная работа

I в. Найдите в “Поучении” эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения и другие языковые средства, с помощью которых автор достигает убедительности.

II в. Покажите особенности ритмической организации “Поучения”?

III. Закрепление урока.

1. Покажите, как в “Поучении” соединились нравоучения, автобиография и дидактика? (зачитайте)

2. При помощи каких средств языка проповедует Мономах принципы христианской морали?

3. Соответствуют ли друг другу принципы христианской и мусульманской морали?

4. Какие изобразительно-выразительные средства использует Мономах, описывая красоту природы?

5. Дает ли основание “Поучение” говорить о том, что Владимиру Мономаху, суровому и закаленному в боях воину, свойственны глубокие чувства, что это натура поэтическая? (найдите в тексте и прочтите)

6. Наверно, вам интересно узнать, что Мономах в переводе с греческого означает “единоборец” (мономахос). Почему его так называли, как вы думаете?

IV. Д/з. Составить поучения потомкам.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Лихачев Д.С. Великое наследие. Классические произведения литературы Древней Руси. Собр. соч. в 3 т. – т.2 – с8.
  2. Гудзий Н.К. История древней русской литературы. – М.1966 – с.98.
  3. Древнерусская литература. Книга для чтения. – М. Школа-пресс. 1933.
  4. Ладинский А. Последний путь Владимира Мономаха. – М.1933.
  5. Соловьев К. История России в рассказах для детей “Святая Русь”. -IХ?ХIХ вв. М. Современник, 1994. – с.38-42.
  6. Изукин А.Н. Знаменитые россияне. – М. Просвещение.1996. – с.49-50.
  7. Учебник-хрестоматия для 7 кл.