Цели урока:
- на материале повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" систематизировать, обобщить и закрепить знания о причастии; помочь учащимся разобраться в нравственных проблемах повести; дать представление о репортаже как о жанре, учить писать репортаж
- развивать творческое мышление при выполнении нестандартных заданий; умение давать связный ответ по определенной проблеме; развивать языковую компетенцию учащихся;?способствовать развитию эмоциональной сферы личности, чувственно-образного мышления;
- на примере образа Тараса показать силу и величие подвига во имя служения Родине и православной вере; способствовать формированию личности, способной на глубокое, искреннее чувство; способствовать обогащению коммуникативного опыта.
Тип урока: >интегрированный урок, урок комплексного применения знаний.
Вид урока: урок-репортаж.
Методические приемы: работа по развитию речи, инсценирование, музакальное сопровождение, реализация межпредметных связей, просмотр отрывков из фильма, беседа по вопросам, элементы анализа текста.
Оборудование: аудио- и видио-материал (отрывки из фильма "Тарас Бульба", из фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский"); иллюстрации; литературная газета по творчеству Н.В, Гоголя; раздаточный материал, инсценирование эпизода из повести, презентация урока.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Актуализация.
1.Звучит песня о родине или героях (на экране отрывки из фильма по "Тарасу Бульбе")
- О ком сегодня на уроке пойдет речь? (о защитниках Отечества и ее героях:)
2. Вступительное слово учителя
- Называется наш урок - урок-репортаж. Репортаж - это один из жанров публицистического стиля. (а также эссе, очерк, заметка, интервью, репортаж).
- Что знаете о публицистическом стиле? Где он используется?
В газетах, журнальных статьях, в передачах по радио и телевидению, в выступлениях на собраниях, на сборах и митингах используется публицистический стиль.
В публицистической речи раскрываются актуальные, общественно значимые проблемы, вызывающие интерес общества.
- Каково назначение публицистического стиля?
Назначение публицистического стиля-сообщая, убеждать, воздействовать на массы, формировать у людей определенное отношение к общественным проблемам.
- Как вы понимаете высказывание об этом жанре известного лингвиста?
Репортаж - это глаза и уши читателя.
Г.Я. Солганик
- Значит, какая задача стоит перед автором репортажа?
(Рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели увидели то, что он описывает, словно собственными глазами)
III. Формирование понятий и способов действий.
1. Знакомство с памяткой для тех, кто пишет репортаж.
- Итак, перед репортером стоит задача создать впечатление "сиюминутности" происходящего.
Давайте познакомимся с памяткой для тех, кто пишет репортаж.
Памятка
Отобрать самое главное из того, что происходит.
Изображать событие как процесс.
Выразить свое отношение к событию.
Так писать о событии, чтобы его видели происходящим на самом деле.
Комментатор репортажа должен хорошо разбираться в том, о чем говорит, речь его должна быть эмоциональной, экспрессивной.
2. ПРОСМОТР отрывка из фильма "Тарас Бульба"
3. ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ
(репортаж заранее подготовленного учащегося)
Репортаж № 1
Начинаем наш репортаж с реки Днестр (остров Хортица). Много лет назад, согласно повести Н.В.Гоголя, здесь был казнен запорожский атаман Тарас Бульба.
Мы подходим к месту, где предположительно выронил свою злополучную люльку с табаком Тарас Бульба. "Не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!" - сказал атаман и был схвачен поляками.
Отсюда виден весь Днестр. Он как и тогда течет и звенит, переливаясь в ярких лучах степного солнца. Вот они те берега и те утесы, крутой обрыв: Вот оно это спасительное место, на которое указал Тарас, пожираемый пламенем, где некогда плыли казаки: А вот на этом самом месте Тарас Бульба, сжигаемый на виду у всех, перед лицом смерти проявляет истинное величие: он не думает о себе, все его мысли - о товарищах, о Родине:
Широка река и неиссякаема, как и русская душа: "Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"
Задание № 1:
- Можно ли этот текст назвать РЕПОРТАЖЕМ? Почему?
Задание № 2:
- Назовите причастия, прозвучавшие в этом репортаже, или глаголы, от которых надо образовать причастия действительные и страдательные.
4. ИНСЦЕНИРОВАНИЕ эпизода "Андрий-предатель".
Задание № 1:
- Сейчас мы увидели инсценирование эпизода, знакомого по повести Гоголя :
Выберете себе задание по силам.
- Используя причастия, причастные обороты, составьте небольшой рассказ об этом эпизоде. Для тех, кому еще сложно выполнить это задание, можно составить несколько предложений, используя причастия.
А можно составить словосочетания с причастными оборотами.
Выберете себе задание по силам.
Задание № 2:
1) - Назовите причастия, причастные обороты, определите, какое это причастие, действительное или страдательное, переходное или непереходное .
2). УСТНО (предложение записано на доске)
- Расставьте знаки препинания
Андрий, купивший личное счастье ценой предательства, сделал личный выбор, ставший трагедией.
3). ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ (устно)
- Замените придаточные предложения причастными оборотами с действительными причастиями прошедшего времени.
Она приникла к изголовью дорогих своих сыновей, которые лежали рядом. (лежавших рядом.) 1) Их лица, которые ещё мало загорели, (.................) похорошели и побелели. 2) В высший круг, который состоял из польских и русских дворян, (.............) бурсаков не пускали. 3) Он поднял глаза и увидел красавицу, которая стояла у окна. (............) 4) Площадь, которая имела квадратную фигуру, (............) была совершенно пуста. 5) Она, казалось, тоже была поражена видом козака, который предстал во всей своей красе. (..........) 6) Блажен отец, который родил такого сына.(.............)
По мотивам Н. Гоголя
IV. Применение. Формирование новых понятий и навыков.
1. Творческая работа. (можно в группах)
Задание №1:
- Представьте, что вам надо вести репортаж на одну из тем: "На уроке русского языка" или "Мы изучаем повесть Н.В.Гоголя "Тарас Бульба", что необходимо знать репортеру, чтобы написать репортаж?
В помощь репортеру
1. Самое главное, создать впечатление "сиюминутности" происходящего. Значит, употребляй глаголы и причастия только в настоящем времени.
2. Реальное отображение событий и фактов.
3. Используй в речи оценочную лексику.
Примерный план составления репортажа об этом уроке:
1. Указать дату проведения урока и место, откуда ведется репортаж. Чему посвящен урок, т.е. назовите тему урока.
2. Как долго готовилось это мероприятие, кто принимал непосредственное участие в подготовке урока, с каким настроением занимались подготовкой урока-репортажа?
3. С чего начали подготовку? Что было самым увлекательным при подготовке? А что самым трудным?
4. Какой момент был волнительным, напряженным? Какой момент урока показался самым интересным?
5. Каково общее впечатление от урока? А как вы думаете, понравился ли этот урок присутствующим на уроке гостям?
6. Какое впечатление оставил этот урок лично у вас?
7. Ваши пожелания.
Репортаж № 2
Сегодня, 28 октября 2013 года, мы ведем репортаж из кабинета русского языка и литературы, где начинается открытый урок, посвященный повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"
Мероприятие это готовилось долго и усердно. Принимая непосредственное участие в подготовке урока, могу сказать, что у всех участников было желание провести его на высоком уровне, а как известно, любое серьезное мероприятие требует больших затрат энергии и сил.
Все началось с детального изучения произведения, для формирования собственной точки зрения на происходящие события. Затем началось самое интересное - оформление кабинета, в котором участники проявили свои художественные способности. Забегая вперед, могу сказать, что нам это удалось.
Итак, за 20 минут до долгожданного урока в 7 классе Б внешне все выглядит спокойно, но лишь внешне... На самом деле все волнуются, но считают своим долгом не показывать собственного волнения. Кто-то поправляет оформление кабинета, кто-то проверяет собственную готовность к выступлениям - но все с нетерпением ждут звонка.
Прозвенел тот самый звонок, которого так с нетерпением ждали. Волнения у участников добавилось, так как на уроке присутствовали директор школы :..., завуч :.. и многие учителя-языковеды.
С самого начала урок затянул всех своей тематикой и постановкой, увлечены были все, как участники, так и наблюдатели. И как тут не увлечься? : казнь Остапа, преда-тельство Андрия, смерть Тараса, само содержание повести, сюжет которой построен на любви к родине:. А инсценирование, поставленное учащимися, никого не оставило равнодушным...
Урок произвел на всех неизгладимое впечатление, даже учителя литературоведы, изучающие "Тараса Бульбу" не первый год и не с первым поколением учеников, ушли с урока с новыми впечатлениями, и я подозреваю, что некоторые из них поменяли свой взгляд на героев пьесы и их поступки. Что же говорить о нас, студентах?!!!
Хотелось, чтобы такие уроки проводились чаще, ведь именно они учат нас выраба-тывать собственную точку зрения, способствуют становлению личности, помогают стать Человеком.
Репортаж № 3 "Героическая гибель Тараса".
Мы ведем наш репортаж с площади, где вот-вот состоится казнь казаков. На площадь со всех сторон стекается народ. Это множество старух, молодых девушек, женщин. Много разного народа собралось здесь.
Давайте приглядимся: что выражают их лица? Кто-то угрюмо наблюдает, кому-то все равно, что здесь будет происходить: Вот холоп разносит панам напитки, пирожные. Все здесь дышит ожиданием, толпа жаждет зрелищ:
И вот толпа загудела, это ведут казаков. Впереди всех Остап:Оглядел он своих товарищей и промолвил: "Пусть не услышат ни звука мучений христианина, чтобы ни один из нас не промолвил ни слова". Вот палач сдирает с него лохмотья, его руки и ноги привязывают к "дыбе" и начинают их ломать. Но ни звука не вырвалось из его уст, не дрогнуло его лицо, только отчетливо слышен ужасный хряск костей. Не издает козак "ни крика, ни стону", несмотря на жестокие пытки.
В последнюю же минуту своей жизни Остап, когда "как будто стала подаваться его сила..., воскликнул в душевной немощи:
- Батько! Где ты? Слышишь ли ты?
- Слышу! - раздается среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул".
Остап просит о духовной поддержке, и она к нему приходит.
Задание №2:
Назовите причастия и глаголы. От глаголов УСТНО образуйте причастия.
Укажите, в форме какого времени вы их использовали?
V. Подведение итогов урокам.
- С кем можно сравнить Тараса в его последней битве?
С былинным богатырем: "Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и ногам... И присудили... сжечь его живого в виду всех... Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!"
- В повести "Тарас Бульба" - быстро летящее время, наполненное событиями, сменяющими друг друга. Перечислите их.
(учеба братьев в бурсе, Запорожская сечь, битва под Дубно, предательство Андрия и его смерть, пленение и гибель Остапа, тяжелое ранение и гибель Тараса Бульбы...)
- Определите, какое это причастие, действительное или страдательное? Сколько -Н- напишем?
Обобщающее слово учителя
Эпоха, описанная Гоголем в повести, выдвигала соответствующих героев - сильных, мужественных самоотверженных, воинственных людей, презиравших тепло и уют, скучавших в тихом семейном кругу, привыкших к вольной казацкой жизни, к жестоким сражениям, битвам. Главной ценностью в человеческих отношениях эти люди считают товарищество и братство, основанные на вере и патриотизме. На товариществе и братстве держится мир Запорожской Сечи. Товарищество и братство - то, за что Гоголь любит своих героев.
VI. Этап информации о домашнем задании.
- Дома написать репортаж или заметку о каком-либо эпизоде из повести, используя причастия и причастные обороты.
Необходимо отличать репортаж и информационную заметку.
- Что общего и в чем различия?
Общее содержание: сообщается о каком-либо общественно важном событии.
Различия:
РЕПОРТАЖ: | ЗАМЕТКА: |
1. Изображает событие как процесс. | 1. Лишь сообщает о событии как о свершившемся факте. |
2. Личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется. | 2. Автор остается в тени. |
VII. Этап рефлексии.
Дома вы должны будете написать репортаж или заметку о каком-либо эпизоде из повести, используя причастия и причастные обороты. Готовы ли вы к этой работе? Достаточно ли накоплено фактического и языкового материала?
Насколько, в какой степени вы готовы к выполнению домашнего задания:
Смогу самостоятельно написать репортаж.
Смогу самостоятельно написать сочинение и помочь товарищу.
Задание выполню, если дополнительно поработаю над лексикой.
Нужна помощь учителя.
- Какой этап урока оказался для вас самым плодотворным?
Давайте вместе подумаем, чья работа на уроке заслуживает оценки "5". Кому следует подтянуться? Всем спасибо. Урок окончен.