Цели:
- обобщить и закрепить знания о двусоставных предложениях на основе лирики М.Ю. Лермонтова, посвященной Кавказу;
- показать яркость и выразительность языка поэзии поэта.
ХОД УРОКА
Тебе, Кавказ, суровый царь земли
Я посвящаю снова стих небрежный …
I. Вступительное слово учителя
– Русский язык и литература – это единое
явление в культуре. Изучая литературу, мы не
можем не обращаться к «великому могучему и
прекрасному языку», на котором она
создана. Завершая в 8 классе знакомства с
творчеством М.Ю.Лермонтова, мы еще раз обратимся
к нему, чтобы осознать значения этого человека:
его личности и его поэзии для русской культуры. И
попытаемся проникнуть в творческую лабораторию
поэта.
Поэт Павел Антокольский посвятил памяти М.Ю.
Лермонтова стихотворение «Гроза над
Пятигорском». Я предлагаю вам послушать и
подумать:
– Каким предстает в этом стихотворении М.Ю.
Лермонтов?
II. Чтение стихотворение учащимся
Павел Антокольский
ГРОЗА НАД ПЯТИГОРСКОМ
Гроза разразилась
И с юноши мертвого
Мгновенно сорвала косматую бурку.
Пока только гром наступленье развертывал,
А страшная весть понеслась к Петербургу
Железные воды и кислые воды бурлили и били
В источниках скал.
Ползли по дорогам коляски, подводы, арбы и лафеты…
А юноша спал.
Он спал, ни стихов не читая, не писем,
Не сын у отца
И у века не пасынок!
И не был он сослан,
И не был зависим от гор этих,
Молниями опоясанных…
Он парусом где-то белел одиноким,
Иль мчался по кручам конем легконогим,
Иль, с барсом схватившись,
Катился, визжа, в туманную пропасть!
А утром, воскреснув, гулял у чеченцев в аулах окрестных,
Менялся кинжалом с вождем мятежа!
Гроза разразилась.
Остынув от зноя и снежным дыханьем на мертвого дунувши,
Одели его ледяной сединою
Машук и Бештау,
Склоняясь над юношей:
– Спи, милый товарищ,
Окончилось горе…
Сто лет миновало.
Мы снега белее,
Но мы – старики,
Да и все Пятигорье,
Отпразднуем грозами твой юбилей!
И небо громовым наполнится рокотом!
И гром – агитатор уснувших разбудит
А время? А смерть?
Пропади они пропадом!
Их не был вовсе
И нет, и не будет!
III. Беседа
– Итак, каким предстает Лермонтов перед нами? (Автор
показал, что характер у Лермонтова был
свободолюбивый, сравнивается с горами).
– Ребята, а как Лермонтов был связан с Кавказом? (В
детстве с бабушкой ездил лечиться, 2 раза был в
ссылке, погиб тоже на Кавказе).
– Сейчас из стихотворения выпишем один абзац и
попробуем разобраться в нем. Подумайте, что
объединяет все слова с пропущенными
орфограммами?
Он парусом где-то б_лел од_ноким,
Иль мчался по кручам к_нем легконогим,
Иль, с барсом схв_тившись,
К_тился, визжа, в туманную проп_сть,
А утром, воскреснув, гулял у чеченцев в аулах окрестных,
М_нялся кинжалом с вождем мятежа!
– Что же все-таки объединяет все слова с пропущенными орфограммами? (Орфограмма которая находится в корне слова).
Задание: выполнить синтаксический разбор этого предложения.
Выполнение разбора предложения учащимся
– Ребята, как вы думаете, что Павел
Антокольский передал в этих поэтических
строчках? (Он раскрыл внутренний мир поэта,
вольнолюбие, уважение и понимание к другому
народу, потому что они боролись за свою
независимость).
– Сейчас обратимся к произведениям самого поэта.
Как вы думаете, что значил Кавказ для Лермонтова? (Кавказ
для Лермонтова – символ вольной, неукротимой,
самобытной природы; это край уходящих в небо
вершин и буйно цветущих садов; вольнолюбивых
людей, еще не испорченных цивилизацией; это
земля,.. Он видел Кавказ глазами путешественника,
художника, поэта, война).
IV. Чтение учащимся стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ»
КАВКАЗ
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно? их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла? мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.Я счастлив? был с вами, ущелия гор;
Пять лет пронеслось: все тоскую? по вас.
Там видел я пару божественных? глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
– Подумаете, о чем хотел сказать поэт?
Беседа:
– О чем это стихотворение? (О
природе, о воспоминании о матери и о первой
любви).
– Какую мысль хотел донести автор до читателя? (Что
поэт очарован красотой Кавказа).
– Все ли слова в стихотворении понятны,
постарайтесь объяснить лексическое значение
слов (отторгнут – отнять насильственным путем)
– Назовите художественно-выразительные
средства в этом стихотворении? (Эпитеты –
сладкую песню, в розовый час, памятный глас;
олицетворение – степь повторяла мне памятный
глас; метафора – сердце лепечет).
– Какой художественный прием автор использовал
в стихотворении? (Инверсия – изменение порядка
слов в предложении для достижения
художественной цели).
– Для чего использовал автор этот прием? (Чтобы
ярче выразить чувства любви к Кавказу).
– А сейчас, ребята, делаем морфемный разбор слов
у доски: вечно, повторяла божественный;
морфологический разбор слова: счастлив.
– Назовите сколько букв и звуков в слове тоскую.
V. Чтение учащимся стихотворения «Тебе, Кавказ, суровый царь земли»
Тебе, Кавказ, суровый царь земли,
Я посвящаю снова стих небрежный…
Еще ребенком робкими шагами
Взбирался я на гордые скалы,
Увитые туманными чалмами, –
Там ветер машет вольными крылами,
Там ночевать слетаются орлы;
Я в гости к ним летал мечтой послушной
И сердцем был товарищ им воздушный.
Задание: выполнить (на листочках) частичный разбор предложений, выделить грамматические основы, укажите тип сказуемых.
VI. Задание: выписать простое двусоставное предложение, осложненное деепричастным оборотом из учебника литературы (гл. 13).
VII. Слово учителя
– Ребята, вы знаете, что М.Ю. Лермонтов был одаренным человеком: играл на скрипке, был хорошим математиком, писал картины. Многие из них посвящались гордому и величественному Кавказу.
VIII. Задание: по впечатлениям от картин, стихов составьте 2-3 простых двусоставных предложений.
IX. Подведение итогов
– Итак, что мы повторили о двусоставных
предложениях?
– А что еще сегодня на уроке открылось нам нового
и интересного?
X. Задание на дом
– У кого появилось желание продолжить свои впечатления, напишите мини-сочинение; подготовиться к диктанту.