Интегрированный урок (МХК + литература) на тему «2014 год – Год культуры в России. М.Ю. Лермонтов – поэт, художник, музыкант»

Разделы: Литература, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (91 МБ)


Цель урока: прививать интерес к русской классической литературе через поэзию, живопись и кинематограф, продолжить знакомство с разносторонней личностью М.Лермонтова.

Слайд 1. Здравствуйте. Мы рады приветствовать Вас в нашем классе, который на некоторое время превратиться в уютную литературно-музыкальную гостиную.

Слайд 2. В каждой стране, у каждого народа есть свои любимые писатели. Имена их произносятся с гордостью. К таким писателям принадлежит М. ЮЛермонтов, чьё 200-летие мы отмечали 14 октября 2014 года.

Слайд 3-6. Природа одарила Лермонтова разнообразными талантами. Он обладал редкой музыкальностью - играл на скрипке, играл на рояле, пел арии из своих любимых опер, даже сочинял музыку: есть сведения, что он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню”, да ноты пропали после его смерти и до нас не дошли. Он рисовал и писал маслом картины и, если бы посвятил себя живописи,- без сомнения, мог стать выдающимся художником. Он легко решал сложные математические задачи и слыл сильным шахматистом. Он был великолепно образован, начитан, владел несколькими иностранными языками. Всё давалось ему легко. И всё же свой гениальный поэтический дар он совершенствовал упорным трудом. Будучи современником Пушкина, он хотел вступить в литературу со стихами, достойными занять место рядом с пушкинскими.

Слайд 7.

Вот он, задумчивый и дерзкий, мечтатель юных лет.
Шнуры на куртке офицерской, узоры эполет.
Его слова, вовек живые, вновь повторяй, страна:
“Недаром помнит вся Россия про День Бородина”

Слайд 8-10. Именно этим стихотворением входит в наш мир Лермонтов. Входит и остаётся навсегда. Потом будет одинокий парус, гордый, непокоренный Мцыри, символ вечного обновления Демон.

Какие прекрасные качества у героев Лермонтова! Но если одним словом определить сущность его творчества, то таким словом будет слово “ЛЮБЛЮ”.

Слайд 11-13. Стихотворение: Родина (Приложение 1)

Слайд 14-16. Стихотворение: Москва, Москва!.. люблю тебя как сын (Приложение 1)

Слайд 17-20. Стихотворение: Кавказ (Приложение 1)

Слайд 21.

Мой друг, я не рожден для света
И не умею жить среди людей.
Я не имел ни время, ни охоты
Делить их шум, их мелкие заботы.
Любовь моё всё сердце заняла.

Что же такое любовь для Лермонтова? На этот вопрос он пытается ответить в одном из стихотворений:

Не верят в мире многие любви и тем счастливы.
Для иных она желанье, порожденное в крови,
Расстройство мозга иль виденье сна.
Я не могу любовь определить.
Но это страсть сильнейшая!
Любить необходимость мне.
И я любил всем напряжением душевных сил.

- Что же любил поэт?

– Прежде всего – жизнь. Любил жизнь и хотел жить.

Слайд 21. Стихотворение: “Желанье” (Приложение 1)

Я жить хочу!
Хочу печали -
Любви и счастию назло.
Они мой ум избаловали
И слишком сгладили чело.
Пора, пора насмешкам света
Прогнать спокойствия туман.
Что без страданий жизнь поэта!
И что без бури океан?...
Он хочет жить - ценою муки,
Ценой томительных забот.
Он - покупает неба звуки,
Он даром славы не берёт.

Идет 1832 год. Ни о какой славе ещё нет и речи, никому Лермонтов неизвестен. Радостей немного, а вот страданий предостаточно.

Слайд 23-25. -

В младенческих летах я мать потерял...
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть.

Моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала. Я любил
Все обольщенья света, но не свет,
В котором я минутами лишь жил;
И те мгновенья были мук полны,
И населял таинственные сны
Я этими мгновеньями. Но сон
Как мир не мог быть ими омрачен. 

Слайд 26. Стихи становятся своеобразным дневником юноши, криком его души. Болью сердца.

Как страшно жизни сей оковы
мне в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы,
Никто не хочет грусть делить.

Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник.
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Слайд 27. “Справедливо считают, что Лермонтов успел свершить. И не что-то, а поэтический подвиг... Да-да, не бойтесь этого слова. Подвигом поэтическим, человеческим явилось стихотворение, которое сразу принесло поэту известность.” [1]

“Во всей нашей литературе найдется не много стихотворений, полных такими живыми раскатами благородного гнева против аристократических паразитов, как великое стихотворение Лермонтова”.
А.В.Луначарский.

“Пистолетный выстрел, убивший Пушкина, разбудил душу Лермонтова”.
А.И.Герцен

Слайд 28. Просмотр видеоряда.

Слайд 29. Стихотворение: Смерть поэта (Приложение 1)

Слайд 30. Просмотр видеоряда.

“Лермонтов действительно понял песнь Пушкина, понял его значение, и один он проводил гроб поэта криком злобы, тоски и мести...
Правительство услыхало этот призыв к мести, поняло его общественное значение и сослало поэта прапорщика на Кавказ”.
М.Горький

Слайд 31-35. “О Кавказе Лермонтов не только писал стихи, он оставил 13 картин, 44 акварели“Удивительно талантлив этот юноша. Вот кого жаль! Какие силы были у этого человека! Что бы сделать он мог!” Л.Н. Толстой. Какое дарование! 25 лет не было, он уже пишет “Демона”. А какой запас творческих образов, мыслей, удивительных даже для мудреца. - Федор Михайлович Достоевский.” [1]

Слайд 36. Многие стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова носят “песенные” названия. К колыбельным песням у поэта было особое отношение. Со школьной поры известны нам слова Лермонтова: "Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее я не могу теперь вспомнить, но уверен, что если б услыхал ее, она произвела прежнее действие. Ее напевала моя покойная мать".

Слайд 37. Исполнение песни “Казачья колыбельная” (Приложение 1)

“Лермонтов вышел снова на арену литературы с стихотворением “Дума”, изумившим всех алмазную крепостью стиха, громовою силою бурного одушевления, исполинскою энергиею благородного негодования и глубокой грусти”.
В.Г.Белинский

Стихотворение “Дума” (Приложение 1)

Слайд 38. Просмотр видеоряда.

Судьба распорядилась так, что Лермонтов вынужден был постоянно общаться с людьми высшего общества. Легко ли это было? Об этом тоже в стихах .

Стихотворение Как часто, пестрою толпою окружен. (Приложение 1)

Слайд 39. “Но не подумайте, что Лермонтов только скучал, что просто так проходили его годы. Он работал. Поражаешься, сколько написано им. Более 400 стихотворений, 30 поэм,6 драм,3 романа.” [1]

Слайд 40-42. “Стихотворение “Нищий” было написано в 1830 году. Обращено к Е. А. Сушковой - московской знакомой поэта, в которую тот был горячо, но, увы, безответно влюблен.

По воспоминаниям Екатерины Сушковой, стихотворение было написано после посещения Троице-Сергиевой лавры (куда Лермонтов вместе с Сушковой и другими ходил из Москвы на богомолье) под впечатлением встречи со слепым нищим, который рассказал о молодых “господах”, бросивших ему камни вместо денег. В семье Столыпиных рассказывали иначе: Сушкова будто бы сама из шалости подала нищему камень. Этот эпизод послужил основой для изображения жестокости и равнодушия.” [1]

Стихотворение Нищий. (Приложение 1)

Слайд 43. “Пожалуй, именно Наталье Федоровне Ивановой, одной из знакомых поэта, Лермонтов посвятил наибольшее количество своих стихотворений, мотивом которых являлись: в начале знакомства – восторг и восхищения, и в конце – обманутые надежды и напрасная жажда любви.” [1]

Стихотворение К * (“Я не унижусь пред тобою...”) (Приложение 1)

Слайд 44-45. “Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Первая причина внимания кинематографистов к Михаилу Юрьевичу Лермонтову связана с его положением в русской литературе как бесспорного классика. Второй причиной внимая к нему была сама его противоречивая и загадочная личность, полная драматизма судьба, которая словно была создана для театральных постановок и экранизаций.” [ 2 ]

Слайд 46. Просмотр видеоряда.

Слайд 47. “Последняя по времени создания телевизионная постановка по произведению М. Ю. Лермонтова это – “Герой нашего времени”. Она снята в 2006 году режиссёром Александром Коттом.” [ 2 ]

Слайд 48. Просмотр видеоряда.

Слайд 49. Нет ни одного поэта, который бы не писал о любви, хотя у каждого из них свое отношение к этому чувству. Если для Пушкина любовь – это "созидающее чувство”, "прекрасное мгновенье”, "божественный дар”, побуждающий творчество, то у Лермонтова – это смятение сердца, боль потерь .Стихотворение Я не люблю Вас, и люблю. (Приложение 1)

Слайд 50. “ Лермонтов – гордость нашей страны. Его стихи стали достоянием мировой поэзии. Много еще произведений создал бы Лермонтов, если бы роковой выстрел не прервал так рано его жизнь.

Слайд 51. Просмотр видеоряда.Во время дуэли началась гроза. Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. Секунданты скомандовали сходиться. Лермонтов поднял пистолет дулом вверх и остался на месте. Его лицо было спокойно, даже весело. Мартынов быстро подошёл к барьеру и застрелил поэта в упор. За раскатом грома выстрела не было слышно. Два часа тело Лермонтова лежало под ливнем, освещаемое вспышками молний.

Поэту было 26 лет...” [3]

Слайд 52.

Мне любить до могилы творцом суждено.
Но по воле того же творца
Всё, что любит меня, то погибнуть должно.
Иль как я же страдать до конца.

Слайд 53. Идёт третье тысячелетие, а Лермонтов становится поэтом всё более современным. И причина этому – глубочайший общественный пафос его поэзии, ибо он первый из русских писателей с такой силой поставил, по словам Белинского, “вопрос о судьбе и правах человеческой личности”- вопрос, который призваны решить окончательно мы – новое поколение Российского общества.

Список литературы.

  1. http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/04/09/literaturnaya-gostinaya-posvyashchennaya-tvorchestvu-mikhaila
  2. vrnlib.ru/wp-content/uploads/2014/01/lermontov_obzor.doc
  3. http://out-of-school.area7.ru/?m=4242
  4. http://lermontov.niv.ru/lermontov/kavkaz/vid.htm
  5. http://ru.wikisoarce.org/wiki/
  6. http://javascript:window.close
  7. http://www/a4format.ru
  8. http://russkay-literatura.ru/lermontov-m-yu.html
  9. http://muzruk.info/?p=10974
  10. http://www.youtube.com/watch?v=caYecHOMcak
  11. http://www.internetlook-online.com/blog/2011-10-15-458
  12. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,159499/Itemid,118/
  13. http://elenaranko.ucoz.ru/ Шаблон презентации Ранько Елены Алексеевны учителя начальных классов МАОУ лицей №21 г. Иваново