Я хочу научиться дружить…
Цель: психологическая помощь учащимся 5-х классов в развитии навыков общения в процессе адаптации и социализации.
Задачи:
- Обучающие:
- знакомство с творчеством С.Л. Прокофьевой;
- анализ художественных эпизодов, характеристика героев сказки.
- Развивающие:
- развитие навыков общения, формирование навыков сотрудничества со сверстниками, сплочение группы;
- выявление лидеров, распределение ролей в группе;
- снятие эмоционального напряжения;
- Воспитывающие:
- проигрывание и проговаривание проблемных ситуаций, возникающих в процессе общения.
Возраст детей: 9 – 11 лет.
Форма занятия: интегрированный урок с элементами психологического тренинга.
Содержание урока: психологический анализ сказки С.Л. Прокофьевой «Лоскутик и Облако».
Материалы для урока:
- компьютерная презентация «С.Л. Прокофьева. Автор сказок для детей»
- рисунки учащихся – портреты героев, понравившиеся эпизоды
- музыкальное сопровождение: детские песни о дружбе
- бумага белая и цветная, маркеры, фломастеры, клей, краски
- цветные жетоны для деления на команды
- лесенка с вопросами, 2 человечка
Предварительная работа:
- на уроках литературы предварительно:
- анализ эпизодов сказки,
- отгадывание кроссворда по тексту,
- инсценирование эпизодов,
- на занятиях по психологии
- проходит работа в группах,
- применяются элементы арт-терапии,
- используются ролевые игры и т.д.
ХОД УРОКА
1 часть
Этап урока |
Содержание урока |
Разное |
I. Вводная часть | Разминка Деление на команды. |
5 мин. Цветные жетоны на 4 команды по 6 человек. Паспорт на команду. |
II. Вступительная часть | Презентация <Приложение
2>, рассказывающая о
писательнице С.Л. Прокофьевой/ Фронтальный опрос. Дети набирают смайлики себе на стенгазету <Рисунок 1> |
5 мин. Песочные часы |
III. Основная часть 1. Разминка
2. Анализ текста
Психологическое просвещение, знакомство с терминами |
Кроссворд Каждой команде лист. Потом сдают. Пока идёт викторина – проверяется кроссворд <Приложение 3>. Викторина <Приложение 4> – По кругу командам по 2 вопроса Вопрос команде от команды Капитан может брать помощь команды, но балл снижается; может быть спасение ответа другой командой. Даришь ответ – команде проигрывающей отдаёшь заработанное очко, если нет – зарабатываешь только сам. Бонус – если даришь, то набираешь сам в 2 раза больше. Работа по тексту
«Ни с кем», а «у кого» – эпизоды из детства и т.д.
Стихотворение «Мой друг» Аллы Воробей <Приложение 5> |
5 мин.
10 мин.
Термины напечатать Беседа о героях
|
2 часть
Этап урока |
Содержание урока |
Разное |
I. Вступительная часть
II. Лесенка |
– Как вы понимаете смысл эпиграфа? – Как бы вы определили тему сегодняшнего урока? (открывается тема) Перед нами лесенка <Рисунок 2>. Объясните – почему. Что значит лесенка в нашей теме? – «2 человечка» поднимутся и будут понимать что-то о себе как о друге. 1 ступенька с вопросом: Можно ли судить о человеке только по внешности? Правильный ответ: Нет, нельзя
2 ступенька: Внешность = характер? Ответ: Не всегда Подбор черт личности. Необходимо правильно
подобрать их к Герою. Выбирают – тянут листик с
именем. Выбирают черты личности. Защита своего
героя.
Игра «Фраза с настроением» Каждой команде произнести фразу… соответствующим образом:
Фразы:
3 ступенька: О чём нам говорят поступки человека? Инсценирование подготовленных отрывков:
Барбацуца и Лоскутик (глава 21), Слыш и Облако
(глава 16). Внешность, характер и поступки могут меняться. Пример: Лоскутик и Мельхиоры (страх всегда), Лоскутик и Барбацуца (от страха к любви). Итак, можно разделить героев на положительных и
отрицательных.
4 ступенька: Что мешает и что помогает дружить? Агрессивность (Барбацуца), Облако (обидчивость, ревность, капризность), обидные слова (Барбацуца, Облако) – «есть такие слова, которые нельзя говорить даже понарошку». Какое качество есть у Лоскутика, которого нет
почти ни у кого другого в таком количестве? –
Терпимость к людям. Надо правильно рассортировать черты характера
Составление правил дружбы <Приложение 6> 5 ступенька:
|
Эпиграф на доске
5 мин.
Вырезки из журналов с фотографиями – 2 портрета по 2 штуки.
5 мин.
Список черт личности – 4 штуки,
3 мин. Листы с заданием, пока переодеваются артисты.
10 мин.
Привести примеры из текста
5 мин. На доске – названия черт характера
Из вырезок собрать и прочитать
Листы А3, карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей |