Интегрированный урок (психология + литература) "Конфликт". По рассказу В.Солоухина "Мститель"

Разделы: Литература, Школьная психологическая служба


Цели (литература):

  • закрепить знания о сюжете и конфликте,
  • познакомиться с понятием “внутренний конфликт”,
  • определить идею рассказа, как писатель решает тему мести,
  • развитие речи учащихся, образного, логического мышления.

Цели (психология):

  • дать понятия “конфликт” (в том числе внутриличностный);
  • физиологические признаки конфликта, развитие навыков рефлексии, умения “видеть” конфликт (осознавать свои чувства), пути его преодоления.

Оборудование:

  • распечатанный рассказ В. Солоухина “Мститель”,
  • адания для групп,
  • 8 листов (А4) - по два на группу,
  • маркеры,
  • магнитофон,
  • приложение с заданиями.

На доске: формулировка из психологического словаря п/р Неймера Ю.Л. “Конфлнкт (от лат. conflictus - столкновение) -столкновение противоположных взглядов, интересов; серьёзное разногласие, острый спор” и из Справочника школьника по литературе: “Конфликт - это противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведенни действующими снлами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера”.

ХОД УРОКА

I. Звучит музыка (Этюд А.Скрябина “Революционный”)

Какие чувства вызывает эта мелодия? (волнует, слышатся напряжённые звуки, смятение, буря эмоций ...)

Как меняется настроение?

- Такую же или подобную бурю чувств мы переживаем, когда становимся участниками конфликта.

- Нарисуйте кривую, отражающую настроение данной мелодии (в группах).

II. Тема урока, запись в тетрадь.

“Конфликт. По рассказу В.Солоухина “Мститель”.

- . Цель: закрепить знания о сюжете, композиции и конфликте в литературном произведении; рассмотреть, как переживает конфликт человек.

III. Упражнение “Ассоциативный ряд”.

В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как Конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово “конфликт”. Какой образ подсказывает ваше воображение? (если мебель - то какая? одежда - ... ; посуда - ...). Какой конфликт произошёл в рассказе В.Солоухина “Мститель”? (краткий пересказ сюжета).

IV. Работа с рассказом.

- Как построен рассказ? Повторение литературоведческого понятия “сюжет”, “композиция”

(д/з).

- Определите кульминацию в развитии сюжета (последнее событие в развитии действия). Вывод: Психология мальчика является основой развития сюжета.

V. Понятие “конфликт”. Коллективная работа: продолжите фразу “Конфликт - это ... ”

(некоторые версии записываются на доске). Сравниваем с формулировкой из словарей, записываем в тетрадь

VI. Работа в группах.

Нарисуйте схему конфликта (выступление 4-х групп)

- Разве о борьбе этих детей повествуется в рассказе? Посмотрите на схему сюжета, нет ли здесь ещё конфликта?

Да. Конфликт происходит в душе героя. Охарактеризуйте его (в группах ещё на одном листе):

Записываем рядом со схемами названия конфликтов: внешний и внутренний.

Какой из них основной, главный? Кто побеждает в борьбе? - доказываем текстом.

VII. - А как же герой из мстителя превращается в друга? Что происходит в душе героя? Как он переживает конфликт? Давайте разберёмся.

Работа по группам:

Примеры грубой лексики героя, которая служит подтверждением злодейского замысла мальчика.

Проиллюстрируйте текстом, как автор передаёт эмоциональное состояние мальчика, опираясь на описания природы .

Выпишите оценки мальчиком Витьки, что подкупает его в обидчике. (Вывод: умение объективно посмотреть на ситуацию помогает преодолеть конфликт).

Примеры колебаний героя, доказательства его волнения (как тело мальчика реагирует на стресс).

Обсуждение.

Вывод: Благодаря чему возникает дружба (прощение, великодушие)? - Фактор времени!

VIII. Индивидуальная работа (самоанализ).- см. задания из Приложения

  • Отметьте те симптомы, которые свойственны лично вам в конфликтах, оцените степень их проявления по 1О-бальной шкале. Добавьте то, что здесь не указано.

Вывод: Как работать с телом - вспомните материал прошлого года.

  • Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, очень важно умение осознавать свои чувства.

Подчеркните характерные для вас чувства и эмоциональны состояния (если список эмоций и чувств недостаточен, расширьте его). Вывод: Как справиться с негативными эмоциями и чувствами?

  1. Найдите выход из конфликтной ситуации.

Обсуждение: Что влияет на ваш выбор выхода из конфликтной ситуации?

IХ. Итог урока.

Как вы считаете: конфликт - это хорошо или плохо? Какой важнее: внешний или внутренний?

Х. Домашнее задание (задание 2 из Приложения): К ключевым точкам на условной “эмоциональной тропинке” подведите стрелочки от соответствующих подчёркнутых вами слов.

Как найти выход из конфликтной ситуации?

Подробно о способах выхода их конфликтной ситуации мы поговорим на следующем уроке.

Литература

1. При разработке урока использовались материалы из книги “Я иду на урок литературы. Современная русская литература 1970-1990-е годы”. – М.: Первое сентября, 2001. (с.274 – 277).