Цели (литература):
- закрепить знания о сюжете и конфликте,
- познакомиться с понятием “внутренний конфликт”,
- определить идею рассказа, как писатель решает тему мести,
- развитие речи учащихся, образного, логического мышления.
Цели (психология):
- дать понятия “конфликт” (в том числе внутриличностный);
- физиологические признаки конфликта, развитие навыков рефлексии, умения “видеть” конфликт (осознавать свои чувства), пути его преодоления.
Оборудование:
- распечатанный рассказ В. Солоухина “Мститель”,
- адания для групп,
- 8 листов (А4) - по два на группу,
- маркеры,
- магнитофон,
- приложение с заданиями.
На доске: формулировка из психологического словаря п/р Неймера Ю.Л. “Конфлнкт (от лат. conflictus - столкновение) -столкновение противоположных взглядов, интересов; серьёзное разногласие, острый спор” и из Справочника школьника по литературе: “Конфликт - это противоборство, противоречие между изображёнными в художественном произведенни действующими снлами: характерами, характером и обстоятельствами, различными сторонами характера”.
ХОД УРОКА
I. Звучит музыка (Этюд А.Скрябина “Революционный”)
Какие чувства вызывает эта мелодия? (волнует, слышатся напряжённые звуки, смятение, буря эмоций ...)
Как меняется настроение?
- Такую же или подобную бурю чувств мы переживаем, когда становимся участниками конфликта.
- Нарисуйте кривую, отражающую настроение данной мелодии (в группах).
II. Тема урока, запись в тетрадь.
“Конфликт. По рассказу В.Солоухина “Мститель”.
- . Цель: закрепить знания о сюжете, композиции и конфликте в литературном произведении; рассмотреть, как переживает конфликт человек.
III. Упражнение “Ассоциативный ряд”.
В фокусе нашего внимания - конфликт. Когда мы говорим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он выглядит в поведении людей. Сейчас мы исследуем, как Конфликт отражается на внутреннем состоянии человека. Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово “конфликт”. Какой образ подсказывает ваше воображение? (если мебель - то какая? одежда - ... ; посуда - ...). Какой конфликт произошёл в рассказе В.Солоухина “Мститель”? (краткий пересказ сюжета).
IV. Работа с рассказом.
- Как построен рассказ? Повторение литературоведческого понятия “сюжет”, “композиция”
(д/з).
- Определите кульминацию в развитии сюжета (последнее событие в развитии действия). Вывод: Психология мальчика является основой развития сюжета.
V. Понятие “конфликт”. Коллективная работа: продолжите фразу “Конфликт - это ... ”
(некоторые версии записываются на доске). Сравниваем с формулировкой из словарей, записываем в тетрадь
VI. Работа в группах.
Нарисуйте схему конфликта (выступление 4-х групп)
- Разве о борьбе этих детей повествуется в рассказе? Посмотрите на схему сюжета, нет ли здесь ещё конфликта?
Да. Конфликт происходит в душе героя. Охарактеризуйте его (в группах ещё на одном листе):
Записываем рядом со схемами названия конфликтов: внешний и внутренний.
Какой из них основной, главный? Кто побеждает в борьбе? - доказываем текстом.
VII. - А как же герой из мстителя превращается в друга? Что происходит в душе героя? Как он переживает конфликт? Давайте разберёмся.
Работа по группам:
Примеры грубой лексики героя, которая служит подтверждением злодейского замысла мальчика.
Проиллюстрируйте текстом, как автор передаёт эмоциональное состояние мальчика, опираясь на описания природы .
Выпишите оценки мальчиком Витьки, что подкупает его в обидчике. (Вывод: умение объективно посмотреть на ситуацию помогает преодолеть конфликт).
Примеры колебаний героя, доказательства его волнения (как тело мальчика реагирует на стресс).
Обсуждение.
Вывод: Благодаря чему возникает дружба (прощение, великодушие)? - Фактор времени!
VIII. Индивидуальная работа (самоанализ).- см. задания из Приложения
- Отметьте те симптомы, которые свойственны лично вам в конфликтах, оцените степень их проявления по 1О-бальной шкале. Добавьте то, что здесь не указано.
Вывод: Как работать с телом - вспомните материал прошлого года.
- Чтобы найти выход из сложившейся ситуации, очень важно умение осознавать свои чувства.
Подчеркните характерные для вас чувства и эмоциональны состояния (если список эмоций и чувств недостаточен, расширьте его). Вывод: Как справиться с негативными эмоциями и чувствами?
- Найдите выход из конфликтной ситуации.
Обсуждение: Что влияет на ваш выбор выхода из конфликтной ситуации?
IХ. Итог урока.
Как вы считаете: конфликт - это хорошо или плохо? Какой важнее: внешний или внутренний?
Х. Домашнее задание (задание 2 из Приложения): К ключевым точкам на условной “эмоциональной тропинке” подведите стрелочки от соответствующих подчёркнутых вами слов.
Как найти выход из конфликтной ситуации?
Подробно о способах выхода их конфликтной ситуации мы поговорим на следующем уроке.
Литература
1. При разработке урока использовались материалы из книги “Я иду на урок литературы. Современная русская литература 1970-1990-е годы”. – М.: Первое сентября, 2001. (с.274 – 277).